После многолетнего судебного расследования Иерусалимский окружной суд отказался признать гробницу с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» поддельной. Правда, и не подтвердил безоговорочно ее подлинность.
Как сообщалось ранее, на Святой земле якобы было найдено первое материальное доказательство существования Иисуса Христа. Тогда коллекционер из Тель-Авива Одед Голан предъявил общественности оссуарий (ковчег, в котором древние иудеи хранили кости умерших). Это прямоугольная коробка, на одной из сторон которой есть надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». А из Нового Завета известно, что у Христа, в самом деле, был брат по имени Иаков, а их земного отца звали Иосиф.
По словам Голана, оссуарий он приобрел еще в 1967 году, во время Шестидневной войны, у араба, который занимался посреднической деятельностью между «черными» археологами и коллекционерами. А не торопился предъявлять его общественности потому, что сомневался в подлинности оссуария и надписи на нем.
Сомнения отчасти развеял французский лингвист и палеограф (специалист, изучающий внешний вид древних надписей) профессор Сорбонны Андре Лемер. В начале нынешнего века он заверил, что выбитая фраза и по содержанию, и по характеру нанесения соответствует тому, как писали древние иудеи во времена жизни Иисуса Христа.
Тогда Голан отдал оссуарий археологам. И они определили, что возраст ящика превышает 19 столетий. Таким образом, его вполне могли изготовить и использовать в I веке нашей эры. Из чего был сделан вывод, что раз существовал брат Христа, то и сам он личность реальная.
Мировая сенсация заставила встрепенуться сотрудников израильского Управления по делам древностей. Они забрали оссуарий для экспертизы. Ее провели профессор Тель-Авивского университета Юваль Горен и специалист Израильского геолого-разведочного института Авнер Айлон. Их «приговор»: окаменевший известковый налет, покрывающий ящик, отнюдь не такой древний, как на других известных артефактах I века. А тот, который имеется на стенках ящика, не соответствует тому, что на надписи.
Таким образом, по Горену, получалось: или сам антиквар Голан, или тот, кто ему продал оссуарий, смухлевали. Одеда Голана тут же обвинили в мошенничестве, отправили в тюрьму, и по всему миру разнеслось сообщение о разоблачении «преступления века».
Следствие длилось несколько лет. Голана то выпускали под подписку, то снова сажали. Он отрицал, что занимался изготовлением подделок, но в его доме был произведен обыск. И в коллекции обнаружились еще несколько подозрительных изделий. Плюс некие «необработанные каменные блоки» - полиция посчитала их материалом, из которого Голан намеревался изготавливать новые «древние артефакты».
Все шло к тому, что коллекционера-мошенника осудят лет на десять. Но все же Голан сумел настоять в суде на необходимости новой экспертизы оссуария. В том числе и на повторном исследовании независимыми экспертами известкового налета, покрывавшего могильный ящик.
Экспертизу самого оссуария проводили опять в Израильском геолого-разведочном институте. Но уже другие специалисты - не менее уважаемые Амнон Розенфельд и Шимон Илани. А саму надпись осматривал профессор университета Джонса Хопкинса (США) Кайл Маккартер.
Последний безоговорочно подтвердил: особенности высеченного на гробнице текста все-таки позволяют отнести его к I веку нашей эры. А геологи, не согласившись с выводами своих коллег-предшественников, признали, что такой известковый налет на оссуарии вполне мог образоваться за два тысячелетия.
Также они не обнаружили на надписи никаких микроорганизмов. А различие налета на самом оссуарии и на ящике объяснили тем, что кто-то когда-то пытался очистить надпись с помощью растительных или химических средств.
Сейчас судья постановил, что следствие в течение шести месяцев должно найти новые доказательства вины Голана или его полностью оправдают, пишет «Комсомольская правда».