Происшествия

1 августа 2012, 14:42

Эксперт: Движение катеров в Петербурге мало кто контролирует

Фото: кадр Первого телеканала

К затоплению прогулочного катера, который ночью врезался в сухогруз на Неве, привела ошибка его капитана, заявили в среду в Следственном комитете. Однако и к организации движения таких судов в районе разводных мостов имеются вопросы. По словам экспертов, сейчас катеров с туристами там видимо-невидимо и движутся они хаотично. И хотя закон они не нарушают, властям, скорее всего, придется менять существующие локальные правила.

Столкновение совпадений

На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов - нет

Буквально пару дней назад президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об усилении транспортного контроля за судоходством, который, в частности, ужесточает ответственность за перевозку пассажиров без лицензии и вводит штрафы за нарушение требований по обеспечению их безопасности. И в Петербурге в ночь на среду потерпел крушение пассажирский катер «Росси», который вез туристов смотреть знаменитые разводные мосты.

Катер столкнулся с сухогрузом, получил пробоину и затонул. К счастью, никто из людей не пострадал, 15 человек, находившихся на борту «Росси», подобрали другие прогулочные суда, которые на Неве в это время были представлены в большом количестве.

Также символично, что эта авария произошла почти ровно через год после другой похожей, но на Москве-реке. В час ночи 31 июля прошлого года катер там столкнулся с баржей. После столкновения маломерное судно оказалось под ее днищем на глубине от 3 до 4 метров. На борту катера в момент катастрофы находились 16 человек, семь из них смогли самостоятельно выбраться на берег, остальные погибли.

ИА «БалтИнфо» тогда приводило комментарий эксперта отдела Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС по Петербургу Бориса Готовко. Со ссылкой на слова специалиста журналисты писали, что в Петербурге такого повториться не может.

Маломерные и прогулочные

Комментарий по новой аварии, на этот раз в Петербурге, газета ВЗГЛЯД решила взять снова у Бориса Готовко. Эксперт сразу заявил, что год назад его слова интерпретировали неверно: «На самом деле, имелось в виду, что подобные инциденты у нас в те дни были маловероятны, так как группировка патрульных судов была усилена по максимуму. Конечно же, сказать, что они исключены, невозможно. Это все равно что сказать, что на дорогах больше никогда аварий не будет», – отметил Готовко.

Что касается нового ночного инцидента с судном «Росси», специалист отметил, что к маломерным, за состоянием которых следит ГИМС, оно уже не относится. В мае этого года вышли изменения в федеральное законодательство, где под маломерными стали понимать лишь суда длиной до 20 метров и не несущие коммерческих функций. Если же судно даже маленькое, но выполняет коммерческую функцию (перевозит туристов – прим. ВЗГЛЯД), то оно уже относится к регистровым судам.

Однако Готовко высказал свое мнение по сложившейся ситуации. По его словам, причина аварии заключается в человеческом факторе. «На акватории это судно имело право находиться. А вот выходить на судовой ход во время проводки крупнотоннажных судов – нет. Они перешли некую черту – это мое личное мнение», – пояснил эксперт.

На сегодняшний день, по его словам, правила движения судов по рекам и каналам Петербурга регулируются федеральным законодательством, постановлениями губернатора, Кодексом об административных правонарушениях. На вопрос «Достаточно ли строго?» Готовко заметил: «Хотелось бы построже, но это мое личное мнение».

Также эксперт рассказал, что в целом во всей стране подобные правила одинаковы с незначительными отклонениями: «Есть единые правила плавания по внутренним водным системам РФ. Со своей спецификой немножко в разных регионах. Есть определенная специфика и для Петербурга», – пояснил он, но не стал вдаваться в детали.

«А чтобы не повторялась та ситуация, что произошла сегодня ночью, я считаю, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными (их отличия пояснены выше – прим. ВЗГЛЯД). Эти прогулочные суда выходят на разводку мостов в неописуемом количестве, на их борту огромное число пассажиров, туристов. И контроль за всеми ними там фактически осуществляет один только катер, который занимается проводкой судов. Порядок и периодичность их передвижения по акватории мало кто сейчас контролирует», – признался эксперт.

По словам Готовко, после произошедшего наверняка будет пересматриваться система контроля за судами. Для этого выделят больше сил и средств и т.д. И тогда, даже если кто-то где-то отвлечется на разведенный мост, возможность повторения аварийной ситуации будет сведена к минимуму – там просто не будет такой скученности и хаотичности.

В свою очередь, как рассказал газете ВЗГЛЯД председатель Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Евгений Зубарев (в эту организацию входит и судовладелец утонувшего «Росси» – прим. ВЗГЛЯД), пока они не готовы давать заключение о том, что произошло: «Пока мы все не соберемся, не выясним полностью всех вопросов, говорить что-то не хотелось бы», – отметил он.

По словам Зубарева, действующие законы, регулирующие движение маломерных и других небольших судов по внутренним водам, практически одинаковы для всей страны, и особой специфики для города разводных мостов нет.

О последних нововведениях по усилению транспортного контроля, в том числе за судоходством, подписанных президентом, Зубарев знает, но пока не готов говорить о том, как они сказались или еще скажутся на практике: «Надо еще понять до конца, что и как будет осуществляться. Там есть еще определенные темные пятна, в которых надо разбираться. И главный вопрос не в том, что написано, а в том, как за этим будут следить», – подчеркнул эксперт.

Не разошлись корабли

Чтобы не повторялась ситуация, что произошла сегодня ночью, надо усилить контроль именно за прогулочными судами, а не маломерными

 Еще одну версию столкновения на Неве приводит «БалтИнфо» со ссылкой на и.о. руководителя организации «Волго-Балтийский водный путь» Геннадия Айзена. По его словам, капитан сухогруза, зацепившего прогулочное судно, мог его не увидеть. А ситуации, подобные сегодняшней, будут повторяться, пока на федеральном уровне не решат запретить в принципе возможность движения маломерных судов по тем же путям, где ходят большие суда.

Как рассказал «Фонтанке.Ru» руководитель Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрий Атлашкин, по одной из версий, капитаны обоих судов просто не видели друг друга. Рубка на «Келарви» находится на корме, и «Росси», возможно, оказался в так называемой «мертвой зоне». В свою очередь и капитан прогулочного теплохода, возможно, не заметил надвигающегося гиганта в силу конструктивных особенностей судна.

Атлашкин также отметил, что на настоящий момент закон никак не запрещает таким катерам кататься по Неве в момент прохода сухогрузов – существующие правила едины для всех водных объектов нашей страны и не учитывают специфики Петербурга, главная водная артерия которой одинаково активно используется и для прогулок, и для перевозки грузов. Возможно, после ночного инцидента соответствующие поправки все же будут внесены.

Что случилось

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ночь на среду во время ночной туристической прогулки для осмотра разводных мостов в Петербурге затонул прогулочный катер «Росси», на борту которого было 15 человек. По словам представителя МЧС, около 02.00 в районе Летнего сада прогулочный катер столкнулся с сухогрузом «Киларви».

По словам врио начальника ГУ МЧС по Петербургу Алексея Аникина, прогулочное судно при проведении экскурсии по осмотру разведенных мостов зашло в зону прохождения грузовых судов Волга-Балт. После чего прогулочному судну при маневре не удалось уйти от сухогруза, оно опрокинулось и затонуло.

К счастью, никто из пассажиров и экипажа катера серьезно не пострадал, в МЧС уточнили, что в первые минуты после случившегося оказавшихся в воде людей спасли, приняв к себе на борт другие прогулочные суда. «Погибших и пострадавших нет. 10 человек доставлены в больницы для осмотра, но серьезных травм у них не зафиксировано, в основном – переохлаждение», – сказал Аникин.

После ЧП даже навигация по Неве с проходом большегрузных судов остановлена не была.

Сухогруз, с которым столкнулся катер, остановлен в районе речного вокзала. С его экипажа снимают показания.

Начал давать показания и капитан катера.

А Следственный комитет уже возбудил по факту столкновения уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей).

По предварительным данным, виновником ЧП на Неве был именно капитан прогулочного катера, который совершил опасный маневр перед носом сухогруза и не успел уйти от столкновения.

А в Следственном комитете сообщили следующее: «Экипаж прогулочного катера нарушил правила безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. Не исключены и профессиональные ошибки в управлении сухогрузом. В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовного дела продолжается».

Отметим также, что водолазные работы на месте ЧП велись с самого утра. Катер со дна Невы уже поднят.

Крупнейшее ЧП в истории речного транспорта современной России, напомним, произошло тоже чуть более года назад – 10 июля 2011 года, когда в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария». Тогда погибли 122 человека.

Текст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

ПВО сбила летевший на Москву беспилотник
Темы дня

Вэнс раскрыл ложь Зеленского из лучших побуждений

Вице-президент США Джей Ди Вэнс раскрыл всему миру страшный секрет украинских властей о реальных перспективах ВСУ в Донбассе. Этим он нанес Киеву серьезный политический ущерб и разоблачил ложь Владимира Зеленского. Зачем это Вэнсу?

Почему Гренландия становится приоритетной целью для США

Специальный посланник Дональда Трампа отныне будет заниматься реализацией мечты хозяина Белого дома присоединить Гренландию к Соединенным Штатам Америки. Что это за человек и почему Трамп, несмотря на категорическое сопротивление всей Европы, так стремится обладать этим северным островом?

Военкор Коц: ВС России отрезают Украину от Черного моря

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Новости

Для поступающих в педвузы введут профильное вступительное испытание

Минпросвещения России рассматривает возможность обязательных профильных экзаменов для поступающих на педагогические специальности, стартовать нововведение планируют с 2027 года, сообщили в ведомстве.

Пезешкиан заявил о водном кризисе в Иране

Острая нехватка воды поразила все провинции Ирана из-за самой сильной за 60 лет засухи, что вынудило власти прибегнуть к ограничениям, заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан.

Al Hadath назвал возможную причину крушения самолета с начальником генштаба Ливии

Причиной крушения самолета Falcon 50, на борту которого был начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад, могли стать перебои в работе электросистемы, сообщает Al Hadath.

Минтранс приказал запретить хождение судов у калининградского СПГ-терминала

С 1 февраля 2026 года в акватории Балтийского моря у терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа в Калининградской области будет введен запрет на хождение судов, сообщается в тексте приказа Минтранса России.

Медведев удивился мирным заявлениям Писториуса и Стубба

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев обратил внимание на недавние заявления министра обороны Германии Бориса Писториуса и президента Финляндии Александра Стубба.

Начальник генштаба армии Ливии погиб в результате крушения самолета в Турции

Начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад и сопровождающие его лица погибли в результате крушения самолета, который исчез с радаров вскоре после вылета из Анкары, сообщил глава базирующегося в Триполи Правительства национального единства Ливии Абдельхамид Дбейба.

Украинский генштаб признал потерю Северска в ДНР спустя почти две недели

Украинский генштаб подтвердил, что подразделения ВСУ покинули Северск, заявление было сделано спустя почти две недели после освобождения города.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

Мелони в рождественском поздравлении заявила, что 2026 год будет «гораздо хуже»

Во время церемонии поздравления с рождественскими праздниками премьер Италии Джорджа Мелони заявила, что 2026 год по сравнению с 2025-м будет гораздо хуже.

SANA сообщило о встрече Путина с главами МИД и минобороны Сирии

В Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина с министром иностранных дел Сирии Асаадом аш-Шибани и министром обороны генерал-лейтенантом Мурхефом Абу Касром, сообщило сирийское государственное новостной агентство SANA.

При обыске в сейфе Эпштейна нашли наличные рубли

Правоохранители США при обыске в доме Джеффри Эпштейна обнаружили в его сейфе наличные в разных валютах, в том числе несколько рублевых купюр, и крупные запасы драгоценных камней.

На границе России и Польши образовалась многокилометровая пробка

На польско-российской границе у погранперехода Гжехотки образовалась огромная пробка на въезд в Россию.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов