«Межведомственная рабочая группа под эгидой нашей комиссии проработала возможные варианты реабилитации польских граждан и выработала на этот счет рекомендации, которые представлены в администрацию президента России, где они обсуждены. Продолжается работа», – сказал Митюков, передает «Интерфакс».
«На настоящий день рассекречено 148 из 183 томов (катынского) уголовного дела», – сообщил Митюков на заседании президентского Совета по правам человека.
#{ussr}По его словам, польские юристы считают, что реабилитация польских граждан должна быть осуществлена «списком», они настаивают на изменении квалификации катынского преступления, а также на проведении эффективного расследования и рассекречивании всех материалов.
В феврале посол России в Варшаве Александр Алексеев сообщил, что идет поиск возможностей реабилитации расстрелянных в Катыни польских офицеров. «Уверен, что формула, устраивающая родственников и не противоречащая российскому законодательству, будет найдена», – сказал дипломат.
Термин катынское преступление считают собирательным: он означает расстрел в апреле – мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. СССР десятилетиями не признавал того, что поляки были расстреляны сотрудниками НКВД.
В современной России Главная военная прокуратура (ГВП) расследовала катынское дело, но закрыла его в 2004 году. Постановление ГВП о прекращении расследования дела по Катыни засекречено.
В июне 2010 года главный военный прокурор России Сергей Фридинский заявил журналистам, что не видит оснований для возобновления расследования катынского дела и признания убитых поляков жертвами репрессий.
В конце прошлого года Госдума в специальном заявлении признала, что расстрел польских офицеров в Катыни был совершен по прямому указанию Иосифа Сталина и других советских руководителей.
Правозащитники заявляют, что точку в катынском деле поставит юридическая реабилитация расстрелянных в 1940 году в СССР польских военнопленных.
«Решение катынской проблемы нужно прежде всего нам, в России. Это наша внутренняя проблема», – сказал ранее глава польской программы общества «Мемориал*» Александр Гурьянов.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента