Самусенко полагает, что ОАО «Вертолеты России» совместно с отраслевыми институтами одобрят те направления, которые разработчики ВВЛА 5-го поколения (МВЗ им. М. Миля и «Камов») предложат для реализации.
«Мы, российские вертолетчики, в начале пути по этой проблеме и сейчас занимаемся решением вопроса скоростного полета с помощью выбора перспективных профилей, проведения исследований по перспективным материалам и т. д., – пояснил генконструктор. – Сейчас программы по реализации этих задач формируются», – сообщает ИТАР-ТАСС.
По словам Самусенко, практические работы начнутся не с «железа», а с научно-исследовательских работ (НИР), которые должны завершиться рекомендациями. Если они будут положительные, то начнутся опытно-конструкторские работы (ОКР). При этом, объяснил генконструктор, ОКР не обязательно должны завершиться конкретным решением всех проблем вертолетов пятого поколения. Здесь возможна итерация: например, решение проблемы скоростного несущего винта. Для этого нужно будет выбрать соответствующий профиль, определенные аэродинамические компоновки и опробовать их в рамках НИР, причем в аэродинамической трубе (АДТ), не обязательно в летательном аппарате.
Задачи летающего комплекса пятого поколения, его место в оборонительной концепции России будут определены, прежде всего, заказчиком и вытекать из тех военных концепций, которые будут существовать у нас в ближайшие 10–15 лет, считает Самусенко. Если в настоящее время боевые вертолеты применяются для поддержки сухопутных войск, выполнения разведывательных функций, огневой поддержки в локальных конфликтах, то будущее ВВЛА пятого поколения будет в этом смысле «более скромным». Например, будут «горячие» точки, где противник «везде». Комплексу в этих условиях понадобится большая скорость, эффективное оружие, по возможности такое, когда носитель оружия – ВВЛА не будет находиться в зоне поражения противника. Функция вертикального взлета, возможность работы из-за укрытий, в плохих погодных условиях, поиск противника, его идентификация и работа по нему должны проходить в определенной безопасности для этого летательного аппарата.
#{weapon}К одной из основных характеристик ВВЛА пятого поколения Самусенко отнес то, что у этого комплекса «практически должно исчезнуть понятие ресурса календарного срока службы – он должен сам себя тестировать, давать эксплуатанту – летающей команде – информацию о том, что надо исправить, чтобы продолжать летать дальше». Кроме того, это будет ЛА с искусственным интеллектом, т. е. этот аппарат должен не только летать, но и обладать при этом способностью «подсказать» летчику, какие действия надо сделать для выполнения полетного задания, работы по противнику, выполнения задачи мониторинга, экологии и т. д.
«У этого аппарата будут функции не только долететь куда-то, но и вернуться самому, т. е. без участия летчика, – указал Самусенко. – Такие программы, алгоритмы мы уже формируем. Подобный пилотажно-навигационный комплекс позволит в автоматическом режиме выполнить с заданной точки обратный маршрут, соблюдая при этом условия полета по рельефу, погоде (не полетит в грозовое образование) и т. п.».
Техническим и технологическим вопросом является увеличение скорости такого ЛА. Скорость традиционного вертолета сегодня в мире составляет в силу физических особенностей создания вертикальной тяги порядка 250–300 км/ч, у ВВЛА нового поколения она будет доходить до 450–500 км/ч.
Как отметил Самусенко, создание нового типа ВВЛА ставит перед разработчиками новые технологические задачи, требует иного технологического подхода к конструкции. Так, реализация некоторых конструктивных решений будет сделана таким образом, что «она будет безбумажная, без участия человека, с качеством на выходе, заданным конструкторской документацией. Т. е. изобразив на компьютере те или иные конструктивные решения, будем иметь на выходе «живой» продукт».
Напомним, первый полет новейшего российского истребителя пятого поколения Т-50-1 состоялся в Комсомольске-на-Амуре 29 января.