Американская Tesla Илона Маска представила серийную версию самого доступного электромобиля – Model 3. Первые 30 машин уже переданы владельцам, а всего оформлено более 500 тыс. заявок по предзаказу. В августе с конвейера завода сойдет 100 таких машин, но с каждым месяцем объемы производства будут расти. К декабрю планируется выпускать уже до 30 тыс. электрокаров в месяц.
Стоимость электромобилей довольно быстро снижается, при этом технические характеристики автомобилей, наоборот, улучшаются. Так, стоимость новинки от Tesla начинается от 35 тыс. долларов (около 2,1 млн рублей), тогда как раньше это были действительно золотые автомобили. Между тем запас хода новой модели уже более приличный – около 350 км без подзарядки. В более дорогой версии (от 44 тыс. долларов) ход электрокара увеличен до 500 км без подзарядки.
Бензиновые и дизельные автомобили, как легковые, так и грузовые, исчезнут через восемь лет, машины полностью перейдут на электрические двигатели.
Такой прогноз недавно озвучил лектор в американском Стэнфорде и предприниматель из «Кремниевой долины» Тони Себа. К 2022 году стоимость электрокаров упадет до 20 тыс. долларов, жители городов будут выбирать электрокар ради экономии на топливе, считает он.
Многие производители уже подхватили тренд Tesla и готовятся конкурировать с Маском в этом сегменте рынка. Например, немецкий производитель Audi намерен сократить расходы на 12 млрд долларов к 2022 году, чтобы перенаправить эти средства на разработку и создание электромобилей. В ближайшие пять лет Audi обещает поставить на мировой рынок пять электрокаров. А Volvo недавно заявила, что намерена вообще прекратить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2019 года.
Великобритания собирается запретить продажу бензиновых и дизельных автомобилей в 2040 году. Норвегия готова пойти на такое даже раньше. С 2025 года здесь будут разрешены только автомашины на электрической тяге и с использованием водородных топливных элементов.
Европа может стать в этом плане законодателем мод. Во-первых, там довольно сильны позиции зеленых, а экологичность электрокаров – это один из любимых аргументов противников бензиновых двигателей. Но главное – в Западной Европе запасы нефти и газа истощаются все быстрее и быстрее. Поэтому замена традиционных машин на электрокары – это еще и экономическая необходимость, снижающая зависимость Западной Европы от импортных энергоресурсов.
Прогноз Тони Себы выглядит, конечно, слишком оптимистичным. Особенно если учесть, что, по данным на 2016 год, доля альтернативного транспорта, в том числе электрокаров, была менее 0,5% от продаж всех автомобилей в мире. Кажется, что до революции как до Луны. В то же время в мире есть примеры того, как благодаря одному удачному открытию структура рынка резко перекраивалась. Например, сланцевая нефтяная революция в США, которая внесла свою лепту в падение мировых цен на нефть. Или цифровая революция, которая привела к уничтожению пленочных камер и т. д.
«Главная интрига сейчас связана с изобретением аккумуляторов нового поколения, которые придут на смену традиционным литий-ионным. Над этим работают ученые во всем мире. Ожидается, что в начале 2020-х годов будет изобретено что-то принципиально новое в этой сфере. Вот тогда начнется стремительная революция»,
– говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Но в ближайшие десять лет такого открытия может и не случиться, и тогда все прогнозы по выдворению традиционных автомобилей электрокарами пойдут прахом.
Без технологического прорыва электрокары будут медленно заполнять рынок.
«Тяга человечества к «зеленой энергии» усиливается, в этом направлении ведется множество исследований, объем ожиданий инвесторов очень велик. Все это является мощным драйвером продвижения электрокаров в массы», – говорит Иван Андриевский.
Россия относится к числу тех стран, куда электрокары массово придут, скорее всего, в последнюю очередь. Хотя интерес к этой тематике присутствует и здесь. Например, Ростех уже присматривается к новому виду транспорта. На днях корпорация заявила о желании оборудовать федеральные трассы зарядками для электромобилей.
«Однако в России очень сильно газонефтяное лобби, и в высших структурах власти мало кто заинтересован в такой скорой технической революции, – говорит Андриевский. – Но игнорирование этой темы может привести к тому, что актуальные разработки российских ученых и инженеров могут оказаться на обочине мировой экономики, а нам придется через 10 лет закупать у мировых гигантов аккумуляторы и силовые агрегаты. Желательно избежать такого сценария развития». Чтобы через 10–30 лет Россия не была в числе догоняющих, стоит подхватить новый вектор развития мирового автомобилестроения уже сейчас.
«Группа ГАЗ», например, старается быть в тренде. Там разработали унифицированную платформу для электрических версий коммерческих автомобилей семейства «ГАЗель Next». Благодаря электродвигателю мощностью 90 кВт (122 л. с.) машина может проезжать 120 км от одной зарядки. Главная проблема – это импортная электрическая компонентная база. Поэтому вместе с учеными завод ведет разработку собственного электродвигателя.
Пока о массовом внедрении электрокаров по всему миру говорить все же рано. Во-первых, 35 тыс. долларов за электроавтомобиль – это уже неплохо, но все еще довольно дорого для большинства покупателей. В России, например, бюджетными машинами считаются авто не дороже 500–600 тыс. рублей, то есть 10 тыс. долларов.
В Шанхае, правда, можно купить Chery eQ как раз за 10 тыс. долларов. Но реальная цена производителя – 24 тыс. долларов, а цена снижается только благодаря госсубсидиям. Как долго Китай сможет помогать электрокарам с помощью госсубсидий?
«Цены, конечно, должны еще упасть. При 10 тыс. долларов можно будет ожидать взрыв потребления электрокаров», – говорит Иван Андриевский. Но при условии, что будет развита сеть автозаправок, иначе электрокары далеко не уедут.
Многие умалчивают, например, о том, во сколько обойдутся странам их запреты на бензиновые и дизельные автомобили. В Великобритании, например, формально есть 150 тыс. заправочных электростанций, но в свободном доступе только 12 тыс. С появлением армии электромобилей вырастет также потребление электроэнергии. В Великобритании ждут роста пиковой нагрузки на 50% с 61 ГВт до 90 ГВт. Соответственно, для питания таких машин потребуется построить дополнительные источники генерации электричества – 10 тыс. ветряных турбин или 10 новых атомных электростанций. Это может обойтись стране более чем в 200 млрд фунтов стерлингов.
Наконец, отказ от дизельных и бензиновых автомобилей означает потерю налоговых поступлений в казну. Британия, например, будет терять по 30 млрд фунтов стерлингов в год на отсутствии налоговых поступлений, писал The Daily Telegraph. Потянет ли Лондон такие расходы и потери, неясно. Ведь все это пока на самом деле из серии намерений, никакого детального плана и в помине нет.
А заявление Volvo о конце эпохи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2019 года также расценивают больше как пиар-акцию. «Это все ради красивых заголовков», – сказал ВВС аналитик IHS Automotive Тим Уркухарт. Двигатель внутреннего сгорания не умрет в ближайшем будущем. На самом деле Volvo говорит о развитии гибридов, когда электродвигатели добавляются к традиционным двигателям внутреннего сгорания. И развитием этого направления занимаются многие автопроизводители. И это в прямом смысле необходимость. Дело в том, что с 2020 года в ЕС ужесточаются экологические нормы по выбросам СО2: они должны быть на уровне не более чем 95 граммов газа на километр. Добавление электродвигателя помогает снизить выбросы. А сохранение двигателя внутреннего сгорания позволяет оставить высокие эксплуатационные характеристики автомобилей и не слишком задирать цену.