«Восточное партнерство» – так называется политический инструмент, с помощью которого ЕС стремится приблизить к себе некоторые страны, расположенные у его восточных рубежей.
Долгое время казалось, что от претендентов на благоволение и деньги Евросоюза не будет отбоя, так как после 1989 года Европа считалась регионом, попасть в который желали все. Расширение ЕС на Восток стало зримым последствием этого коллективного стремления на Запад.
Однако Брюссель с растущей беспомощностью наблюдает за тем, как его все более уверенные в себе соседи вроде Украины противятся слишком большой близости с Евросоюзом. Этому есть причины. ЕС теряет привлекательность из-за финансового кризиса, который давно превратился в кризис структурный. Москва завоевывает пространство. А задавать судьбоносный для европейцев вопрос о том, какое место занимает Россия на Западе, уже никто не решается, передает Deutsche Welle*.
Эту дилемму легко проиллюстрировать на примере с Белоруссией. Страны, участвующие в программе «Восточное партнерство», отказались критиковать режим Лукашенко и подавление акций оппозиции в Минске. Это показывает, насколько далеки такие страны, как Азербайджан, Армения, Грузия или Молдавия, от общеевропейских ценностей. У них самих не все в порядке с соблюдением прав человека, их выборы не отвечают демократическим стандартам, они не способны даже на словесные уступки.
Белоруссии очень пригодилась бы помощь Запада, но она не хочет оплачивать эту помощь демократическими реформами. 9 млрд евро предложил Евросоюз Лукашенко в ходе последнего саммита «Восточного партнерства» и в то же время в начале текущей недели вновь расширил санкции против Белоруссии. Но ни пряник, ни кнут не годятся для приручения авторитарных властителей на востоке. Минск, провоцируя ЕС, издал закон, который еще сильнее ограничил свободу собраний. Политика ЕС не привела ни в ситуации с Киевом, ни в случае с Минском к решению в пользу Европы.
Ведь с другой стороны Москва манит к себе пением сирен. Крепнущая Россия под руководством Владимира Путина тоже предлагает деньги, она требует взамен экономического, а не политического подчинения.
Путин хочет расширить Таможенный союз и мечтает о Евразийском союзе в качестве своего рода новой версии СССР. Возможно, подобная риторика – всего лишь признак начавшейся избирательной кампании, однако это свидетельствует и о том, что Россия вновь усиливает влияние в регионе и стремится противопоставить больной Европе свою новую-старую силу.
Во внешней политике Евросоюза наблюдается растерянность. Отказать, к примеру, Украине в договоре о свободной торговле после приговора Тимошенко и тем самым спровоцировать ее на более тесную связь с Россией было бы логичным, но в долгосрочной перспективе неумным шагом. Дверь должна быть открыта даже в том случае, если на нынешний момент найдется мало желающих в нее войти.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента