Экономика

31 июля 2017, 17:40

Прощаться с бензиновыми двигателями пока еще рано

Фото: Andrej Sokolow/DPA/Global Look Press

Уже почти полмиллиона человек заказали новый электрокар от Tesla Model 3, который станет самым бюджетным электромобилем в линейке. Цены на автомобили с литий-ионным двигателем в целом снижаются, а их технические возможности улучшаются. Однако оправдаются ли прогнозы экспертов о том, что всего через восемь лет автомобили с двигателями внутреннего сгорания уйдут в прошлое?

Американская Tesla Илона Маска представила серийную версию самого доступного электромобиля – Model 3. Первые 30 машин уже переданы владельцам, а всего оформлено более 500 тыс. заявок по предзаказу. В августе с конвейера завода сойдет 100 таких машин, но с каждым месяцем объемы производства будут расти. К декабрю планируется выпускать уже до 30 тыс. электрокаров в месяц.

Стоимость электромобилей довольно быстро снижается, при этом технические характеристики автомобилей, наоборот, улучшаются. Так, стоимость новинки от Tesla начинается от 35 тыс. долларов (около 2,1 млн рублей), тогда как раньше это были действительно золотые автомобили. Между тем запас хода новой модели уже более приличный – около 350 км без подзарядки. В более дорогой версии (от 44 тыс. долларов) ход электрокара увеличен до 500 км без подзарядки. 

Бензиновые и дизельные автомобили, как легковые, так и грузовые, исчезнут через восемь лет, машины полностью перейдут на электрические двигатели.

Такой прогноз недавно озвучил лектор в американском Стэнфорде и предприниматель из «Кремниевой долины» Тони Себа. К 2022 году стоимость электрокаров упадет до 20 тыс. долларов, жители городов будут выбирать электрокар ради экономии на топливе, считает он.

Многие производители уже подхватили тренд Tesla и готовятся конкурировать с Маском в этом сегменте рынка. Например, немецкий производитель Audi намерен сократить расходы на 12 млрд долларов к 2022 году, чтобы перенаправить эти средства на разработку и создание электромобилей. В ближайшие пять лет Audi обещает поставить на мировой рынок пять электрокаров. А Volvo недавно заявила, что намерена вообще прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2019 года.

Великобритания собирается запретить продажу бензиновых и дизельных автомобилей в 2040 году. Норвегия готова пойти на такое даже раньше. С 2025 года здесь будут разрешены только автомашины на электрической тяге и с использованием водородных топливных элементов.

Европа может стать в этом плане законодателем мод. Во-первых, там довольно сильны позиции зеленых, а экологичность электрокаров – это один из любимых аргументов противников бензиновых двигателей. Но главное – в Западной Европе запасы нефти и газа истощаются все быстрее и быстрее. Поэтому замена традиционных машин на электрокары – это еще и экономическая необходимость, снижающая зависимость Западной Европы от импортных энергоресурсов. 

Прогноз Тони Себы выглядит, конечно, слишком оптимистичным. Особенно если учесть, что, по данным на 2016 год, доля альтернативного транспорта, в том числе электрокаров, была менее 0,5% от продаж всех автомобилей в мире. Кажется, что до революции как до Луны. В то же время в мире есть примеры того, как благодаря одному удачному открытию структура рынка резко перекраивалась. Например, сланцевая нефтяная революция в США, которая внесла свою лепту в падение мировых цен на нефть. Или цифровая революция, которая привела к уничтожению пленочных камер и т. д.  

«Главная интрига сейчас связана с изобретением аккумуляторов нового поколения, которые придут на смену традиционным литий-ионным. Над этим работают ученые во всем мире. Ожидается, что в начале 2020-х годов будет изобретено что-то принципиально новое в этой сфере. Вот тогда начнется стремительная революция»,

– говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Но в ближайшие десять лет такого открытия может и не случиться, и тогда все прогнозы по выдворению традиционных автомобилей электрокарами пойдут прахом.

Без технологического прорыва электрокары будут медленно заполнять рынок. 

«Тяга человечества к «зеленой энергии» усиливается, в этом направлении ведется множество исследований, объем ожиданий инвесторов очень велик. Все это является мощным драйвером продвижения электрокаров в массы», – говорит Иван Андриевский.

Россия относится к числу тех стран, куда электрокары массово придут, скорее всего, в последнюю очередь. Хотя интерес к этой тематике присутствует и здесь. Например, Ростех уже присматривается к новому виду транспорта. На днях корпорация заявила о желании оборудовать федеральные трассы зарядками для электромобилей.

«Однако в России очень сильно газонефтяное лобби, и в высших структурах власти мало кто заинтересован в такой скорой технической революции, – говорит Андриевский. – Но игнорирование этой темы может привести к тому, что актуальные разработки российских ученых и инженеров могут оказаться на обочине мировой экономики, а нам придется через 10 лет закупать у мировых гигантов аккумуляторы и силовые агрегаты. Желательно избежать такого сценария развития». Чтобы через 10–30 лет Россия не была в числе догоняющих, стоит подхватить новый вектор развития мирового автомобилестроения уже сейчас.

«Группа ГАЗ», например, старается быть в тренде. Там разработали унифицированную платформу для электрических версий коммерческих автомобилей семейства «ГАЗель Next». Благодаря электродвигателю мощностью 90 кВт (122 л. с.) машина может проезжать 120 км от одной зарядки. Главная проблема – это импортная электрическая компонентная база. Поэтому вместе с учеными завод ведет разработку собственного электродвигателя.

Пока о массовом внедрении электрокаров по всему миру говорить все же рано. Во-первых, 35 тыс. долларов за электроавтомобиль – это уже неплохо, но все еще довольно дорого для большинства покупателей. В России, например, бюджетными машинами считаются авто не дороже 500–600 тыс. рублей, то есть 10 тыс. долларов.

В Шанхае, правда, можно купить Chery eQ как раз за 10 тыс. долларов. Но реальная цена производителя – 24 тыс. долларов, а цена снижается только благодаря госсубсидиям. Как долго Китай сможет помогать электрокарам с помощью госсубсидий? 

«Цены, конечно, должны еще упасть. При 10 тыс. долларов можно будет ожидать взрыв потребления электрокаров», – говорит Иван Андриевский. Но при условии, что будет развита сеть автозаправок, иначе электрокары далеко не уедут.

Многие умалчивают, например, о том, во сколько обойдутся странам их запреты на бензиновые и дизельные автомобили. В Великобритании, например, формально есть 150 тыс. заправочных электростанций, но в свободном доступе только 12 тыс. С появлением армии электромобилей вырастет также потребление электроэнергии. В Великобритании ждут роста пиковой нагрузки на 50% с 61 ГВт до 90 ГВт. Соответственно, для питания таких машин потребуется построить дополнительные источники генерации электричества – 10 тыс. ветряных турбин или 10 новых атомных электростанций. Это может обойтись стране более чем в 200 млрд фунтов стерлингов.

Наконец, отказ от дизельных и бензиновых автомобилей означает потерю налоговых поступлений в казну. Британия, например, будет терять по 30 млрд фунтов стерлингов в год на отсутствии налоговых поступлений, писал The Daily Telegraph. Потянет ли Лондон такие расходы и потери, неясно. Ведь все это пока на самом деле из серии намерений, никакого детального плана и в помине нет.

А заявление Volvo о конце эпохи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2019 года также расценивают больше как пиар-акцию. «Это все ради красивых заголовков», – сказал ВВС аналитик IHS Automotive Тим Уркухарт. Двигатель внутреннего сгорания не умрет в ближайшем будущем. На самом деле Volvo говорит о развитии гибридов, когда электродвигатели добавляются к традиционным двигателям внутреннего сгорания. И развитием этого направления занимаются многие автопроизводители. И это в прямом смысле необходимость. Дело в том, что с 2020 года в ЕС ужесточаются экологические нормы по выбросам СО2: они должны быть на уровне не более чем 95 граммов газа на километр. Добавление электродвигателя помогает снизить выбросы. А сохранение двигателя внутреннего сгорания позволяет оставить высокие эксплуатационные характеристики автомобилей и не слишком задирать цену. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВС России уничтожили на херсонском направлении четыре склада снабжения ВСУ
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Замглавы Минобороны Украины Иван Гаврилюк принял на себя подписание документов ведомства с конца апреля, так как министр Рустем Умеров находился в командировке, пишет украинское агентство УНИАН.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Эксперт: Чубайс в Израиле стремится стать консультантом западных элит

Задачей экспертно-аналитического центра, который основал экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс в Израиле является подача западным правительствам, элитам и разведкам больше информации о реальном распределении сил в Росси, выразил мнение политолог и глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов.

Володин: Байден и Зеленский должны быть призваны в ряды ВСУ

ВСУ испытывают настолько острый недостаток в солдатах, что призывают в армию умственно отсталых и людей с психическими заболеваниями, поэтому президент США Джо Байден и украинский президент Владимир Зеленский по этим критериям должны поступить на службу в ВСУ, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работу над итоговым отчетом о катастрофе Superjet 100 «Аэрофлота» в Шереметьево в 2019 году.

Цыгане Закарпатья заблокировали военкомат из-за мобилизации односельчанина

В Закарпатской области произошел конфликт между сотрудниками территориального центра комплектования (военкомата) и местными цыганами.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?