На этот вопрос ответили известные люди, мнения которых мы ежедневно слышим с экранов телевизоров и читаем на страницах газет - Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимир Ресин, генеральный директор BMW Россия Кристиан Кремер и даже автор книг «Дневной дозор» и «Ночной дозор» Сергей Лукьяненко. Уже сегодня эксперты приоткрыли завесу тайны и поделились некоторыми мыслями о будущем.
Основной тенденцией грядущего десятилетия почти все эксперты считают разработку гибридного топлива.
Кристиан Кремер, генеральный директор BMW Россия, комментирует будущее транспорта так: «Мне кажется, что кадры из фантастических фильмов, где люди водят летающие машины, скоро уже найдут свое применение в реальности – не через 20 лет, но и не через 100. И, конечно, будущее за альтернативными источниками энергии – например, наша компания разработала автомобиль с водородным двигателем, H2R – во-первых, это воплощение технологий будущего, а во-вторых – инновация, которая позволит действовать в условиях дефицита нефти».
Ту же оптимистическую, экологически благоприятную линию продолжил координатор программы по изменению климата Всемирного фонда дикой природы, Алексей Кокорин: «Появится много автомобилей с гибридными двигателями, типа Toyota Prius. Все-таки 3 л на 100 км - сильный аргумент, когда цена на бензин перевалит за 40 руб. (в сопоставимых ценах). Появятся хорошие платные дороги, но их пока будет немного».
Мнение эколога разделили и другие эксперты.
Генеральный директор компании, «МТУ-Интел» Григорий Новицкий: «Думаю, через 10 лет мы уже увидим первые плоды внедрения экологически чистых технологий: водородные, газовые, электрические и прочие двигатели без вредного выхлопа»;
Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман: «Не думаю, что к тому времени мы будем летать на автомобилях по воздуху. Максимум речь будет идти о развитии водородных и иных альтернативных двигателей. Как и сейчас, в моде будут автомобили классического дизайна»;
Писатель Александр Кабаков: «Основные изменения связаны с необходимостью искать альтернативные источники энергии. Электрические двигатели сильно потеснят любые, работающие на продуктах переработки нефти. Не знаю, за счет чего они будут питаться, возможно, от каких-то атомных батарей, сейчас трудно сказать. Уверен, что скоро, может, не в 2016 году, но рано или поздно, придется отказаться от двигателей, сжигающих нефтепродукты»;
Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России: «Автомобили станут более экономичными, то есть появится топливо, альтернативное углеводородному. Вся мировая наука сейчас на это работает».
Оптимистичный тон прогнозов свидетельствует о том, что экологическая проблема скоро будет решена. Однако мы слышим и отрезвляющие голоса диджеев радио Максимум Сергея Стиллавина и Геннадия Бачинского, которые ничего хорошего от будущего не ждут. «Существует большое нефтяное лобби, – говорит Сергей Стиллавин, - как зубные врачи не дают возможности ученым создать лекарство от кариеса – ведь никто не хочет терять хлеб, - так и топливные компании будут препятствовать созданию альтернативного топлива, новых источников тяги в ближайшие 10 лет». Ему вторит еще более пессимистичный голос Геннадия Бачинского: «Наступит транспортный коллапс в силу кризиса углеводородной промышленности. При том количестве машин, которые существуют сегодня, через 10 лет нас ждет транспортная катастрофа мирового уровня».
Наверное, как всегда, истина где-то посередине - между многообещающими мнениями, с одной стороны, и не такими жизнеутверждающими, с другой.
Помимо развития автомобильной промышленности, эксперты коснулись будущего железных дорог и дорог в целом.
Евгений Чичваркин, генеральный директор компании «Евросеть», предрекает строительство трассы, которая протянется через всю страну до Дальнего Востока. Он считает, что это необходимо для развития экономики региона. Вскоре, по словам Чичваркина, на Дальнем Востоке из-за введения заградительных пошлин количество леворульных машин превзойдет количество праворульных.
Роман Вильфанд в своем прогнозе коснулся перспектив развития железнодорожного сообщения: «Я думаю, что наиболее заметно изменятся железные дороги. Появятся скоростные пути, и главное для них будет - быстрота. Я думаю, такие высокоскоростные поезда, как те, что курсируют между Питером и Москвой, появятся и на других направлениях. Неслучайно говорят «время, которое мы имеем - это деньги, которые мы теряем». Поэтому скорость станет главным принципом в железнодорожном сообщении.
К 2016 году проявится тенденция строительства настоящих, качественных дорог. Как известно, это одна из традиционных проблем в нашей стране, и я считаю, что развитие дорог - это один из наиболее перспективных национальных проектов».
Деятели культуры, оказывается, представляют будущее транспорта весьма экзотичным.
Екатерина Деготь, искусствовед и куратор, рассуждает о телепортации: «Неспособность человека к телепортации, наряду с его смертностью, останется главным препятствием на пути прогресса. И, как и в случае со смертностью, нас будут пытаться заставить забыть о нашем несовершенстве. Возникнут агентства видео- и телепутешествий, которые будут организовывать вам деловые и релаксирующие виртуальные поездки на час-два. Физическое путешествие (на самолете, например) станет еще более дешевым и еще менее комфортным. В самолетах будут летать стоя. Появится элита - люди, которые никогда не путешествуют (анти jet-set)».
Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко пророчит в ближайшем будущем засилье конных экипажей: «Т.к. на нефти будет ездить слишком дорого, а электрический транспорт еще не появится, для передвижения появятся новые породы лошадей, ослов, мулов. У каждого дома будет небольшое стойло для животных, а у каждой семьи будет экипаж на выезд. Надо сказать, что экипажи будут весьма комфортабельными - мягкие кресла, кондиционеры, gps-навигация».
Социолог и кинокритик Даниил Дондурей, однако, ожидает более конкретных изменений в ближайшем будущем. Вот какая тенденция, по мнению этого эксперта, проявится в действиях Московских чиновников: «Что касается транспорта, то в РФ будут брать большие деньги за гаражи, за короткий путь в необходимый пункт назначения, за многоярусные стоянки. При этом большие социальные группы будут ненавидеть машины, образуется широкий слой своего рода автомобильных луддитов. А люди вроде чиновников московской мэрии будут брать колоссальные взятки за каждый вредный выхлоп в атмосферу».
В свою очередь, мэрия, в лице первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимира Ресина обещает, что «в Москве будет построено четвертое транспортное кольцо, много других магистралей и более миллиона машиномест, гаражей и стоянок. Поэтому передвигаться по городу станет немного легче».
Кто же из этих уважаемых людей прав – оптимисты или скептики? Время покажет. Но в любом случае, мнение каждого эксперта – это всего лишь один голос из миллионов, говорящих по-русски. Пользователи Rambler по всему миру тоже задумываются о будущем транспорта. Что же ищут люди в Интернете? Вот какие выводы можно сделать, исследуя статистику горячих запросов на Rambler:
Неуклонно растет интерес к теме альтернативного топлива. С июля 2006 года, когда «альтернативное топливо» искали лишь 225 пользователей, количество запросов выросло почти в 3 раза, и в сентябре такое словосочетание искали уже 644 пользователя Rambler.
В целом, альтернативные источники энергии – это весьма популярная тема запросов. В течение всего года интерес к ней стабильно высок. Ежемесячно «альтернативные источники энергии» ищут около 1000 пользователей.
Эксперты не раз упоминали, что в ближайшем будущем появятся гибридные двигатели. Пользователи Rambler тоже интересуются перспективами развития в этой области, однако именно такая формулировка запрашивается лишь сотней пользователей ежемесячно.
Посетители Rambler мыслят более конкретно. Они отдают предпочтение водородному двигателю. С июля количество запросов на эту тему выросло со 138 до 205. Интерес к другим видам альтернативных двигателей стабильно снижается. С июля количество запросов по газовому двигателю снизилось со 108 запросов до 57 в сентябре. Интерес к электрическому двигателю так же неуклонно снижается. В июле его искали 111 пользователей, а в сентябре лишь 95. Кажется, по мнению посетителей Rambler, будущее за водородным двигателем.
Однако гораздо больше, чем будущее двигателей, пользователей Rambler интересуют дела насущные, а именно строительство четвертого транспортного кольца в Москве. Количество запросов выросло незначительно, с 371 в июле до 527 в сентябре, но очевидно, что интерес к этой теме стабильно высок.