Кульминацией вечернего заседания стал обмен аргументами между демократом Джоном Керри и республиканцем Джоном Кайлом. Именно эти сенаторы считаются ключевыми фигурами в своих партиях по ДСНВ.
#{weapon}Демократы заранее предупредили своих оппонентов, что готовы обсуждать с ними разумные поправки к резолюции о ратификации ДСНВ, однако не допустят внесения в договор изменений, способных его «убить».
Республиканцы же настаивают на изменении преамбулы нового Договора о СНВ и предлагают убрать из нее ссылку на взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями.
«Договор, подписанный президентами Обамой и Медведевым, накладывает очевидные ограничения на противоракетную оборону США, - заявил сенатор-республиканец из штата Вайоминг Джон Баррассо. - В преамбуле договора указано на взаимосвязь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями. Преамбула дает России возможность выйти из договора при малейшем признаке каких-либо изменений в американской оборонной стратегии. Эти формулировки неприемлемы и должны быть убраны».
По его словам, также вызывает вопросы пятая статья договора, которая, по мнению республиканской оппозиции, накладывает юридически обязывающее ограничение на возможности США в области ПРО.
Демократы, впрочем, горячо доказывали обратное.
Однако на этом список претензий республиканцев к соглашению не заканчивается. «ДСНВ имеет гораздо более слабый механизм проверки (выполнения его положений), чем первоначальный Договор СНВ-1», - считает заместитель лидера фракции республиканцев Кайл. Как утверждал законодатель, Россия, исходя из нынешнего количества имеющихся у нее носителей ядерного оружия, по соглашению может увеличить их число, а США, наоборот, сокращают.
Наконец, оппозиция недовольна тем, что в ДСНВ нет ни слова о тактическом ядерном оружии, по которому Москва имеет перед Вашингтоном преимущество. Республиканцы убеждены, что Договор о СНВ в его нынешнем виде больше выгоден России, чем Соединенным Штатам. «Они (русские) получают от этого все, - заявил Кайл. - Я не знаю, что мы от этого получаем, за исключением того, что президент может сказать, что он заключил еще одно соглашение в области контроля над вооружениями с Россией».
Администрация Обамы отреагировала на эти слова мгновенно. «Мы заключаем эти соглашения не для того, чтобы сделать одолжение русским, - заявила помощник госсекретаря по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер, возглавлявшая делегацию США на переговорах по СНВ. - Они в интересах нашей национальной безопасности».
Как сообщил Кайл, его коллеги могут предложить в общей сложности порядка 10-12 поправок к новому Договору о СНВ и резолюции о его ратификации. «Это очень серьезные поправки, - сказал сенатор. - Большинство из них относится к резолюции о ратификации ДСНВ, некоторые касаются самого договора и его преамбулы».
Судя по всему, именно вокруг преамбулы разгорятся основные споры. Если для ратификации договора требуется две трети (67 голосов сенаторов из 100), то для внесения в документ поправок достаточно простого большинства, то есть 51 голоса. По оценкам местных экспертов, шансы одобрения поправок-«убийц» практически равны нулю. В любом случае до их рассмотрения дело пока не дошло.
Для ратификации нового ДСНВ демократам необходимо заручиться поддержкой как минимум девяти коллег-республиканцев. Они говорят, что эти дополнительные голоса у них есть, передает ИТАР-ТАСС.