Происшествия

1 августа 2012, 14:42

Эксперт: Движение катеров в Петербурге мало кто контролирует

Фото: кадр Первого телеканала

К затоплению прогулочного катера, который ночью врезался в сухогруз на Неве, привела ошибка его капитана, заявили в среду в Следственном комитете. Однако и к организации движения таких судов в районе разводных мостов имеются вопросы. По словам экспертов, сейчас катеров с туристами там видимо-невидимо и движутся они хаотично. И хотя закон они не нарушают, властям, скорее всего, придется менять существующие локальные правила.

Столкновение совпадений

На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов - нет

Буквально пару дней назад президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении транспортного контроля за судоходством, который, в частности, ужесточает ответственность за перевозку пассажиров без лицензии и вводит штрафы за нарушение требований по обеспечению их безопасности. И в Петербурге в ночь на среду потерпел крушение пассажирский катер «Росси», который вез туристов смотреть знаменитые разводные мосты.

Катер столкнулся с сухогрузом, получил пробоину и затонул. К счастью, никто из людей не пострадал, 15 человек, находившихся на борту «Росси», подобрали другие прогулочные суда, которые на Неве в это время были представлены в большом количестве.

Также символично, что эта авария произошла почти ровно через год после другой похожей, но на Москве-реке. В час ночи 31 июля прошлого года катер там столкнулся с баржей. После столкновения маломерное судно оказалось под ее днищем на глубине от 3 до 4 метров. На борту катера в момент катастрофы находились 16 человек, семь из них смогли самостоятельно выбраться на берег, остальные погибли.

ИА «БалтИнфо» тогда приводило комментарий эксперта отдела Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС по Петербургу Бориса Готовко. Со ссылкой на слова специалиста журналисты писали, что в Петербурге такого повториться не может.

Маломерные и прогулочные

Комментарий по новой аварии, на этот раз в Петербурге, газета ВЗГЛЯД решила взять снова у Бориса Готовко. Эксперт сразу заявил, что год назад его слова интерпретировали неверно: «На самом деле, имелось в виду, что подобные инциденты у нас в те дни были маловероятны, так как группировка патрульных судов была усилена по максимуму. Конечно же, сказать, что они исключены, невозможно. Это все равно что сказать, что на дорогах больше никогда аварий не будет», – отметил Готовко.

Что касается нового ночного инцидента с судном «Росси», специалист отметил, что к маломерным, за состоянием которых следит ГИМС, оно уже не относится. В мае этого года вышли изменения в федеральное законодательство, где под маломерными стали понимать лишь суда длиной до 20 метров и не несущие коммерческих функций. Если же судно даже маленькое, но выполняет коммерческую функцию (перевозит туристов – прим. ВЗГЛЯД), то оно уже относится к регистровым судам.

Однако Готовко высказал свое мнение по сложившейся ситуации. По его словам, причина аварии заключается в человеческом факторе. «На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов – нет. Они перешли некую черту – это мое личное мнение», – пояснил эксперт.

На сегодняшний день, по его словам, правила движения судов по рекам и каналам Петербурга регулируются федеральным законодательством, постановлениями губернатора, Кодексом об административных правонарушениях. На вопрос «Достаточно ли строго?» Готовко заметил: «Хотелось бы построже, но это мое личное мнение».

Также эксперт рассказал, что в целом во всей стране подобные правила одинаковы с незначительными отклонениями: «Есть единые правила плавания по внутренним водным системам РФ. Со своей спецификой немножко в разных регионах. Есть определенная специфика и для Петербурга», – пояснил он, но не стал вдаваться в детали.

«А чтобы не повторялась та ситуация, что произошла сегодня ночью, я считаю, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными (их отличия пояснены выше – прим. ВЗГЛЯД). Эти прогулочные суда выходят на разводку мостов в неописуемом количестве, на их борту огромное число пассажиров, туристов. И контроль за всеми ними там фактически осуществляет один только катер, который занимается проводкой судов. Порядок и периодичность их передвижения по акватории мало кто сейчас контролирует», – признался эксперт.

По словам Готовко, после произошедшего наверняка будет пересматриваться система контроля за судами. Для этого выделят больше сил и средств и т.д. И тогда, даже если кто-то где-то отвлечется на разведенный мост, возможность повторения аварийной ситуации будет сведена к минимуму – там просто не будет такой скученности и хаотичности.

В свою очередь, как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев (в эту организацию входит и судовладелец утонувшего «Росси» – прим. ВЗГЛЯД), пока они не готовы давать заключение о том, что произошло: «Пока мы все не соберемся, не выясним полностью всех вопросов, говорить что-то не хотелось бы», – отметил он.

По словам Зубарева, действующие законы, регулирующие движение маломерных и других небольших судов по внутренним водам, практически одинаковы для всей страны, и особой специфики для города разводных мостов нет.

О последних нововведениях по усилению транспортного контроля, в том числе за судоходством, подписанных президентом, Зубарев знает, но пока не готов говорить о том, как они сказались или еще скажутся на практике: «Надо еще понять до конца, что и как будет осуществляться. Там есть еще определенные темные пятна, в которых надо разбираться. И главный вопрос не в том, что написано, а в том, как за этим будут следить», – подчеркнул эксперт.

Не разошлись корабли

Чтобы не повторялась ситуация, что произошла сегодня ночью, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными

 Еще одну версию столкновения на Неве приводит «БалтИнфо» со ссылкой на и.о. руководителя организации «Волго-Балтийский водный путь» Геннадия Айзена. По его словам, капитан сухогруза, зацепившего прогулочное судно, мог его не увидеть. А ситуации, подобные сегодняшней, будут повторяться, пока на федеральном уровне не решат запретить в принципе возможность движения маломерных судов по тем же путям, где ходят большие суда.

Как рассказал «Фонтанке.Ru» руководитель Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрий Атлашкин, по одной из версий, капитаны обоих судов просто не видели друг друга. Рубка на «Келарви» находится на корме, и «Росси», возможно, оказался в так называемой «мертвой зоне». В свою очередь и капитан прогулочного теплохода, возможно, не заметил надвигающегося гиганта в силу конструктивных особенностей судна.

Атлашкин также отметил, что на настоящий момент закон никак не запрещает таким катерам кататься по Неве в момент прохода сухогрузов – существующие правила едины для всех водных объектов нашей страны и не учитывают специфики Петербурга, главная водная артерия которой одинаково активно используется и для прогулок, и для перевозки грузов. Возможно, после ночного инцидента соответствующие поправки все же будут внесены.

Что случилось

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ночь на среду во время ночной туристической прогулки для осмотра разводных мостов в Петербурге затонул прогулочный катер «Росси», на борту которого было 15 человек. По словам представителя МЧС, около 02.00 в районе Летнего сада прогулочный катер столкнулся с сухогрузом «Киларви».

По словам врио начальника ГУ МЧС по Петербургу Алексея Аникина, прогулочное судно при проведении экскурсии по осмотру разведенных мостов зашло в зону прохождения грузовых судов Волга-Балт. После чего прогулочному судну при маневре не удалось уйти от сухогруза, оно опрокинулось и затонуло.

К счастью, никто из пассажиров и экипажа катера серьезно не пострадал, в МЧС уточнили, что в первые минуты после случившегося оказавшихся в воде людей спасли, приняв к себе на борт другие прогулочные суда. «Погибших и пострадавших нет. 10 человек доставлены в больницы для осмотра, но серьезных травм у них не зафиксировано, в основном – переохлаждение», – сказал Аникин.

После ЧП даже навигация по Неве с проходом большегрузных судов остановлена не была.

Сухогруз, с которым столкнулся катер, остановлен в районе речного вокзала. С его экипажа снимают показания.

Начал давать показания и капитан катера.

А Следственный комитет уже возбудил по факту столкновения уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

По предварительным данным, виновником ЧП на Неве был именно капитан прогулочного катера, который совершил опасный маневр перед носом сухогруза и не успел уйти от столкновения.

А в Следственном комитете сообщили следующее: «Экипаж прогулочного катера нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Не исключены и профессиональные ошибки в управлении сухогрузом. В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовного дела продолжается».

Отметим также, что водолазные работы на месте ЧП велись с самого утра. Катер со дна Невы уже поднят.

Крупнейшее ЧП в истории речного транспорта современной России, напомним, произошло тоже чуть более года назад – 10 июля 2011 года, когда в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария». Тогда погибли 122 человека.

Текст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Завершена очистка мазута тяжелой техникой у кормы танкера «Волгонефть-239»
Темы дня

Трамп начал новый курс на Украине с удавки на шее Зеленского

Президент США Дональд Трамп приостановил программу помощи Украине, но в то же время пригрозил России «налогами, тарифами и санкциями», если она не согласится на «сделку» о прекращении конфликта. Судя по всему, «новая метла» в Вашингтоне решила действовать кнутом в отношении как Москвы, так и Киева. К чему это приведет?

Байден исполнил мечту советских пионеров

В последние часы своего президентства Джо Байден неожиданно амнистировал индейского активиста Леонарда Пелтиера, отбывавшего в тюрьме два пожизненных срока. Как этот человек стал знаковой фигурой для всех школьников СССР – и почему его освобождение имеет особое значение именно в текущий политический момент?

National Interest: Ракета «Орешник» лишает авианосцы США смысла существования

Зеленский поздравил украинцев не с тем праздником

Не подлежит забвению. Россия защищает свою Великую Победу

Новости

Путин поручил проиндексировать страховые и военные пенсии на 9,5% в январе

Президент России Владимир Путин в ходе совещания по экономическим вопросам предложил проиндексировать cтраховые и военные пенсии уже в январе этого года.

Слуцкий назвал бредом заявления Зеленского о стамбульских переговорах

Глава комитета Госдумы Леонид Слуцкий обвинил Владимира Зеленского в манипуляциях и фальсификации информации относительно стамбульских переговоров, назвав его заявления лживым бредом.

Трамп призвал завершить конфликт на Украине, пригрозив России новыми санкциями

Президент США Дональд Трамп призвал Россию завершить специальную военную операцию на Украине, пригрозив в противном случае введением новых санкций и пошлин на весь российский экспорт в США.

ВЦИОМ: Россияне не готовы отказаться от пластиковых бутылок и посуды

Более половины россиян не готовы отказаться от пластиковой посуды, бутылок, контейнеров и щеток, несмотря на растущую сознательность в отношении уменьшения использования пластика, следует из результатов опроса ВЦИОМ.

Германия предложила ограничить передвижение российских дипломатов в Европе

Германия предложила Европейскому союзу ограничить доступ российским дипломатам в Европу из-за предполагаемых гибридных угроз, сообщили СМИ.

Путин заявил о 1,3 трлн рублей нефтегазовых допдоходов в 2024 году

Президент России Владимир Путин сообщил, что бюджет в 2024 году получил 1,3 трлн рублей дополнительных доходов от продажи нефти и газа, что позволит сохранить объем Фонда национального благосостояния.

Варшавер покинул пост директора «Ленкома»

В Московском государственном театре «Ленком Марка Захарова» созданы новые позиции: президент и художественный руководитель, которые займут Марк Варшавер и Владимир Панков соответственно, сообщили в пресс-службе столичного департамента культуры.

Украина усомнилась в эффективности ударов беспилотниками по России

Украинская разведка считает атаки беспилотниками по России малоэффективными и зависимыми от западных поставок, что ставит под сомнение их дальнейшую целесообразность, сообщает британское издание UnHerd.

Гагаузия объявила 2025-й Годом 80-летия Победы

Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что 2025 год будет объявлен в автономии Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Израиль разрешил оплату сбора на въезд российскими картами

Израиль разрешил оплату сбора за электронное разрешение на въезд (ETA-IL) через визовые центры VFS Global в России, принимая средства российскими банковскими картами или наличными в рублях, сообщили в пресс-службе Министерства туризма Израиля.

Президент Финляндии назвал сроки урегулирования конфликта на Украине

Президент Финляндии Александр Стубб на форуме в Давосе заявил о возможности урегулирования конфликта на Украине в течение трех-шести месяцев, выразив оптимизм по поводу усилий президента США Дональда Трампа по достижению мира.

ВСУ атаковали Энергодар четырьмя беспилотниками

Вооруженные силы Украины использовали для атаки на Энергодар не менее четырех беспилотников, но обошлось без пострадавших и разрушений.
Мнения

Архиепископ Савва: Наступает момент испытания на прочность принципа «мы не такие»

Длительное время в нашем Отечестве звучала риторика «мы не такие, как они», ибо, дескать, у нас всё в порядке с традиционными ценностями. А вот теперь наступает момент испытания на прочность. «Они» вдруг отказались быть такими, про которых мы говорили «мы не такие».

Сергей Миркин: Зачем европейские политики снова потянулись в Киев

В такой серьезной геополитической игре Украина – допустимая жертва. Ее могут разменять как пешку для того, чтобы попытаться остановить укрепление правых в ЕС и усилить страх населения Европы перед Россией.

Глеб Простаков: США хотят взять потоки российского газа в ЕС под свой контроль

Вполне вероятно, Дональд Трамп смотрит на связывающие Россию и Европу газопроводы как на перспективное вложение. Такой бизнес-проект вполне отвечает его амбициям.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»