Экономика

14 сентября 2019, 19:00

Арктика отпугивает туристов дикими ценами

Фото: РИА Новости

Мода на экзотический арктический туризм добралась и до России. Число россиян, выбирающих вместо южных морей северное белое безмолвие, серьезно выросло этим летом. Правда, за удовольствие посмотреть на бескрайние льды и белых медведей придется заплатить минимум вдвое дороже, чем за то же самое в соседней Норвегии.

«Сейчас пришла мода на экзотический арктический туризм в разных ипостасях, которого ранее не было совсем. Люди ищут аутентичности, экологии, острых ощущений, чистого неба. И все это они находят в Арктике. За этим спросом, за этой модой, за этой необходимостью человека, естественно, пришла индустрия», – заявил во время конгресса «Арктика – территория объединения компетенций» замруководителя Ростуризма Сергей Корнеев. 

В отличие от США (Аляска) и Норвегии (Шпицберген), ни в советское время, ни в современной России долгое время развитием арктического туризма не занимались. Морские круизы стали ходить на Землю Франца-Иосифа лишь с 1991 года, до этого тут были только полярные станции. В 1996 году здесь был образован федеральный заказник, а в 2009 году – создан парк «Русская Арктика», под управление которого был передан архипелаг Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Цель нацпарка – помогать развитию экологического познавательного и экспедиционного туризма. В 2017 году национальный парк «Русская Арктика» посетил президент Владимир Путин, который подчеркнул важность развития международного туризма в российской Арктике.

Постепенно ситуация меняется. «Доля россиян в круизах в Арктику неизменно растет из года в год. Так, в 2019 году из 1200 туристов, посетивших особо охраняемые природные территории (ООПТ), доля россиян составила не менее 40%. Мы отмечаем, что русские путешествуют в Арктику целыми семьями, в этом году мы приняли у себя в гостях мужчину из Санкт-Петербурга в инвалидной коляске, он наравне с другими туристами высаживался на полюсе и на островах нацпарка и принимал участие во всех активностях», – рассказывает главный специалист по связям с общественностью нацпарка «Русская Арктика» Марина Меньшикова.

Девять лет назад было всего 400-500 туристов, теперь почти в три раза больше. В прошлом году нацпарк посетили чуть более тысячи туристов, но доля россиян была менее 10%. На самом деле, в этом году ожидался и более значительный рост числа туристов – до полутора-двух тысяч человек. В итоге будет меньше из-за срыва двух рейсов на архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. 

Однако даже две тысячи туристов – это очень мало, если сравнивать с тем, каких успехов достигла, например, Норвегия. Власти Шпицбергена отчитались, что в 2016 году индустрия туризма с выручкой 5 млрд рублей вышла на первое место, сместив добычу угля на архипелаге. На Шпицберген прилетает 70-80 тыс. туристов, чтобы увидеть собственными глазами Арктику. Тогда как желающих посмотреть на российскую Арктику пока несравнимо меньше.

Объясняется это в первую очередь более высокой стоимостью. Так, самый дешевый тур со Шпицбергена на восемь дней стоит 3450 евро, а на 10 дней – 4100 евро. Тогда как самый дешевый турпродукт из Мурманска на Землю Франца-Иосифа стоит минимум в два раза дороже – 9 тыс. евро, и длится он 14 дней.

Почему российская Арктика обходится туристам дороже? И как сделать этот продукт более массовым?

«Во-первых, Норвегия дотирует архипелаг Шпицберген, создала там поселение с губернатором на постоянной основе в городе Лонгйир. Туристы прибывают туда на самолетах, а далее садятся на пароходы и совершают туристические рейсы. У нас же на Земле Франца-Иосифа нет аэродрома, способного принимать туристов. Поэтому приходится добираться до нацпарка морем из Архангельска или Мурманска. А на это уходит два дня чисто в море и столько же обратно», – говорит директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов. В случае со Шпицбергеном туристы не теряют четыре дня в открытом море. А фрахт круизного судна – это очень дорогое удовольствие.

«Если построить на Земле Франца-Иосифа аэродром для гражданских самолетов, то туристы смогут сразу прилететь в акваторию национального парка, где уже стоит судно, готовое принять их на борт. На самолете можно долетать за три часа в одну сторону. Таким образом сокращается время доставки туристов в Арктику. Во-вторых, снижаются затраты и издержки на туристическую поездку по осмотру архипелага», – говорит директор национального парка «Русская Арктика».

В итоге вместо 14 дней на круизном судне и четырех дней в море тур сокращается до 10 дней. Цена при этом, при условии постоянного роста турпотока, может снизиться если не в два, то в полтора раза, не исключает собеседник.

«Все упирается в логистику. Авиатехника – дешевле и быстрее, морская техника – медленнее и дороже. Пароход ­­– это сложное техническое сооружение, которое потребляет топливо, требует ремонта, обслуживания и т. д. Чем меньше турист находится в воде, тем меньше будет стоить тур. Если построить аэропорт, то мы решим проблему доставки туристов на архипелаг Земля Франца-Иосифа, а дальше внутри архипелага можно на разных судах совершать круизы», – рассказывает Александр Кирилов.

Более того, если заменить судно вертолетом, то можно будет сделать вообще тур выходного дня. Грубо говоря, можно будет съездить в Арктику на выходные. «Можно будет совершать вертолетные экскурсии более мелкими группами туристов – условно 40 человек на двух самолетах», – рассуждает собеседник.

Проблема в том, что ни одна частная компания построить аэродром в Арктике не может, в том числе из-за дороговизны, а у государства планов таких нет. Впрочем, аэродромы на самом деле имеются, только они не гражданские, а ведомственные.

«К тому же одним строительством аэропорта дело не ограничится, полосу надо обслуживать, инфраструктуру надо будет поддерживать», – добавляет эксперт.

Еще одна особенность туризма в нацпарке «Русская Арктика» – это более короткий туристический сезон на архипелаге Земля Франца-Иосифа по сравнению с архипелагом Шпицберген, который омывается теплым течением и северо-восточными отрогами Гольфстрима. «У нас туристический сезон длится примерно три месяца, а на архипелаге Шпицберген – до шести месяцев. Потому что суда со Шпицбергена осуществляют в основном прибрежное каботажное плавание – судно идет вдоль берега, заходит в бухты, фьорды», – рассказывает Кирилов.

«А к судам, которые идут к российскому архипелагу, предъявляются более жесткие требования. Оно должно быть подготовлено для плавания в арктических водах, так как на архипелаге может быть лед, проливы могут не растаять. Такие ситуации бывали, год на год не приходится. Туркомпании, которые планируют туры на будущий год (а планирование туров происходит на самом деле на три года вперед), должны заранее закладывать риски, что судно может не пройти по ледовому классу. Например, в этом году круизное судно Silver Explorer шло с ледовой проводкой, то есть перед судном шел ледокол», – рассказывает собеседник. Конечно, ледокольное сопровождение – это очень дорогое удовольствие.

Важным шагом, который позволит увеличить турпоток в русскую Арктику, будет создание зоны таможенного контроля на острове Земля Александры, так как это самый ближайший к Шпицбергену остров архипелага Земля Франца-Иосифа,

считает Марина Меньшикова.

Контрольно-пропускной пункт здесь работает в тестовом режиме уже с 2014 года и только для одного судна – Silver Spirit. Тестовый период растянулся на пять лет, и надо уже решить – открывать КПП для всех или закрыть его, как неудачный эксперимент, считает Кирилов.

Суть этого КПП в том, что иностранные туристы могут прилететь на Шпицберген, откуда на круизном судне уйти на территорию национального парка «Русская Арктика» без необходимости заходить в Мурманск для прохождения границы, а это лишние три дня в пути и более высокие расходы. А так – круизное судно вечером уходит из порта Лонгйира и утром уже на территории архипелага. Ночной переход длится всего 12 часов. Пограничный осмотр происходит на борту судна. Такой способ посещения нацпарка «Русская Арктика» через Шпицберген обходится уже в 6 тыс. евро. Этот путь может стать альтернативой строительству гражданского аэродрома на архипелаге. Правда, здесь есть большой минус. Россия поможет развитию авиапотока и туризма на Шпицбергене вместо того, чтобы поднимать туризм в Мурманске и Архангельске. 

При этом развивать инфраструктуру для ночевки туристов на архипелаге Кирилов считает ненужной затеей. Туристы высаживаются на берега и так, а вот остаться переночевать на берегу хотят, как правило, один-два туриста из 120 человек на борту. 

Надо понимать, что есть и более дорогие турпакеты. Например, турпакет «Русская Арктика + Северный полюс» может стоить от одного до трех миллионов рублей в зависимости от категории номера на борту ледокола «50 лет Победы». Еще один относительно недорогой способ путешествия в Арктику – это яхтинг по Баренцеву морю и его островам. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?