«С моей точки зрения, компания должна концентрироваться на разведке и разработке месторождений, нефтепереработке прежде всего в России. К инвестициям в международные проекты нужно подходить очень выборочно», - говорит Дадли.
Конфликт возник между ВР и российскими партнерами - консорциумом «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы» (AAR) еще несколько лет назад, говорят два источника, близких к BP и к одному из участников ААR. В декабре 2003 г. российские акционеры ТНК-BP настаивали на покупке долей у венесуэльской PDVSA в четырех германских НПЗ. «Альфа-групп» и PDVSA заключили соглашение о намерениях.
Затем «Альфа» хотела присоединить активы к ТНК-ВР, но сделка не состоялась. Любое желание российских акционеров ТНК-BP инвестировать за рубеж блокируется BP, чтобы не создавать конкуренции, считает источник, близкий к одному из участников ААR.
«Когда создавалась ТНК-ВР, планировалось, что ее основной бизнес будет в России и на Украине», - парирует представитель ВР Владимир Буянов. При этом ВР вовсе не против выхода ТНК-ВР на рынки Венесуэлы, Туркмении и Казахстана, говорит он. Кроме того, российские акционеры хотели, чтобы ТНК-ВР купила нефтеносные участки в Ираке. Но ВР сочла инвестицию опасной, говорит близкий к британской компании источник. В итоге партнеры решили инвестировать в Ирак без BP. ТНК-BP также претендовала на покупку акции литовского НПЗ Mazeikiu nafta в 2006 г. Но ВР сочла запрошенную цену слишком высокой, добавляет собеседник журналистов. В итоге предприятие досталось польской PKN Orlen.
AAR, в свою очередь, раздражает, что ТНК-ВР несет гигантские расходы, связанные с наймом дорогостоящих менеджеров из-за рубежа, говорит близкий к AAR источник.
Теперь конфликт разделил и менеджеров самой ТНК-BP. В результате «намеренного неправильного оформления документов», негодует Дадли, часть иностранцев - сотрудников ТНК-BP могут потерять право на работу: «Менеджеры (которые руководили этим вопросом) действовали в интересах одного акционера, цель которого - значительно снизить присутствие международных специалистов в компании».
В мае заявку на квоту для иностранцев для Министерства здравоохранения и социального развития подписывал не Дадли, а исполнительный директор ТНК-BP и совладелец «Альфа-групп» Герман Хан, рассказали два источника в ТНК-ВР и BP.
Нынешняя квота истекает в июле. В заявке на новую квота была снижена со 150 до 60 человек, говорит один из собеседников журналистов. Бумага уже одобрена, численность менеджеров высшего и среднего звена в ней сохранена, рассказывает один из собеседников журналистов. Представитель ТНК-ВР комментировать коллизию отказался. Комментарии Хана получить не удалось. Представитель Минздравсоцразвития говорит, что внести исправления в заявку можно, пишут «Ведомости».