«По росту ВВП отклонение составило 14,6 процентного пункта при допустимом значении не более 0,5 процентного пункта, по инфляции – 0,3 процентного пункта при допустимом значении 0, по инвестициям – 30,8 процентного пункта при 1,5 процентного пункта допустимого отклонения», – сказал Горегляд, передает «Интерфакс».
Кроме того, аудитор обратил внимание на необходимость повышения качества управления государственными финансами. Так, по его словам, в 2009 году не в полном объеме были исполнены доходы, предусмотренные уточненным прогнозом, также были использованы не все резервы дополнительных поступлений доходов в бюджет. Ряд министерств и ведомств, в числе которых и Минфин, по словам Горегляда, перевыполнили свои планы по поступлению доходов, однако значительное количество ведомств свои задания по доходам не выполнили.
Также, по словам Горегляда, в 2009 году наблюдался рост кредиторской задолженности бюджета, в связи с чем главным распорядителям бюджетных средств было рекомендовано принять существенные меры по ее сокращению.
Счетная палата также провела анализ программы внешних заимствований бюджета России. Так, по данным ведомства, в 2009 году внешние заимствования сократились по сравнению с 2008 годом на 31,2%. При этом фактически использованы были иностранные заимствования на 34,1% от объема, установленного программой внешних займов. По словам Горегляда, ряд контрольных мероприятий Счетной палаты России выявил, что «имеются займы, которые использовались неэффективно».
Говоря о нормативно-правовом обеспечении исполнения бюджета России в 2009 году, Горегляд отметил, что в первом квартале 2009 года «правительство было малоактивно и существенно отстало от графика принятия нормативных актов».
В результате основной объем актов был принят уже во втором полугодии, в том числе в декабре было принято девять нормативных актов. Таким образом, по словам Горегляда, в первом полугодии бюджет России исполнялся «в не адаптивной к социально-экономическим условиям нормативно-правовой базе».
Он также подчеркнул, что Минэкономразвития приостановило подготовку постановления правительства о сводном докладе по основным направлениям деятельности правительства, что, в частности, привело к внесению ряда изменений в закон о бюджете.
Помимо этого, отметил он, в ходе исполнения бюджета 2009 года не были исполнены отдельные нормы статей закона о бюджете.
«По существу управление экономической и бюджетной системой осуществлялось в ручном режиме», – заключил Горегляд.