Экономика

6 августа 2018, 21:30

К чему приведет закрытие железной дороги между Россией и Украиной

Фото: Петр Задорожный/РИА Новости

Миф о войне, которую Украина ведет со «страной-агрессором», ярче всего опровергают набитые битком поезда по маршруту Киев–Москва. Какая война, если мы ездим друг к другу в гости? Возможно, поэтому один из самых неадекватных членов правительства Украины Владимир Омелян мечтает запретить ж/д сообщение между нашими странами. К каким последствиям это бы привело?

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян с утра в понедельник высказал идею, которая взбудоражила многих украинцев и россиян. Он дал понять, что правительство Украины собирается прервать железнодорожное сообщение с Россией, причем полностью. Отвечая на вопрос украинского телеканала «1+1», будет ли увеличено количество пассажирских поездов в Россию, Омелян ответил: «Наоборот, мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой».

Впрочем, большинство нормальных жителей Украины сразу вспомнили, что Омелян уже пугал такими анонсами не далее как в декабре. Убытки от такого решения, по словам министра, составят символическую одну гривну. Как министр насчитал такую сумму, он не пояснил. Но в обоснованности его расчетов сразу же возникли сомнения. С тех пор как в 2015 году Киев разорвал прямое авиасообщение с Россией (билеты из Москвы в Киев и обратно были относительно дешевы), большинство россиян и украинцев ездят друг к другу на поезде.

Остались, конечно, автобусные маршруты, но ими больше пользуются жители приграничных областей. Поэтому на несколько пассажирских поездов (среди них всего один российский – Москва–Кишинев), соединяющих Россию и Украину, сохраняется большой спрос. Неудивительно, что в прошлом году Украинская железная дорога (Укрзализныця) назвала поезд Киев–Москва самым прибыльным. Цена билета в плацкарте здесь росла весь год.

Годовая прибыль этого маршрута в 6 млн долларов резко контрастирует с неутешительными для «Укрзализныци» данными по прочим маршрутам дальнего следования, глубоко убыточным. Это неудивительно. Ведь «заробитчане», которые едут в ЕС, обычно пользуются или рейсовыми автобусами, следующими почти из всех крупных городов Западной Украины, или самолетами.

Экономисты не верят, что Киев реализует подобные угрозы. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что идея Омеляна в случае ее воплощения в жизнь больно ударит не только по рядовым украинцам, но и по украинской деловой элите. А у Москвы, как он выразился в беседе с газетой ВЗГЛЯД, появится новый «повод задуматься о применении широкого спектра экономических и финансовых санкций, которые пока не задействованы».

Россия, считает политолог, в состоянии нанести удар по ключевым финансово-промышленным группам, например путем исключения или ограничения платежей в пользу украинских банков. Ремизов и напоминает:

«Не следует забывать, что Россия остается инвестором номер один на Украине».

«Как Украина намерена доставлять уголь: топливо идет из России? – риторически спросил в своем «Фейсбуке» депутат Госдумы Вячеслав Никонов. – Откуда украинские железнодорожники будут брать деньги? Российские рейсы самые прибыльные. Сколько гастарбайтеров не доедут до России, из которой они шлют на родину миллиарды долларов?»

В МИД России заявление Омеляна назвали «абсурдным». Как отметил замглавы ведомства Григорий Карасин, подобные рассуждения «направлены на блокирование любых контактов между гражданами Украины и России».

Стоит сказать, что Омелян – единственный открытый сторонник железнодорожной блокады. Но есть и тайные. Год назад газета «Коммерсантъ» называла лоббистами данного шага еще и секретаря СНБО Александра Турчинова и спикера Верховной рады Андрея Парубия. Тогда источниками даже называлась дата, с какой перестанут ходить поезда, – 1 июля 2017 года. Однако движение поездов продолжается до сих пор как ни в чем не бывало.

Единственное ограничение на железнодорожное сообщение с Россией, которое формально действует, – это введенный СНБО в прошлом году запрет на грузовые перевозки. Правда, этот запрет, как свидетельствует практика, не соблюдается, что бесит украинских радикалов.

Одним из самых серьезных последствий закрытия железной дороги в Россию, по словам эксперта общественной организации «Евро-Патруль» Вячеслава Коновалова, станет расцвет нелегальных автоперевозчиков.

«Люди малого достатка массово пересядут на подобные «такси» и будут, как и раньше, ездить на заработки РФ. Даже в условиях коллапса на границах», – пояснил он.

«С начала войны на востоке пассажиропоток с РФ упал примерно в три-четыре раза. Если раньше в Россию авиа-, ж/д- и автотранспортом ездило почти 4 млн человека в год, то сейчас – всего 1 млн», – цитирует Коновалова UBR. Эксперт уверен, что при цене билета в 100 долларов на фирменный поезд из Киева убытки «Укрзализныци» составят примерно 150 000 долларов в сутки. Кроме того, эксперт предрекает: реализация «бредовой идеи» вызовет рост коррупции в сфере перевозок.

Надо сказать, что угрозу Омеляна большинство экспертов сразу же восприняли как простое сотрясение воздуха. И не ошиблись. Уже к вечеру Омелян «включил заднюю». Изданию «Українські новини» чиновник заявил, что проект такого сенсационного решения на самом деле мало того что не готов, так еще и правительством в целом и профильными министерствами официально даже не рассматривался.

По сути, Омелян признался, что с утра озвучил просто собственную мечту. Впрочем, полностью от этой идеи фикс министр даже к вечеру не отрекся. В запрете он все равно не видит ничего страшного.

«На самом деле то, что мы видим по ситуации с авиасообщением, когда мы закрыли авиаполеты в РФ и полеты российских самолетов через территорию Украины, пассажиропоток не сократился. Некоторые начали летать через Минск, но число тех, кто летал в Россию, намного сократилось», – добавил министр.

По предположению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, у смены риторики Омеляна лишь одна причина. «Предполагаю, что ему позвонили из администрации президента Украины и сказали, что перед президентскими выборами Порошенко не хочет рисковать. Есть очень много людей, в том числе из электората Порошенко, с которыми мне самому приходилось ездить в поезде Киев–Москва. Я уже не говорю о людях, которые живут на Западной Украине и ездят в Россию на заработки. Это самое естественное предположение. Мнение президента он игнорировать не может».

«Видимо, на Банковой считают, что Порошенко удастся зайти на второй срок. И уже тогда он может и пойти на такой резкий шаг», – сказал Погребинский.

В целом можно смело предположить: по мере приближения выборов неадекватность антироссийских заявлений украинских чиновников будет лишь возрастать. Политикам нужно хоть как-то приподнять свои рейтинги, взбодрить уставший от русофобской риторики электорат. Ведь нельзя исключить, что партия «Народный фронт», чьим главным трибуном сейчас стал Омелян, выставит своего кандидата на президентские выборы.

Сам Порошенко рассчитывает забрать голоса националистов, за которые с ним соперничает «Народный фронт», однако он прекрасно осознает финансовые последствия резких антироссийских решений, которые лоббируют Турчинов, Парубий или Омелян, поэтому вынужден охлаждать пыл своих коллег.

Текст: Алексей Нечаев,
Юрий Зайнашев

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?