Подробности инцидента газете ВЗГЛЯД сообщил специализирующийся на морской тематике журналист Михаил Войтенко. По его словам, захват судна произошел 27 ноября.
МИД России настоятельно рекомендует российским морякам при найме на работу учитывать существующие в районе Гвинейского залива риски
«Экипаж теплохода – 20 человек. 29 ноября пираты покинули борт судна, захватив с собой трех заложников», – рассказал эксперт.
Судьба захваченных пока не известна.
Информация о судне противоречива. По одним данным, теплоход построен в 1996 году, по другим – в 1991-м. Известно, что он принадлежит к типу рефрижераторов «Коммунары Украины», строившихся на судостроительном заводе в городе Николаеве (Украина) с 1984 по 2004 годы.
По данным на сайте marinetraffic, его водоизмещение составляет 7368 тонн, длина – 133 метра. Судно ходит под панамским флагом. О его операторе точных данных нет. Предположительно, владельцем является греческая компания. В то же время теплоход с аналогичным названием и характеристиками имеется у судоходной компании «Дальрифер» из Владивостока.
Официальное подтверждение
В среду информацию о захвате судна подтвердила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«По имеющимся данным, 29 ноября, предположительно, было захвачено греческое судно под панамским флагом с 18 россиянами и двумя гражданами Украины на борту. Оно находилось ранее на рейде в территориальных водах Бенина. В прояснении ситуации участвует посольство России в Бенине, которое поддерживает все необходимые контакты с властями этого государства, и другие российские компетентные ведомства», – сказала дипломат.
При этом, по ее словам, пока бенинская сторона не подтвердила факт вооруженного захвата судна пиратами. «Мы, безусловно, продолжим не просто следить за ситуацией, а держать ее на контроле», – пообещала официальный представитель ведомства.
Захарова при этом выразила обеспокоенность ростом разбойных нападений на суда в Гвинейском заливе, вызванным сложными социально-экономическими и политическими проблемами на западе Африки. Она напомнила, что только в 2015 году было совершено более 50 нападений с целью грабежа и захвата заложников.
«В этой связи МИД России настоятельно рекомендует российским морякам при найме на работу учитывать существующие в районе Гвинейского залива риски», – приводит ее слова РИА «Новости».
Горячие морские точки
Как добавил Михаил Войтенко, судно действительно было захвачено в самом опасном для судоходства районе мира: «В мире всего две такие точки. Вторая находится в Юго-Восточной Азии, но она имеет не настолько большое значение», – отметил журналист.
По информации на сайте marinetraffic, вечером 26 ноября теплоход находился в акватории Гвинейского залива в территориальных водах Бенина близ границы с Нигерией. Больше от судна каких-либо сообщений не поступало.
Не известно также происхождение пиратов. Не исключено, что они прибыли из Нигерии, где уже более 10 лет активно действует террористическая организация «Боко Харам» (с 2015 года – западноафриканская провинция ИГ* – прим. ВЗГЛЯД), известная многочисленными захватами территорий, заложников и терактами.
Нестабильная социально-экономическая ситуация в Нигерии, связанная с большим населением страны и его бедностью, способствует развитию пиратства в регионе, и моряки из стран бывшего СССР не раз становились заложниками пиратов.
Так, в октябре 2012 года сообщалось об освобождении в Нигерии шести российских моряков и одного эстонца, захваченных с буксира Bourbon Liberty 249 у острова Бонни гвинейскими пиратами 15 октября.
В феврале 2016 года в 100 морских милях к юго-востоку от Порт-Харкорта (Нигерия) пиратское нападение было совершено на британское судно Esther-C с несколькими россиянами на борту. При этом в заложники были взяты три члена экипажа: Валерий Виноградов, Андрей Кренев, а также гражданин Румынии. Пираты потребовали выкуп за освобождение моряков. Спустя несколько недель россияне были освобождены.
Уже сейчас ясно, что, пока в Гвинейском заливе не будет полноценной международной коалиции по борьбе с пиратством, как в Сомали, изменение ситуации в лучшую сторону вряд ли возможно. Основная проблема, как пишут на специализированных ресурсах, в частности на Pirate Islands, здесь в том, что экономические убытки несут не только судоходные компании, но и морские порты всех расположенных на побережье государств.