«С точки зрения создания нового космического корабля по надежности не хуже, чем современные «Союзы», но более современного, потребуется семь-восемь лет. При этом надежность всех систем должна быть как минимум три девятки (0,999)», - сказал Лопота на пресс-конференции, посвященной амбициозным космическим проектам.
Эта задача должна быть решена не больше, чем за 10 лет
По его словам, при создании новой космической транспортной системы главное - определить, куда должны лететь новые корабли - на Марс, Луну или это будут околоземные полеты. В случае марсианской экспедиции корабль должен иметь соответствующие средства защиты экипажа от космической радиации, сказал он.
«Экспедиция будет очень длительная. При этом надо учитывать, что каждый день на жизнеобеспечение одного человека требуется 10,5 кг груза», - добавил Лопота. Он отметил, что такой корабль, скорее всего, будет рассчитан на экипаж из четырех человек.
Лопота сообщил, что в РКК «Энергия» ведутся проработки космических кораблей для полетов на Луну и Марс. В то же время, по его словам, работы по созданию кораблей очень ресурсозатратные.
Ученый полагает, что транспортная система для полета на Марс будет оснащена ядерным реактором, а также электрохимическими двигателями. Кроме того, по его словам, необходимо разработать новые материалы, которые обеспечат сверхлегкие конструкции. При этом эти конструкции должны выдерживать перепады температуры до 100-150 градусов выше нуля, а в тени примерно столько же, но минусовой.
«Я считаю, что выполнение такой задачи не должно растягиваться, как сегодня предлагают некоторые, на 15-20 лет. Она должна быть решена не больше, чем за 10 лет», - сказал Лопота.
В то же время пилотируемая экспедиция на Марс может обойтись более чем в 300 млрд долларов, заявил президент корпорации «Энергия».
«Сегодня расходы на Международную космическую станцию превысили 100-120 млрд долларов. Если говорить о полете на Марс, то умножьте эту цифру на два, а то и на три», - сказал Лопота. По его мнению, пилотируемый полет на Марс возможен для России. «Амбициозная задача полета на Марс очень актуальна», - сказал он.
По мнению Лопоты, значительная часть возможностей организации амбициозных космических проектов для России была упущена за последние годы.
«Мы упустили молодежь. По сути, два поколения, если брать этапы по 10 лет, когда меняются психологические взгляды у людей. В это время молодые люди не пошли в инженерию, в науку. Таким образом, у нас провал в два поколения», - сказал он.
По его мнению, при выборе амбициозного космического проекта необходимо тщательно взвесить все аргументы и определить цель.
В то же время, Лопота заявил, что если брать пилотируемую экспедицию на Марс, то у России здесь большие преимущества, поскольку она имеет огромный опыт в области пилотируемой космонавтики, которого нет ни у одной другой страны мира.
В свою очередь выступившие на пресс-конференции вице-президент РАН Анатолий Григорьев также высказался за то, чтобы в России были определены приоритетные проекты в области развития космонавтики. «Такие проекты необходимы, потому что они, наряду с политическим эффектом, помогают привлечь (в науку) молодых людей», - сказал Григорьев.
В качестве примера он привел реализованную в США в 60-е годы программу, когда огромные средства были уложены в образование и науку, что вылилось в успешную высадку американцев на Луну, сообщает «Интерфакс».