Экономика

25 августа 2021, 11:10

Когда россияне пересядут в электромобили

Фото: Алена Селезнева/ТАСС

Российский концерн «АвтоВАЗ» решил не отставать от мирового тренда на электромобили – и уже к 2028 году представит россиянам машину Lada, заряжающуюся от розетки. Первая попытка завода создать массовый электромобиль в России ранее потерпела полное фиаско. Однако на этот раз планы «АвтоВАЗа» могут оказаться вполне успешными. Что же изменилось?

«АвтоВАЗ» собирается наладить массовый выпуск электромобилей Lada уже к 2027-2028 годам, заявил президент концерна Николя Мор. По его словам, эти планы еще необходимо обсудить с правительством, но предварительно есть желание уложиться в эти сроки. Других подробностей Мор не раскрыл.

Это будет не первый электромобиль от «АвтоВАЗа». Впервые российский концерн показал свой электромобиль еще в 2011 году. Он был создан на базе Lada Kalina и назывался El Lada. Завод обещал сделать его массовым. Однако дальше пилотной партии из 100 машин дело не двинулось. Расчет был на Ставропольский край, который обещал закупать эти электромобили для таксопарка, но передумал. В регионе так и не построили достаточное количество зарядных станций. Заводу пришлось распродать машины по себестоимости (960 тыс. рублей) дилерам.

Провал первого опыта объясняется легко – в России не было запроса на электромобили. Даже по состоянию на 2020 год, парк электромобилей в РФ насчитывал всего 11 тыс. машин. Доля электромобилей в России всего 0,1%, тогда как в ЕС, например, она выросла уже до 35%. Потому что в развитых западных странах выше уровень жизни и давно развивается тренд на снижение выбросов в атмосферу, говорит представитель «Автостата» Азат Тимерханов. Для электромобилей там имеются зарядки, специалисты по ремонту и все необходимое. Ничего этого у нас еще нет. 

«Большинство из тех 11 тысяч электромобилей, которые есть в России, ездят по дорогам Москвы и Петербурга. За пределами этих городов электрический транспорт вообще не пользуется спросом из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. «Россети» занимаются развитием электрических заправок только на территории Центрального федерального округа», – говорит директор факультета бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих.

Зачем же «АвтоВАЗ» вступает второй раз в ту же реку? Он следует общемировому тренду. Все мировые автопроизводители окунулись в мир электромобилей, некоторые даже называют сроки полного отказа от бензиновых авто. А главный акционер «АвтоВАЗа» – французский концерн Renault. «АвтоВАЗ» не хочет опоздать, когда тренд на электромобили приобретет широкую популярность. Даже «КамАЗ» прощупывает направление электромобилей и других экологичных видов транспорта», – говорит Тимерханов.

Никто пока точно не знает, когда умрет бензиновый автомобиль, и автомобиль на каком именно двигателе его заменит через несколько десятилетий. Однако электромобиль – это одно из наиболее вероятных направлений будущего. «АвтоВАЗ» не хочет отстать, а для этого надо нарабатывать опыт уже сейчас, чтобы через 10-20 лет не оказаться у разбитого корыта.

«К тому же акции компании, делающей заявление о развитии «зеленого» транспорта, могут вырасти в цене на несколько пунктов», – замечает Кирилл Плохих. Однако в появление электромобилей «Лада» в массовом производстве он не особо верит. «Я скорее поверю в то, что Россия будет выпускать электрические танки, потому что у армии денег больше, чем у населения», – говорит Плохих.

Однако вторая попытка «АвтоВАЗа» создать массовый электромобиль может оказаться более удачной. В начале 2010-х годов государство не обращало внимание на эту тему. А столь серьезные изменения инфраструктуры и структуры рынка невозможны без государственной политики.

Но теперь все изменилось. Шанс «АвтоВАЗу» дает правительство России, которое накануне утвердило концепцию развития производства и использования электрического автомобильного транспорта в стране до 2030 года.   

На первом этапе, к 2024 году, будет разработана база для массового производства таких авто. К этому моменту в России должно быть выпущено не менее 25 тыс. электромобилей. Плюс обещают построить инфраструктуру – не менее девяти тысяч зарядных станций. А к 2030 году электромобилей будет уже более 250 тыс. штук. На улицах городов должно появиться 72 тыс. зарядных станций (из них не менее 28 тыс. быстрых), и даже не менее тысячи водородных заправок. Как только появятся российские электромобили, власти могут предоставить льготные кредиты на их покупку.

Пока электромобили в России – это удел избранных. Их покупают исключительно состоятельные люди, которые хотят либо хайпануть, либо спасти планету от загрязнения. «Если смотреть на продажи электромобилей в нашей стране, то тройка лидеров – это премиальные марки: Porsche, Audi и Jaguar, которые официально продаются в России. Такие электромобили стоят от 6-7 млн рублей и выше. Официальных дилеров для продажи электромобилей Tesla в России нет, есть только Moscow Tesla Club, который просто помогает приобретать», – говорит Тимерханов.

При этом средневзвешенная цена на легковой автомобиль в России составляет 1,7-1,8 млн рублей, а в регионах для многих россиян пределом мечтаний является Lada Granta за 500-600 тыс. рублей, взятая в кредит, говорит Тимерханов.

Чтобы электромобили в России стали массовым явлением, необходимо, чтобы «АвтоВАЗ» создал достойный и относительно недорогой продукт. Плюс должны появиться электромобили от более массовых брендов типа Kia и Hyundai, которые будут более доступными. Однако они все равно будут стоить существенно дороже 1 млн рублей, потому что уже сейчас обычные их модели стоят дороже 1 млн рублей, говорит Тимерханов. Либо должен существенно вырасти уровень жизни россиян, добавляет он.

В концепции развития электромобилей в России говорится, что сейчас разница между стоимостью электромобилей среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. Но эксплуатация электромобиля в качестве такси может быть более выгодной даже сейчас: для этого машина должна проезжать не менее 45 тысяч километров в год в течение пяти лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу сумм. Сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia.

Однако обычный покупатель в России редко просчитывает стоимость владения автомобилем, для него важна изначальная цена автомобиля и кредита, говорит Тимерханов. «Большинство россиян ездят на машинах, которые стоят меньше миллиона рублей. Тогда как самые дешевые электромобили в мире стоят от трех миллионов рублей», – говорит Плохих.

В теории рост цен на бензин в России до европейского уровня может простимулировать переход россиян на электромашины. Но авторы концепции развития электромобилей в России до 2030 года надеются все же на технологический прогресс: что через шесть-восемь лет цена на электромобили снизится до привлекательного уровня за счет успехов в технологиях хранения энергии. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Российские войска освободили Косовцево в Запорожской области

Подразделения группировки войск «Восток» продолжали продвижение вглубь обороны противника и освободили Косовцево. Кроме того, за неделю они освободили Андреевку в Днепропетровской области и Заречное в Запорожской области.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

Банк России представил обновленную тысячерублевку

Новые банкноты номиналом 1000 рублей появятся в обращении постепенно, этот процесс может занять от одного года до полутора лет, сообщил заместитель председателя Банка России Сергей Белов.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления

В материалах к совещанию президента раскрыты планы по массовому внедрению искусственного интеллекта в новые системы вооружения и военной техники.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов