Об этом случае главе государства рассказал президент ОАО «Триумвират» Сергей Габестро. Предприниматель затронул тему модернизации в области государственного заказа. Он напомнил, что в 2008 году, после выхода так называемого антикоррупционного пакета законов, участники рынка − операторы электронных площадок усмотрели в нем вывод о целесообразности и необходимости использования электронных торговых процедур в госзаказе, передает «Интерфакс».
Это очень серьезное заявление. Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что вы его упрекнули в самом страшном, что может быть
По словам Габестро, в течение 2009 года Минэкономразвития, ФАС под руководством аппарата правительства «активно занимались выполнением поручения президента без учета мнения представителей рынка и государственных заказчиков, которые добровольно в 2009 году начали использовать новый инструмент − электронные торги».
«Это очень серьезное заявление. Я думаю, сейчас вздрогнет наш руководитель ФАС, потому что вы его упрекнули в самом страшном, что может быть: в том, что он сам грубо нарушил законодательство», − отреагировал Медведев.
По словам предпринимателя, были внесены изменения в законодательство, вводящие третье лицо в процесс закупки. «Между покупателем и продавцом появился новый посредник − оператор электронной торговой площадки», − сказал он, отметив, что роль оператора должна сводиться не к посреднической деятельности, а к предоставлению технологической инфраструктуры для проведения торгов.
Сергей Габестро (фото: nne.ru) |
«После этого, при отсутствии ясных и прозрачных критериев распоряжением 755Р назначаются три оператора, которые должны вести пилот в электронных закупках. Ни один из участников рынка в число трех не попадает», − сообщил Габестро.
«Далее инициируется дополнительный отбор пяти площадок, три из которых уже есть. При этом глава ФАС Артемьев еще до объявления результатов отбора публично называет будущих победителей. Еще даже до того, как заявки подали, он публично назвал победителей», − сказал Габестро.
Однако предприниматель не смутился и заявил, что может подтвердить каждое слово. «В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку», − добавил Габестро.
Президент заинтересовался услышанным и уточнил, объявил ли Артемьев победителей еще до подведения итогов конкурса. «Даже до того, как подали заявки. Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов», − ответил предприниматель.
По его словам, в результате отбора, который проводился без каких-либо критериев, из 18 компаний-операторов, подавших заявки, были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существуют в момент принятия решения, а три созданы по распоряжению 755Р».
Игорь Артемьев (фото: ИТАР-ТАСС) |
«А три, которые без отбора и без соответствующих процедур объявил руководитель антимонопольного органа в нарушение антимонопольного законодательства?» − вновь уточнил Медведев.
Предприниматель подтвердил, что именно так, на его взгляд, все и было. Он отметил, что площадки, которые полностью готовы к торгам и имеют все необходимые функциональные средства и огромный опыт работы, в том числе с госзаказчиками, «все эти площадки отсекаются от рынка госзаказа».
«Кем?» − спросил президент. «Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития и аппаратом правительства, вот этими решениями, о которых я сейчас говорил», − пояснил бизнесмен.
«Если хотите сказать что-нибудь совсем серьезное, можно это сделать без камер. Но если вы хотите сделать это публично − я шучу, конечно, − сделайте это так, как делаете», − предложил президент.
Габестро воспользовался этим предложением и рассказал, что новые нормы, которые были установлены в 2009 году, предусматривают обязательное перечисление участником размещения заказа (поставщиком) до 5% от суммы лота в качестве обеспечения заявки и до 30% − в качестве обеспечения исполнения контракта. Это, по его словам, «неминуемо приведет к резкому снижению конкуренции». По его мнению, малый и средний бизнес «практически не имеют возможности участвовать в торгах с подобной логикой».
«У производителей ситуация еще хуже: при наличии слухов на рынке о возможных манипуляциях со стороны отобранных операторов можно с уверенностью утверждать о падении конкуренции в государственном заказе и скорой дискредитации темы электронных торгов», − сказал Габестро.
«Прошу вас, Дмитрий Анатольевич, согласиться с тем, что любое ограничение количества операторов электронных торговых площадок в государственном заказе противоречит Конституции и ведет к снижению конкуренции. Прошу вас дать указания по созданию рабочей группы с представителями общественности, экспертного сообщества для выработки простых и ясных критериев, по которым должны работать операторы электронных торговых площадок, где будут проводиться торги по госзаказам», − обратился бизнесмен с просьбой к главе государства.
Комментируя выступление Габестро, Медведев отметил, что руководитель антимонопольной службы «рапортовал об успехах, которые достигнуты в этой сфере (электронных торгов), призывал нефтяников переходить на электронные торги и приводил в пример успехи, которые достигнуты в других местах».
«Ну что ж, давайте разберемся. Я поручу администрации (президента РФ) посмотреть ваше обращение», − сказал глава государства.