Президент Путин сравнил задачу формирования цифровой экономики с электрификацией страны в XX веке. Это беспрецедентный по своему масштабу и влиянию проект. «Его действительно сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьезный шаг вперед, укрепить свою позицию в мире. В их ряду – строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века», – сказал президент в ходе заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии
«Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества», – считает президент, передает ТАСС. Более того, это вопрос национальной безопасности России и ее независимости, заявил Путин.
Правительство уже подготовило программу «Цифровая экономика», рассчитанную на десятилетия, и Владимир Путин уже предложил ее принять.
По его словам, необходимо определить, сколько денег должно на это выделяться, из каких источников и как повысить эффективность их использования. «В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 млрд рублей, я прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег», – заявил он. Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров оценил ежегодные затраты на реализацию программы цифровой экономики в 100 млрд рублей.
«Цифровая экономика – это использование в различных отраслях передовых информационных технологий, которые позволяют сделать качественный рывок в развитии, – говорит гендиректор компании «ABBYY Россия» Дмитрий Шушкин. – Они уже сегодня кардинально трансформируют бизнес во всем мире: появляются абсолютно новые сервисы, в основе которых лежит технологическая платформа. Это всем известные сервисы по заказу такси, доставке еды, мобильный банкинг и другие услуги, которые полностью меняют традиционную экономику».
Поэтому, если Россия хочет успеть занять долю рынка в новом мире, необходимо вовремя перестроиться. «Развитие цифровой экономики в России крайне важно для перехода от модели экспорта сырья к несырьевому экспорту, а также для роста привлекаемых инвестиций», – считает Шушкин.
В рамках программы «Цифровая экономика» предлагается к 2025 году решить семь задач. Во-первых, адаптировать нормативную правовую базу к новым видам отношений, объектам и субъектам цифровой экономики (госрегулирование). Во-вторых, создать информационную инфраструктуру. В-третьих, провести исследования и создать собственные технологии и платформы, обеспечивающие получение, хранение и обработку того объема данных, который создается в условиях цифровой экономики.
Далее необходимо подготовить соответствующие кадры. В-пятых, обеспечить информационную безопасность. Шестая задача – повысить качество использования информационно-телекоммуникационных технологий в сфере госуправления и образования. Седьмая задача – внедрить прикладные решения для умного города. И, наконец, восьмая – создать цифровое здравоохранение.
Экономический эффект
У России есть прекрасные возможности, чтобы выйти в лидеры в области цифровых технологий. А результатом может стать экономический рост, считает управляющий партнер московского офиса McKinsey Виталий Клинцов, передает «Финмаркет». По его оценке, объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей (в ценах 2015 года) при сохранении темпа роста в 10–12% в год. «Мы оптимистичны в отношении возможности достижения этой цели. Уже сейчас мы проводим большое число цифровых трансформаций у наших клиентов – банков, промпредприятий. При этом многие из них ставят достаточно амбициозные цели», – говорит Клинцов.
По данным McKinsey, в 2011–2015 годах цифровая экономика в РФ выросла с 2 трлн до 3,2 трлн рублей, что составило 3,9% от ВВП. Если удастся увеличить цифровую экономику в три раза, то ее доля в ВВП вырастет до 8–10%. Предполагается, что такой рост цифровой экономики даст дополнительный прирост ВВП на уровне 5–9 трлн рублей.
По словам председателя Института МИРБИС Джомарта Алиева, несколько десятилетий назад экономисты посчитали, что совокупная масса транзакционных издержек превышает совокупность трансформационных издержек. Это значит, что затраты на то, чтобы потребитель получил ту или иную продукцию или услугу, превышают затраты на производство этой продукции. Осознание этого и создало предпосылки для появления цифровой экономики.
«Однако цифровая экономика – это не таблетка, которую можно создать, съесть и стать счастливым. С другой стороны, бесконечно растущий сектор транзакционных издержек – реклама, маркетинг, регистрация заявок, отслеживание движения денег, товаров и прочее – это можно и нужно переводить в цифру. Это дешевле, быстрее и прозрачней», – считает Алиев.
«Цифровая экономика стимулирует цифровой спрос, то есть на более мобильные формы доставки традиционных ценностей и услуг. Следовательно, снизится зависимость от дистрибьюторских сетей, снизятся затраты на содержание большого сбытового аппарата. Чем больше люди привыкнут пользоваться цифровыми каналами доставки услуг, тем лучше будет для производителя. Спрос на такие цифровые каналы приведет к росту спроса на оборудование, поддерживающее эти каналы, на ремонтников, то есть на более высокотехнологичные отношения», – говорит Алиев.
«Главное в цифровизации экономических сфер жизни – не свалиться в абсурд. Чтобы мы не дошли до состояния, при котором бабушка должна будет скорую помощь вызывать по интернет-приложению. Даже в стране – лидере в области цифровой экономики Великобритании доля цифровой экономики в 2016 году составляла только 12%. Причем, я подозреваю, что это как сами цифровые технологии, так и пицца, которую заказали по интернету», – замечает собеседник.
«Цифровые технологии имеют мощный потенциал, который за счет использования собственных разработок и научных решений позволит достичь новых темпов развития экономики страны. Поэтому успешная реализация содержащихся в программе мер может привести к росту несырьевого экспорта, развитию высокотехнологичных отраслей и притоку инвестиций», – согласен Дмитрий Шушкин. Например, программа «Цифровая экономика» предполагает двукратное увеличение экспорта российской ИТ-продукции.
За семь лет действия программы «Цифровая экономика» Россия сможет заложить основы роста нашей экономики на базе новых цифровых технологий на последующие 20–30 лет, уверен Шушкин.
Кадры и образование, исследования
Интересно, что обязательным условием для роста цифровой экономики в России в три раза (с 3,2 до 9,6 трлн рублей) Клинцов из McKinsey называет изменение системы образования.
Объем цифровой экономики России может утроиться к 2025 году до 9,6 трлн рублей
Согласно программе «Цифровая экономика», число выпускников, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020 году вырастет до 150 тыс., к 2025 году – до полумиллиона человек. Отдельным пунктом в программе стоит задача привлечь иностранных высококвалифицированных специалистов для работы в России и вернуть уехавших за рубеж российских специалистов. В итоге число уезжающих за границу высокотехнологичных специалистов в возрасте до 40 лет, получивших образование в России, должно сократиться в три раза по отношению к 2017 году.
В целом же развитие цифровой экономики в России сможет обеспечить работой не менее 1 млн программистов и других специалистов в области IT, считает министр связи.
И, конечно, речь идет о внедрении цифровых технологий на всех уровнях образования – начиная от дистанционного обучения и сдачи экзаменов и заканчивая доступом к интернету учебных заведений.
А глава Сбербанка Герман Греф предложил предусмотреть в ключевых российских вузах программы, в рамках которых студентов будут обучать технологии «блокчейн». Это технология распределенного реестра, или децентрализованная база данных. На ее основе работают криптовалюты, в том числе биткоин.
Целый отдел в программе посвящен созданию системы поддержки различных исследований цифровой экономики, в том числе прикладного характера. Они должны обеспечить технологическую независимость по каждому из направлений «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, а также национальную безопасность.
Умный город
К 2025 году в России должно появиться несколько десятков «умных» городов. То есть в них будет внедрен комплекс технических решений для максимально эффективного управления ресурсами и предоставления услуг, создания благоприятных условий проживания.
По словам Владимира Путина, по использованию цифровых технологий в городской среде и инфраструктуре Москва вошла в число мировых лидеров, опередив такие мегаполисы, как Торонто, Токио, Гонконг, Барселона и Сидней. По отдельным показателям Москва входит в тройку лидеров, а по использованию цифровых сервисов при взаимодействии государства и гражданина находится на первом месте. Путин вспомнил также и о созданной инфраструктуре для реализации инновационных решений, где столица России находится на втором месте в мире. «Это значит, что у нас есть компетенции, есть возможность развивать и другие территории таким же образом», – отметил Владимир Путин.
Умный город означает внедрение цифровых технологий, в частности, для дистанционного учета топливно-энергетических и водных ресурсов на этапах их генерации и снижения расходов сбытовых компаний на обход и проверку показаний приборов. Предполагается, что к 2025 году в 25 городах запустят пилотные проекты также и по дистанционному контролю, мониторингу и прогнозированию состояния объектов генерации, распределения и сбыта топливно-энергетических и водных ресурсов. Речь идет также о повышении эффективности управления транспортными потоками и парковками.
Через семь лет уже в 50 городах должны заработать электронные табло на остановках, а у их жителей должен быть онлайн-доступ к информации о работе общественного транспорта. Оплачивать проезд должны будут через единый проездной и систему мобильной оплаты проезда. Уровень информатизации общественного транспорта в соответствии с утвержденным стандартом должен составить 100% к 2025 году. И, конечно, должен быть выход в интернет, и даже появится беспилотный общественный транспорт. Цифровые технологии должны также повысить эффективность проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости в городах.
В некоторых российских городах уже ведутся эксперименты по введению умных технологий. Например, компания Cisco реализует проект «Умный и безопасный город Казань». Он предусматривает создание единой городской сети Wi-Fi и видеонаблюдения, контроля городской среды и экологической обстановки, интеллектуальной транспортной системы – комплекс датчиков транспортных потоков, центр обработки и управляемые светофоры. Предполагается, что в результате реализации проекта затраты в сфере ЖКХ снизятся на 80%, на уличное освещение – на 40% и на 50% повысится эффективность пользования общественным транспортом.
Цифровое здравоохранение
Согласно программе, благодаря цифровым технологиям должна повыситься не менее чем на 30% производительность и эффективность использования всех ресурсов при оказании медицинских услуг при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов.
Также речь идет о привлечении медицинских цифровых технологий, в том числе внедрении новейших отечественных технологий. Будет создана единая база данных пациентов в электронном виде. Планируется также активно развивать телемедицину, чтобы региональные врачи могли консультироваться в онлайн-режиме со столичными или специализированными врачами. Наконец, планируется внедрить искусственный интеллект как метод диагностики, например, рака.
«Я серьезно верю в телемедицину, в том числе в возможность консультаций по скайпу. Это едва ли не локомотив цифровой экономики. Когда качественные медицинские услуги можно будет получать дистанционно, не тратить огромные деньги, не выстаивать очереди», – говорит председатель Института МИРБИС.
Новая модель госуправления
В рамках программы будет создана не только регуляторная среда, обеспечивающая благоприятный правовой режим для возникновения и развития информационных технологий. Взаимодействие с государством бизнеса и населения должно стать преимущественно дистанционным.
Уже сейчас в плане перехода с бумаги в цифру сделано много, есть госпортал услуг, различные сервисы и т.д. Однако в рамках новой программы это должно стать совершенно обыденным явлением для страны. Уже через три года 50% всех госуслуг будет предоставляться в электронном виде, а к 2025 году – 80%. Через семь лет российские компании смогут в электронном виде предоставлять государству все свои отчетности (однократные), что серьезно снизит издержки предприятий на это. И у 80% трудоспособного населения страны будет иметься цифровая персональная запись (персональная траектория развития). С помощью такой электронной подписи может будет даже сдавать экзамены. Госорганы перейдут на электронный обмен документами.
Перевод на цифровые технологии «позволит повысить эффективность и качество системы государственного и муниципального управления, а также снять бюрократические препоны, ускорить все процессы», отмечает Дмитрий Шушкин.
Инфраструктура для цифровой экономики
Расширение доступа к широкополосному интернету – важная задача для построения цифровой экономики. Здесь Россия уже достигла серьезных результатов. Так, с 2010 по 2016 год число домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, выросло с 48,4% до 74,8%. При этом средняя скорость интернета в России в 2016 году увеличилась на 29%, что сопоставимо с Францией и Италией. В рамках программы через семь лет уровень проникновения широкополосного доступа к сети Интернет в домохозяйства должен составить 100%.
В плане также создание центров обработки данных, чтобы обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России как для государства, так и для бизнеса и граждан. Будет создана инфраструктура сбора (в том числе в автоматизированном режиме) пространственных данных, в том числе о движущихся объектах.
«Ростелеком», например, планирует в течение пяти лет инвестировать до 130 млрд рублей в базовую инфраструктуру цифровой экономики России – системы передачи информации, центры обработки и хранения данных. «Это позволит нам почти на 40% увеличить пропускную способность по всей стране, развить глобальные коридоры транзита Европа – Азия для улучшения обмена трафиком с нашими европейскими и азиатскими партнерами и сформировать самую широкую в стране сеть центров обработки данных», – заявил глава «Ростелекома» Михаил Осеевский.