Происшествия

6 марта 2011, 19:19

Эксперты и сыщики не исключают диверсию на погибшем Ан-148

Фото: vesti.ru

Бортовые самописцы потерпевшего накануне крушение в Белгородской области самолета Ан-148 обнаружены. В понедельник начнется опознание погибших членов экипажа. Между тем следствие и эксперты не исключают, что самолет, на котором вместе с россиянами находились и пилоты из Мьянмы, погиб в результате диверсии.

На месте катастрофы пассажирского самолета Ан-148 в Белгородской области обнаружены тела шести членов экипажа, они направлены на экспертизу, сообщил «Интерфаксу» и. о. начальника областного ГУ МЧС Анатолий Скуматов.

Диверсию могли организовать те, кто хочет приостановки производства этого самолета, а еще лучше – чтобы от него вообще отказались

Председатель профсоюза Воронежского авиазавода, на балансе которого находился самолет, Анатолий Башкирев заявил, что предприятие окажет материальную помощь семьям погибших летчиков и возьмет на себя организацию похорон. «Это были достойные люди. Командир экипажа Юрий Зубрицкий – мой друг. Исключительный человек. Года четыре назад за отвагу при спасении воздушных судов он был награжден орденом Мужества», – сообщил Башкирев.

Семьям летчиков выплатят по миллиону рублей, сообщила помощница гендиректора авиазавода по связям с общественностью Маргарита Глотова.

Напомним, крушение пассажирского Ан-148, принадлежащего Воронежскому авиастроительному заводу (ВАСО), произошло в субботу в деревне Гарбузово Алексеевского района, в 130 км от Воронежа во время испытательного полета. Самолет упал на территорию частного домовладения. Жертв и разрушений на земле нет. На борту находились шесть членов экипажа, в том числе два пилота из Мьянмы, все они погибли.

Следственные органы СК РФ возбудили уголовное дело по ст. 351 УК РФ («О нарушении правил полетов и подготовки к ним»). «Рассматриваются все версии произошедшего, в том числе и техническая неисправность самолета», – сообщили в пресс-службе Следственного комитета. Для расследования причин катастрофы будет создана комиссия Минпромторга, которую возглавит заместитель министра.

В субботу неофициальные источники сообщали, что катастрофа могла произойти из-за пилотов из Мьянмы, которые не проходили тренажерную пилотную подготовку, и если кто-то из них был за штурвалом, то он мог не справиться и позволить самолету свалиться в штопор. Однако это предположение опроверг начальник отдела кадров ВАСО Станислав Скрынник. По его словам, за штурвалом Ан-148 находился заслуженный летчик-испытатель. В экипаж Ан-148 также входили заслуженный штурман и два бортинженера, которых сопровождали двое граждан Мьянмы.

Позднее в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте сообщили, что один из иностранных пилотов все же сидел за штурвалом Ан-148, но кто именно управлял самолетом, пока неизвестно.

Генерал-майор авиации, бывший депутат Госдумы четырех созывов, входивший в комитет по обороне, Николай Безбородов назвал газете ВЗГЛЯД еще одну возможную версию причин случившегося.

«Зная, что у нас происходит с самолетом Ан-148, зная его перспективы не только для России, но и для ряда зарубежных стран – это уникальный по своим летно-техническим характеристикам самолет, – я не исключаю диверсию, – заявил Безбородов. – Диверсию могли организовать те, кто хочет приостановки производства этого самолета, а еще лучше – чтобы от него вообще отказались. Мы живем в страшном, алчном мире, где идет жесткая конкуренция за рынки сбыта». Генерал-майор отметил, однако, что нельзя пока списывать со счетов и версию о технической неисправности или человеческий фактор.

По словам и. о. начальника ГУ МЧС по Белгородской области, самолет действительно начал разваливаться еще в полете. «Обломки самолета находятся на расстоянии 3 км от места крушения, возле них выставлены милицейские посты», – сообщил Скуматов.

Безбородов обратил внимание, что это, а также свидетельства очевидцев, сообщавших, что самолет загорелся в воздухе, говорит в пользу выдвинутой им версии. «Очень бы хотелось, чтобы было проведено быстрое и максимально полное расследование, в рамках которого рассматривалась бы и эта версия», – добавил он.

Позднее о той же версии заявили и сыщики. В Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте официально сообщили, что наряду с другими версиями: ошибка пилота, заводской брак, некачественное топливо – рассматривается и теракт.

«С целью их (версий) проверки с Воронежского авиационно-строительного завода изъяты техническая документация на самолет, образцы топлива, которым оно было заправлено, смазочных материалов и других технических жидкостей. Для проверки версии о теракте следователями изъята одежда потерпевших, по ней назначена судебно-техническая экспертиза с целью обнаружения частиц взрывчатых веществ. Допрашиваются очевидцы происшествия – местные жители, видевшие, как самолет буквально развалился в воздухе», – говорится в сообщении.

#{image=493679}Между тем местные жители в селе Гарбузово несут цветы к месту трагедии, передает РИА «Новости». По словам очевидцев, пилоты спасли село – самолет летел прямо на школу, в которой находились дети. «Пилоты, наверное, пытались отвести самолет от села, потому что изначально он летел прямо на школу. Там проходил праздник, готовился концерт к 8 марта. Там ужас был бы. Пилоты спасли село, им памятник ставить надо», – приводит агентство слова очевидца трагедии Владимира Важинского.

Самолет упал на краю одного из огородов в полусотне метров от жилых домов и в 70–100 метрах от лесопосадки. В воскресенье на месте крушения были обнаружены четыре бортовых самописца, один из которых поврежден. Черные ящики отправлены на расшифровку в Москву.

Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации, не далее как в феврале потерпевший катастрофу самолет завершил в ВАСО летные испытания. «До сегодняшнего дня в рамках летных испытаний Ан-148-100Е N61708 выполнил 31 полет. Замечаний, влияющих на безопасность полетов, выявлено не было», – заявили в субботу в ОАК.

В сообщении корпорации отмечается, что пилоты Мьянмы проходили обучение в соответствии с утвержденной программой подготовки летного состава на воздушном судне Ан-148-100Е, которая была начата по завершении программы заводских испытаний.

Ан-148 – российско-украинский ближнемагистральный самолет пассажирской модификации, рассчитан на перевозку от 77 до 90 человек. Максимальная дальность полета составляет 5 тыс. км. Первый полет выполнил в 2009 году. Самолет был разработан на украинском ОАО «АНТК имени Антонова», но основная его сборка осуществляется на российских предприятиях, в том числе и на ВАСО, входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию.

В России единственным эксплуатантом воздушных судов этого типа является ГТК «Россия». В настоящее время авиакомпания эксплуатирует шесть Ан-148. Они совершают регулярные рейсы из Петербурга в Волгоград, Мурманск, Архангельск, Калининград и Минеральные Воды, реже в Москву, Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут и Пермь, эпизодически в Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Самару, Киев и другие города.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, несколько месяцев назад, в сентябре прошлого года, авиакомпания «Россия» поставила под сомнение надежность самолетов Ан-148. В презентации компании, кстати, единственной эксплуатирующей эти воздушные суда, сказано, что летать на российско-украинском самолете Ан-148 опасно – он слишком часто ломается.

«Эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не соответствует ранее заявленной и не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов», – говорится в отчете.

Самой ненадежной системой в Ан-148, по данным авиакомпании, оказалась система управления самолетом – была обнаружена 31 неисправность. Явно несовершенны система интеграции общесамолетного оборудования (26 неисправностей), пилотажно-навигационное оборудование (19), средства управления полетом (17), вспомогательная силовая установка (ВСУ – 17 неисправностей).

Более того, у авиаперевозчика есть замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя. К слову, двигателям Ан-148 в презентации посвящен отдельный пункт. «За период с 1 июня по 1 сентября 2010 года отстранены от эксплуатации один двигатель Д-436-148 и две ВСУ АИ-450. С самолета № 61702 сняты две ВСУ по различным причинам внутренних разрушений», – говорится в документе.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Опубликован «мирный план» Украины из 20 пунктов
Темы дня

Когда российская нефть подорожает

Стоимость российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель, а размер скидки удвоился и достиг целых 27 долларов за каждый баррель. Санкции США наконец-то сработали, радуется Bloomberg. Кто наживается на этом дисконте и как Россия переживет сильное падение цен?

СВО ускорила процесс обновления элит в России

Подготовке кадров для государственной службы в России уделяется первостепенное значение. В стране действует ряд программ, каждая из которых решает конкретную управленческую задачу. Так, проект «Время героев» открывает путь в политику ветеранам СВО, «Школа губернаторов» готовит региональных руководителей, а конкурс «Лидеры России» формирует кадровый резерв для ключевых позиций в государстве и бизнесе.

Военкор Сладков: Спецслужбы Украины пытаются открыть второй фронт внутри России

Первый российский танкер-газовоз СПГ для Арктики передан заказчику

Ростех упрекнул Reuters в непонимании русских

Новости

Бельгия присоединилась к иску ЮАР против Израиля

Бельгийская сторона официально присоединилась к иску ЮАР против Израиля в Международном суде ООН, израильскую сторону обвиняют в геноциде в секторе Газа.

Полиция Подмосковья нашла перевозивших детей в курьерских сумках мужчин

Двое граждан одного из государств Средней Азии были доставлены в полицию в Подмосковье за то, что перевозили детей в курьерских сумках на электровелосипедах, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

В МИД сообщили о сигналах США по совместному освоению Арктики

Россия получает сигналы от США о возможном обсуждении сотрудничества в Арктике, а также есть надежда на восстановление прямого авиасообщения между странами, заявил глава департамента Северной Атлантики МИД Александр Гусаров.

Самолет «Байкал» совершил первый полет с двигателем ВК-800

Летные испытания легкого многоцелевого самолета «Байкал» с новым отечественным двигателем ВК-800 и воздушным винтом АВ-901 стартовали на аэродроме Уральского завода гражданской авиации, сообщил Минпромторг.

При взрыве машины на юге Москвы погибли два сотрудника ДПС и еще один человек

В ночь на среду сотрудники ДПС на улице Елецкой в столице увидели подозрительного человека у служебного автомобиля полиции, когда они подошли ближе, сдетонировало взрывное устройство, сообщили в Следственном комитете России.

Директор ЧАЭС заявил об угрозе разрушения саркофага

Директор Чернобыльской АЭС Сергей Тараканов заявил, что саркофаг этой атомной электростанции может разрушиться при новом ударе.

Опубликован «мирный план» Украины из 20 пунктов

В документе из 20 пунктов, который Киев представил США, предлагается создать международный фонд восстановления Украины и юридически обязывающий контроль за выполнением соглашения.

Верховный суд заявил о судебной ошибке в деле Долиной

Рассмотрение дела о продаже квартиры Ларисой Долиной завершилось отказом в удовлетворении исков певицы на основании ошибки предыдущих судов.

Трамп запретил въезд в США бывшему комиссару ЕС за цензуру

Госдепартамент США объявил о введении визовых ограничений в отношении бывшего еврокомиссара Тьерри Бретона и еще четырех европейских активистов, обвиняя их в попытках вынудить американские платформы ограничивать точки зрения из США, сообщает Axios.

Медведев призвал потребовать от Украины компенсацию за действия нацистов

Возможность включения пункта о компенсации ущерба России за действия украинских националистов в 1940-х годах может войти в будущий документ по итогам СВО на Украине, заявил замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев.

Блогер Ковальчук подала в суд на телеведущую Малышеву

Специализирующаяся на семинарах для желающих похудеть блогер Алена Ковальчук оспаривает права на товарный знак «Сбрось лишнее», которые в 2013 году оформила телеведущая Елена Малышева, следует из судебных материалов.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов