Несвоевременный запуск
Таким образом, из-за нештатной работы разгонного блока спутники можно считать утраченными
Запуск космических аппаратов «Экспресс-МД2» и Telkom 3, который производился во вторник, провалился. По предварительным данным, причиной аварии стало несвоевременное включение двигателя разгонного блока «Бриз-М».
«7 августа в ходе выведения головной блок (РБ «Бриз-М» и 2 КА) не был обнаружен на переходной орбите. Сигнал с головного блока (ГБ) был принят с аварийной промежуточной орбиты», – сообщается на сайте Федерального космического агентства России (Роскосмос).
В ведомстве отметили, что, по предварительной информации, включение маршевой двигательной установки (ДУ) РБ «Бриз-М» произошло в расчетное время. Выключение ДУ произошло через 7 секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд. «ГБ сопровождается средствами Войск воздушно-космической обороны и Роскосмоса. Ведется анализ сложившейся ситуации», – говорится в сообщении.
Планировалось, что отделение космического аппарата Telkom 3 от разгонного блока «Бриз-М» состоится 7 августа в 8.44 по Москве, спутника «Экспресс-МД2» – в 9.14 по Москве. «Таким образом, из-за нештатной работы разгонного блока спутники можно считать утраченными», – сказал источник РИА «Новости» в ракетно-космической промышленности.
Собеседник агентства также отметил, что теперь шансы перевести спутники связи «Экспресс-МД2» и Telkom 3 на рабочие орбиты ничтожны. «Как сообщил Роскосмос, спутники находятся сейчас на аварийной промежуточной орбите. После третьего включения разгонный блок по циклограмме должен был отработать 18 минут, а реально отработал около 7 секунд, поэтому шанс на отделение космических аппаратов от разгонника и их перевод на рабочие орбиты практически ничтожен», – сказал источник.
Кроме того, источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли заявил, что запуски ракет-носителей типа «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» будут приостановлены до выяснения причин нештатной ситуации, произошедшей в ночь на вторник, намеченные последующие пуски «Протонов» сдвинуты на более позднее время. «Алгоритм действий, скорее всего, будет таким: все последующие пуски «Протонов» будут приостановлены до получения выводов аварийной комиссии, которая наверняка уже создается. В ее работе обязательно примут участие как эксперты Роскосмоса, так и представители Центра им. Хруничева, изготовившего аварийно отработавший разгонный блок «Бриз-М», – пояснил источник.
О невозможности выведения отделившихся спутников на целевую орбиту заявил и источник «Интерфакса» в космической отрасли: «Сейчас рассматриваются варианты дальнейших действий, в первую очередь возможности довыведения спутников на заданную орбиту, хотя параметры аварийной орбиты, скорее всего, не позволят этого сделать», – сказал он. «Согласно предварительному анализу телеметрической информации, скорее всего, произошло аварийное отделение космических аппаратов от разгонного блока», – добавил собеседник агентства.
Это, по словам источника, говорит о том, что своими силами – маневровыми двигателями с использованием запаса имеющегося на борту спутников топлива – перевести их на заданную орбиту не удастся и спутники будут признаны потерянными.
Человеческий фактор не исключается
В то же время источник «Интерфакса» отметил, что космические аппараты «Экспресс-МД2» и Telkom 3, скорее всего, остались в составе разгонного блока «Бриз-М» после того, как на промежуточной орбите не состоялось третье включение маршевого двигателя разгонника.
«Согласно предварительному анализу телеметрической информации, представленной Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) им. Хруничева, орбитальный блок в составе разгонного блока и двух космических аппаратов после сбоя, из-за которого не было третьего включения маршевого двигателя, остался на промежуточной орбите с высотой в перигее 266 км, высотой в апогее 500 км», – сказал он.
«Перед третьим включением маршевого двигателя все основные параметры орбиты орбитального блока были в пределах допусков», – отметил собеседник агентства.
Средства российского наземно-измерительного комплекса в настоящее время наблюдают на орбите аварийный разгонный блок «Бриз-М» и неидентифицированный объект, который может быть одним из запускавшихся спутников. «На промежуточной орбите, где должно было состояться третье включение маршевого двигателя разгонного блока «Бриз-М», в настоящее время наблюдаются разгонник и еще один объект. Возможно, это один из спутников. Данные наземных средств анализируются специалистами», – сказал источник в космической отрасли.
К несвоевременному выключению ДУ разгонного блока могла привести ошибка в системе управления аппаратом
На данный момент специалисты рассматривают несколько причин аварии космических аппаратов. «Специалисты еще разбираются в случившемся, но понятно, что к несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока могла привести ошибка в системе управления аппаратом, из-за чего он отклонился от курса и произошло аварийное выключение двигателя, либо в самом двигателе могла произойти какая-то непредвиденная ситуация», – сказал источник.
Собеседник агентства также не исключил и «человеческого фактора» – ошибки в циклограмме полета. «Конечно, там все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел», – сказал он.
В ракетно-космической промышленности «Интерфаксу» сообщили, что госкомиссия на Байконуре оценивает возможность спасения аппаратов «Экспресс-МД-2» и Telkom 3. «Сейчас на космодроме Байконур заседает госкомиссия, которая анализирует ситуацию со спутниками «Экспресс-МД-2» и Telkom 3. Оценивается, в частности, возможность спасения аппаратов», – сообщил собеседник агентства.
В работе госкомиссии принимают участие представители Роскосмоса, а также фирм, участвующих в запуске. В частности, Космического центра имени Хруничева. Разгонный блок «Бриз-М» разработки и производства Центра имени Хруничева не смог во вторник вывести на нужную орбиту два аппарата связи.
Стоимость двух телекоммуникационных спутников составляет порядка 5–6 млн рублей. «Аппарат Telkom 3 создавался в России по заказу индонезийского оператора. На нем стоит дорогостоящая аппаратура европейской фирмы. В спутнике «Экспресс», созданном по заказу российского оператора, тоже много западных комплектующих. В среднем цена одного аппарата такого класса на мировом рынке составляет 100–150 млн долларов», – сообщил источник агентства в космической отрасли.
Космические провалы
#{image=580385}В связи со случившимся ЧП Роскосмос может сменить руководство Космического центра им. Хруничева. «В связи с произошедшей аварией со стороны Роскосмоса могут последовать жесткие меры – вплоть до увольнения руководителя Космического центра им. Хруничева Владимира Нестерова», – сказал источник «Интерфакса» в космической отрасли.
Он напомнил, что ранее руководству космического центра удалось избежать наказаний за предыдущие аварии.
Спутник связи «Экспресс-МД2» создан в Центре им. Хруничева совместно с итальянским подразделением Thales Alenia Space. Это второй космический аппарат серии «МД», разработанный и изготовленный российским предприятием. Космический аппарат предназначался для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации различного направления в системе спутниковой связи и вещания России.
Космический аппарат связи Telkom 3 создан ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева (ОАО «ИСС») в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями по заказу индонезийской компании РТ Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Спутник должен был обеспечить связь и телевизионное вещание в Индонезии и Индокитае.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, неудачи в последнее время преследуют космическую отрасль. 5 декабря 2010 года в результате неудачного запуска в Тихий океан упали сразу три спутника «Глонасс-М». Ущерб достиг 2,5 млрд рублей. Как выяснила специальная комиссия, спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.
Следующая авария произошла в феврале 2011 года при выведении на орбиту геодезического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2». Ракета-носитель «Рокот» отработала штатно, но на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» разработки и производства Космического центра имени Хруничева произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата.
18 августа ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М2 и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала с космодрома Байконур. Ракета-носитель, как и во время предыдущих неудачных пусков, отработала штатно. На участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача на Землю телеметрической информации. В расчетное время аппарат не вышел на связь.
Очередная авария произошла 24 августа, когда ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М» стартовала с Байконура. Из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки упали на Алтае.
В ночь на 9 ноября с Байконура была запущена последняя за 15 лет российская межпланетная станция «Фобос-Грунт». После отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту, чтобы оттуда он мог стартовать к Марсу. Российские и европейские наземные станции несколько недель предпринимали попытки установить связь с аппаратом, чтобы получить информацию о произошедшей на борту аварии или подать сигнал на поднятие орбиты спутника. Практически все попытки установить связь закончились неудачно. Космический аппарат продолжает находиться на околоземной орбите. По данным Американского объединенного центра космических операций, спутник может упасть 14 января.
Еще одна авария произошла в декабре 2011 года, когда вскоре после старта с космодрома Плесецк на Землю упал космический аппарат связи «Меридиан». Телекоммуникационные спутники нового поколения «Меридиан» выводятся на высокоэллиптическую орбиту с помощью модернизированной ракеты-носителя «Союз-2» и разгонного блока «Фрегат». Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-2.1б» с военным аппаратом «Меридиан» стали неполадки в двигателе.