«Консул утверждает, что выполненная на верхнем горизонтальном поясе царского шлема надпись переводится с одного редкого арабского диалекта как «Аллах Мухаммед», - сообщила старший научный сотрудник музея Елена Арутюнова. - Эти слова могут быть сокращенной версией известного выражения «Велик Аллах, и Мухаммед пророк его».
«Мы рассматриваем перевод иранского консула как версию, которая, безусловно, требует проверки лингвистов, востоковедов. Одним из объяснений, почему такая надпись могла быть на шлеме православного русского царя, может служить предположение, что головной убор был подарен отцу Ивана Грозного турецким султаном для его сына. Ведь на втором горизонтальном поясе шлема надпись сделана уже на славянском языке - «Шелом Князя Ивана Васильевича, Великого Князя сына Василия Ивановича, господаря Всея Руси самодержца», - пояснила Арутюнова.
Реликвия мирового уровня была привезена в Россию из Швеции, из Королевской Оружейной палаты Стокгольма специально к 450-летию включения Астрахани в состав государства Российского сильной рукой Ивана Четвертого Грозного. Выставка, задуманная бизнесменами-меценатами, работающими в Астраханской области, а также все предшествующие хлопоты по ее организации, стала целым межгосударственным культурным проектом.
Ранее шлем экспонировался в Оружейной палате Московского Кремля. «С 14 мая он был выставлен в Астрахани, в Музее Боевой Славы. За эти дни царскую реликвию осмотрели около 3 тыс. астраханцев и гостей нашего города, - сказала Арутюнова. - 14 июня выставка завершит свою работу и 15 июня реликвия с соблюдением всех мер безопасности отправится в обратную дорогу - в Швецию, в Стокгольм», передает ИТАР-ТАСС.
Существует несколько версий о том, как шлем Ивана Грозного попал в собрание Королевской Оружейной палаты Стокгольма. Возможно, он был захвачен в Москве во время Смуты 1611-1612 годов, и вместе с другими сокровищами отправлен в Варшаву, к королю Сигизмунду. Затем, в 1655 году, когда польские войска во время войны со Швецией потерпели поражение, он мог быть вывезен шведами из Варшавы в качестве собственного трофея. В 1663 году шлем впервые упоминается в инвентарной книге Королевской Оружейной палаты в Стокгольме.