Происшествия

1 августа 2012, 14:42

Эксперт: Движение катеров в Петербурге мало кто контролирует

Фото: кадр Первого телеканала

К затоплению прогулочного катера, который ночью врезался в сухогруз на Неве, привела ошибка его капитана, заявили в среду в Следственном комитете. Однако и к организации движения таких судов в районе разводных мостов имеются вопросы. По словам экспертов, сейчас катеров с туристами там видимо-невидимо и движутся они хаотично. И хотя закон они не нарушают, властям, скорее всего, придется менять существующие локальные правила.

Столкновение совпадений

На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов - нет

Буквально пару дней назад президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении транспортного контроля за судоходством, который, в частности, ужесточает ответственность за перевозку пассажиров без лицензии и вводит штрафы за нарушение требований по обеспечению их безопасности. И в Петербурге в ночь на среду потерпел крушение пассажирский катер «Росси», который вез туристов смотреть знаменитые разводные мосты.

Катер столкнулся с сухогрузом, получил пробоину и затонул. К счастью, никто из людей не пострадал, 15 человек, находившихся на борту «Росси», подобрали другие прогулочные суда, которые на Неве в это время были представлены в большом количестве.

Также символично, что эта авария произошла почти ровно через год после другой похожей, но на Москве-реке. В час ночи 31 июля прошлого года катер там столкнулся с баржей. После столкновения маломерное судно оказалось под ее днищем на глубине от 3 до 4 метров. На борту катера в момент катастрофы находились 16 человек, семь из них смогли самостоятельно выбраться на берег, остальные погибли.

ИА «БалтИнфо» тогда приводило комментарий эксперта отдела Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС по Петербургу Бориса Готовко. Со ссылкой на слова специалиста журналисты писали, что в Петербурге такого повториться не может.

Маломерные и прогулочные

Комментарий по новой аварии, на этот раз в Петербурге, газета ВЗГЛЯД решила взять снова у Бориса Готовко. Эксперт сразу заявил, что год назад его слова интерпретировали неверно: «На самом деле, имелось в виду, что подобные инциденты у нас в те дни были маловероятны, так как группировка патрульных судов была усилена по максимуму. Конечно же, сказать, что они исключены, невозможно. Это все равно что сказать, что на дорогах больше никогда аварий не будет», – отметил Готовко.

Что касается нового ночного инцидента с судном «Росси», специалист отметил, что к маломерным, за состоянием которых следит ГИМС, оно уже не относится. В мае этого года вышли изменения в федеральное законодательство, где под маломерными стали понимать лишь суда длиной до 20 метров и не несущие коммерческих функций. Если же судно даже маленькое, но выполняет коммерческую функцию (перевозит туристов – прим. ВЗГЛЯД), то оно уже относится к регистровым судам.

Однако Готовко высказал свое мнение по сложившейся ситуации. По его словам, причина аварии заключается в человеческом факторе. «На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов – нет. Они перешли некую черту – это мое личное мнение», – пояснил эксперт.

На сегодняшний день, по его словам, правила движения судов по рекам и каналам Петербурга регулируются федеральным законодательством, постановлениями губернатора, Кодексом об административных правонарушениях. На вопрос «Достаточно ли строго?» Готовко заметил: «Хотелось бы построже, но это мое личное мнение».

Также эксперт рассказал, что в целом во всей стране подобные правила одинаковы с незначительными отклонениями: «Есть единые правила плавания по внутренним водным системам РФ. Со своей спецификой немножко в разных регионах. Есть определенная специфика и для Петербурга», – пояснил он, но не стал вдаваться в детали.

«А чтобы не повторялась та ситуация, что произошла сегодня ночью, я считаю, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными (их отличия пояснены выше – прим. ВЗГЛЯД). Эти прогулочные суда выходят на разводку мостов в неописуемом количестве, на их борту огромное число пассажиров, туристов. И контроль за всеми ними там фактически осуществляет один только катер, который занимается проводкой судов. Порядок и периодичность их передвижения по акватории мало кто сейчас контролирует», – признался эксперт.

По словам Готовко, после произошедшего наверняка будет пересматриваться система контроля за судами. Для этого выделят больше сил и средств и т.д. И тогда, даже если кто-то где-то отвлечется на разведенный мост, возможность повторения аварийной ситуации будет сведена к минимуму – там просто не будет такой скученности и хаотичности.

В свою очередь, как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев (в эту организацию входит и судовладелец утонувшего «Росси» – прим. ВЗГЛЯД), пока они не готовы давать заключение о том, что произошло: «Пока мы все не соберемся, не выясним полностью всех вопросов, говорить что-то не хотелось бы», – отметил он.

По словам Зубарева, действующие законы, регулирующие движение маломерных и других небольших судов по внутренним водам, практически одинаковы для всей страны, и особой специфики для города разводных мостов нет.

О последних нововведениях по усилению транспортного контроля, в том числе за судоходством, подписанных президентом, Зубарев знает, но пока не готов говорить о том, как они сказались или еще скажутся на практике: «Надо еще понять до конца, что и как будет осуществляться. Там есть еще определенные темные пятна, в которых надо разбираться. И главный вопрос не в том, что написано, а в том, как за этим будут следить», – подчеркнул эксперт.

Не разошлись корабли

Чтобы не повторялась ситуация, что произошла сегодня ночью, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными

 Еще одну версию столкновения на Неве приводит «БалтИнфо» со ссылкой на и.о. руководителя организации «Волго-Балтийский водный путь» Геннадия Айзена. По его словам, капитан сухогруза, зацепившего прогулочное судно, мог его не увидеть. А ситуации, подобные сегодняшней, будут повторяться, пока на федеральном уровне не решат запретить в принципе возможность движения маломерных судов по тем же путям, где ходят большие суда.

Как рассказал «Фонтанке.Ru» руководитель Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрий Атлашкин, по одной из версий, капитаны обоих судов просто не видели друг друга. Рубка на «Келарви» находится на корме, и «Росси», возможно, оказался в так называемой «мертвой зоне». В свою очередь и капитан прогулочного теплохода, возможно, не заметил надвигающегося гиганта в силу конструктивных особенностей судна.

Атлашкин также отметил, что на настоящий момент закон никак не запрещает таким катерам кататься по Неве в момент прохода сухогрузов – существующие правила едины для всех водных объектов нашей страны и не учитывают специфики Петербурга, главная водная артерия которой одинаково активно используется и для прогулок, и для перевозки грузов. Возможно, после ночного инцидента соответствующие поправки все же будут внесены.

Что случилось

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ночь на среду во время ночной туристической прогулки для осмотра разводных мостов в Петербурге затонул прогулочный катер «Росси», на борту которого было 15 человек. По словам представителя МЧС, около 02.00 в районе Летнего сада прогулочный катер столкнулся с сухогрузом «Киларви».

По словам врио начальника ГУ МЧС по Петербургу Алексея Аникина, прогулочное судно при проведении экскурсии по осмотру разведенных мостов зашло в зону прохождения грузовых судов Волга-Балт. После чего прогулочному судну при маневре не удалось уйти от сухогруза, оно опрокинулось и затонуло.

К счастью, никто из пассажиров и экипажа катера серьезно не пострадал, в МЧС уточнили, что в первые минуты после случившегося оказавшихся в воде людей спасли, приняв к себе на борт другие прогулочные суда. «Погибших и пострадавших нет. 10 человек доставлены в больницы для осмотра, но серьезных травм у них не зафиксировано, в основном – переохлаждение», – сказал Аникин.

После ЧП даже навигация по Неве с проходом большегрузных судов остановлена не была.

Сухогруз, с которым столкнулся катер, остановлен в районе речного вокзала. С его экипажа снимают показания.

Начал давать показания и капитан катера.

А Следственный комитет уже возбудил по факту столкновения уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

По предварительным данным, виновником ЧП на Неве был именно капитан прогулочного катера, который совершил опасный маневр перед носом сухогруза и не успел уйти от столкновения.

А в Следственном комитете сообщили следующее: «Экипаж прогулочного катера нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Не исключены и профессиональные ошибки в управлении сухогрузом. В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовного дела продолжается».

Отметим также, что водолазные работы на месте ЧП велись с самого утра. Катер со дна Невы уже поднят.

Крупнейшее ЧП в истории речного транспорта современной России, напомним, произошло тоже чуть более года назад – 10 июля 2011 года, когда в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария». Тогда погибли 122 человека.

Текст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства
Темы дня

Судьбу выборов на Украине определит позиция России

Разговор о выборах на Украине вышел за рамки внутренней процедуры, превратившись в многоходовую дипломатическую игру. Выдвигая условия к Западу и меняя электоральные правила, Владимир Зеленский решает сразу несколько задач: снимает внешнее давление, создает образ готовности к диалогу и формирует юридические заслоны от нежелательного результата. Что это означает на практике и почему позиция Москвы здесь может сыграть решающую роль?

Когда российская нефть подорожает

Стоимость российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель, а размер скидки удвоился и достиг целых 27 долларов за каждый баррель. Санкции США наконец-то сработали, радуется Bloomberg. Кто наживается на этом дисконте и как Россия переживет сильное падение цен?

Ветеран ФСБ оценил возможные версии подрыва полицейских на юге Москвы

Макрон обвинил США в запугивании Европы

Первый российский танкер-газовоз СПГ для Арктики передан заказчику

Новости

Лавров поздравил Захарову с юбилеем

Глава МИД России Сергей Лавров поздравил официального представителя ведомства Марию Захарову с юбилеем, особо отметив ее вклад в развенчание западной пропаганды и высокий уровень профессионализма.

Полиция Подмосковья нашла перевозивших детей в курьерских сумках мужчин

Двое граждан одного из государств Средней Азии были доставлены в полицию в Подмосковье за то, что перевозили детей в курьерских сумках на электровелосипедах, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Орбан заявил об упущенных возможностях Европы предотвратить конфликт с Россией

Евросоюз мог бы предотвратить конфликт на Украине еще в 2022 году, если бы сделал ставку на дипломатические усилия, а не последовал за политикой администрации Байдена, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

В МИД сообщили о сигналах США по совместному освоению Арктики

Россия получает сигналы от США о возможном обсуждении сотрудничества в Арктике, а также есть надежда на восстановление прямого авиасообщения между странами, заявил глава департамента Северной Атлантики МИД Александр Гусаров.

Самолет «Байкал» совершил первый полет с двигателем ВК-800

Летные испытания легкого многоцелевого самолета «Байкал» с новым отечественным двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 стартовали на аэродроме Уральского завода гражданской авиации, сообщил Минпромторг.

При взрыве машины на юге Москвы погибли два сотрудника ДПС и еще один человек

В ночь на среду сотрудники ДПС на улице Елецкой в столице увидели подозрительного человека у служебного автомобиля полиции, когда они подошли ближе, сдетонировало взрывное устройство, сообщили в Следственном комитете России.

Стало известно о подготовке ВВС Финляндии к боям с Россией

Финляндия усиливает свою авиагруппировку, оснащая истребители F-35A современными ракетами AIM-120D3 для повышения боеготовности для возможного противостояния с Россией, пишет The National Interest.

Эксперт: «Мирный план» Зеленского совершенно неприемлем

Судя по всему, Москва отвергнет так называемый мирный план Киева. Среди 20 пунктов есть те, которые противоречат Конституции России, интересам жителей исторических регионов, а также не учитывают цели спецоперации, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее Владимир Зеленский опубликовал «мирный план», который, по его словам, обсуждается на переговорах в США.

Верховный суд заявил о судебной ошибке в деле Долиной

Рассмотрение дела о продаже квартиры Ларисой Долиной завершилось отказом в удовлетворении исков певицы на основании ошибки предыдущих судов.

Трамп запретил въезд в США бывшему комиссару ЕС за цензуру

Госдепартамент США объявил о введении визовых ограничений в отношении бывшего еврокомиссара Тьерри Бретона и еще четырех европейских активистов, обвиняя их в попытках вынудить американские платформы ограничивать точки зрения из США, сообщает Axios.

Медведев призвал потребовать от Украины компенсацию за действия нацистов

Возможность включения пункта о компенсации ущерба России за действия украинских националистов в 1940-х годах может войти в будущий документ по итогам СВО на Украине, заявил замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев.

Российские войска освободили Заречное в Запорожской области

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Заречное в Запорожской области.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов