История создания вертолета Ми-35М и предпосылки к нему
Данная модель является усовершенствованной версией советского вертолета Ми-24В. Ее разработка началась во второй половине 1990-х годов в ОКБ имени Михаила Миля. Прежде всего модернизация проводилась ради повышения конкурентоспособности машины на зарубежных рынках. К 1995 году был представлен первый прототип Ми-24ВМ. Через девять лет завершились летные испытания. Серийное производство организовали на базе Ростовского вертолетного завода «Роствертол» в 2005 году. С тех пор было изготовлено более 120 единиц Ми-З5М.
Интересные факты: в натовской классификации вертолету присвоено наименование «Hind» (Лань), как и предшественнику. Но в отличие от Ми-24, эта машина сохраняет свою эффективность при любой погоде и в любое время суток. Изначально стоимость одного борта составляла около 12,5 млн долларов, но уже к 2013 году увеличилась до 36 млн. По данным ежегодного исследования World Air Forces 2020, семейство Ми-24/35 заняло седьмое место в рейтинге самых распространенных вертолетов в мире.
В 2010 году Министерство обороны РФ заказало 22 машины для армейского спецназа. Затем был заключен контракт на поставку еще 27 вертолетов. Это связано с существенным повышением боевого потенциала (по сравнению с Ми-24В), а также простотой и высокой скоростью их освоения пилотами. Еще одним преимуществом стала взаимозаменяемость запчастей с другими моделями марки «Ми». В 2017 году один образец был представлен производителями на международной аэрокосмической выставке МАКС в Жуковском.
Особенности конструкции Ми-35М
Инженеры оснастили фюзеляж укороченным крылом с четырьмя пилонами для крепления боекомплекта. Вертолет опирается на облегченные неубирающиеся шасси и укомплектован Х-образным рулевым винтом, повышающим маневренность. Для улучшения весовых характеристик используются лопасти с широкой хордой, изготовленные из стеклопластика. Они могут выдержать попадание 30-мм снаряда. Конструктивные особенности корпуса минимизируют акустическую заметность машины, упрощают ее обслуживание и повышают боевую живучесть.
Кроме того, была существенно обновлена авионика. Появился современный навигационный и индикационный комплекс КНЭИ-24. Установлена обзорно-прицельная система ОПС-24Н с гиростабилизатором, лазерным дальномером, пеленгатором, тепловизором и ТВ-камерой. Пилотам предоставлены очки ночного видения, которые работают в диапазоне 640-900 нм. Это оборудование позволяет выполнять боевые задачи в ночное время, а также взлетать и садиться на неподготовленные участки. Улучшена система связи и датчики обнаружения РЛС.
Машина поднимается в воздух с помощью модернизированных высотных турбовальных двигателей ВК-2500-02, выдающих по 2200 л. с. при взлете. Они отличаются повышенным эксплуатационным ресурсом (до 60 000 часов). Это было достигнуто благодаря производству турбин из жаропрочных материалов. Их мощности (по 1500 л. с. в крейсерском режиме) хватает для использования техники в условиях высокогорья и жаркого климата. Предусмотрен чрезвычайный режим работы, позволяющий вертолету лететь только на одном двигателе (2700 л. с.).
Основные характеристики вертолета Ми-35М
Ми-35М способен развивать скорость до 300 км/ч. Эффективно действовать на расстоянии до 550 км и высоте до 3,15 км. Двигаться с крейсерской скоростью до 260 км/ч. Масса вертолета без боекомплекта составляет 8360 кг. Он может перевозить до 1,5 т груза в кабине и еще 2,4 т – на внешнем подвесе. В пяти внутренних баках размещается до 2165 л топлива. Под крыльями могут крепиться дополнительные топливные баки, обеспечивающие перегонную дальность полета до 1000 км. Длина машины равна 17,49 м, а высота – 4,16 м.
Вертолет может подниматься на высоту до 5,4 км или выполнять полеты на дистанции в 10-25 м от земли в светлое время суток и не менее 50 м – ночью. Высокая маневренность обеспечивается рулевым винтом, диаметр которого составляет 3,84 м. Подъемную силу создает несущий винт с диаметром 17,2 м. Для поражения воздушных и наземных целей применяется несъемная подвижная пушечная установка с 23-мм авиапушкой ГШ-23Л. Ее стандартный боекомплект составляет 450 снарядов.
Кроме того, на точках подвески могут размещаться два контейнера, каждый из которых содержит дополнительную авиапушку того же типа и 250 снарядов к ней. Также машина способна нести восемь управляемых 130-мм ракет типа «Штурм-В» и «Атака-М». Они применяются для поражения бронированной техники. Предусмотрена возможность крепления четырех блоков с 20 неуправляемыми авиационными ракетами типа С-8 в каждом. Или двух блоков, содержащих по пять НАР типа С-13.
Защита Ми-35М от поражения обеспечивается системами выброса тепловых ловушек и создания помех в инфракрасном диапазоне. За перенаправление потока горячих газов из двигателей отвечает экранно-выхлопное устройство. Благодаря станции обнаружения облучения РЛС противника экипаж своевременно получает информацию о потенциальной атаке. Функционирование вертолета при попадании в него поддерживается за счет дублирования важнейших систем, а также бронирования ключевых узлов и кабины пилотов.
Вертолетом и вооружением управляют два пилота: командир и летчик-оператор. Иногда в состав экипажа включают бортового техника. За создание комфортных условий в кабине и грузовом отсеке отвечает система кондиционирования. Предусмотрена автоматическая система пожаротушения, использующая фреон. Кроме того, в разных частях корпуса расположены огнетушители, которыми могут воспользоваться летчики или десантники.
Современное использование
Первые экспортные поставки Ми-35М начались в 2008 году. Тогда был заключен контракт с Бразилией на сумму 150 млн долларов. 12 переданных машин получили наименование AH-2 Sabre. Но в 2022 году они были списаны, так как производитель потерял возможность обслуживать эти вертолеты. Однако в Латинской Америке до сих пор остаются девять Ми-35M2 Caribe, которые были проданы вооруженным силам Венесуэлы. В 2010 году поступил заказ на производство 24 вертолетов для погранвойск Азербайджана. Через четыре года он был выполнен.
Интересные факты: данная модификация представлена в компьютерной игре Warthunder. Из-за особенностей вооружения и тактики боя вертолеты иногда называют «Летающими БМП». Но основным остается прозвище «Крокодил», которое было присвоено еще в советские годы базовой модели Ми-24. Существуют планы создания на базе этих машин мобильных воздушных огневых точек, являющихся носителями не ракетного вооружения, а боевых и разведывательных дронов.
В 2012 году с Ираком был заключен контракт на 4,2 млрд долларов. Он предполагал массовые поставки военной техники из России. В рамках этого соглашения к 2017 году были переданы и 24 вертолета Ми-35М. Спустя три года поступил заказ на поставку четырех экземпляров со стороны Белоруссии. Помимо этого, по 12 машин стоят на вооружении армий Казахстана и Узбекистана. По четыре единицы было продано Сербии, Пакистану и Мали. Пять бортов обеспечивают боеспособность нигерийской армии. 56 вертолетов принадлежат Минобороны РФ.
Боевые возможности и применение
Эти машины могут работать как на линии соприкосновения с противником, так и из тактической глубины. Они одинаково эффективно наносят удары по целям, перевозят грузы и людей, а также осуществляют разведку. Но из-за невысокой скорости и больших габаритов достаточно уязвимы для зенитно-ракетных комплексов. Лобовая броня способна выдерживать обстрел из танковых пулеметов, а бортовое вооружение справляется с ведением воздушного боя с современными вертолетами.
Ми-35М впервые вступили в бой при пресечении активности ДРГ в приграничной зоне РФ и Украины после воссоединения с Крымом. Использовались в 2014 году для подавления деятельности боевиков ИГИЛ* вооруженными силами Ирака. Две машины были уничтожены исламистами с помощью ПЗРК. В декабре 2015 года эти модели стали применять и российские военные в Сирии. Впервые их заметили возле авиабазы Хмеймим. Но уже 8 июля 2016 одна машина была сбита в районе Пальмиры. Еще одна потеря произошла 3 ноября недалеко от города Хувейсис.
Вертолеты активно применяются в рамках спецоперации на Украине. Регулярно осуществлялись совместные боевые вылеты Ми-35М и Ка-52 на Донецком и Херсонском направлениях. При этом Минобороны РФ отмечает высокую эффективность данных машин в рамках современной войны. Однако как минимум один борт был сбит по время мятежа ЧВК «Вагнер» в июне 2023 года.
Вывод
Ми-35М является модификацией вертолета, разработанного в 70-е годы XX века. Но третье поколение «Крокодилов» сохраняет свою актуальность, а его история только начинается. Невысокая стоимость, неприхотливость, хорошие боевые качества, простота эксплуатации – сочетание всех этих факторов делает машину одной из лучших в своем классе на данный момент. Поэтому производители уже работают над развитием этого формата, а зарубежные специалисты внимательно следят за боевым применением нестареющих вертолетов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ