Экономика

23 мая 2017, 21:45

"Декоммунизация" железной дороги Украине только навредит

Фото: Anatolii Stepanov/Reuters

Сенсационное сообщение распространили киевские СМИ – якобы мининфраструктуры Украины обсуждает планы по переводу всех железнодорожных путей на европейскую колею. А это проект, требующий гигантского финансирования. Что на самом деле имелось в виду в заявлении украинского министерства и как это скажется на транспортных связях Украины и России?

В мининфраструктуры Украины заявили, что Франция поможет Украине получить от Евросоюза кредит «на развитие железнодорожной инфраструктуры, строительство нового подвижного состава, в том числе с применением системы изменения ширины колеи для подвижного состава». 

Полностью поменять железнодорожные пути – это масштабная и крайне затратная задача, которая Украине точно не по силам

«Французская сторона рассмотрит возможность экспертно-консультационной помощи и будет способствовать привлечению средств Европейского союза для получения технической помощи в реализации проекта по системе изменения ширины колеи на Украине», – говорится в сообщении украинского ведомства.

Полный переход на европейскую колею

Украинские СМИ расценили это заявление как желание Киева полностью перевести украинские железные дороги на европейскую колею, отличную от нынешней, принятой еще в советское время. С 70-х годов прошлого века железные дороги СССР получили ширину 1520 мм. Тогда как в Европе распространена более узкая колея шириной 1435 мм.

Однако с этой версией согласны не все. В частности, эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры, советник главы Укравтодора Александр Кава считает, что речь не идет о переводе всех украинских железных дорог на европейскую ширину. «Об этом не может быть и речи. СМИ неправильно интерпретировали заявление мининфраструктуры. Указанный проект направлен только на усиление трансграничных перевозок, поскольку ширина колеи в целом ряде соседних стран отличается от украинской», – цитирует Каву Ukraina.ru.

Полностью поменять железнодорожные пути – крайне масштабная и затратная задача, которая Украине точно не по силам. Да и экономического смысла в таком проекте нет. Взятые сегодня кредиты на такую модернизацию надо будет отдавать в будущем. То есть новые ж/д пути должны приносить прибыль. Однако отбить вложенные инвестиции в такие проекты в принципе сложно. А если нет никаких гарантий роста грузо- и пассажироперевозок, как на Украине, то никто даже не рискнет пойти на столь долгие и опасные инвестиции. 

В среднем один километр железных дорог может обойтись по минимуму в 2–3 млн долларов. Это значит, что на замену всей украинской сети потребуется в среднем 50 млрд долларов при текущем ВВП Украины в чуть более 90 млрд долларов (по итогам 2016 года). 

Железнодорожная сеть Украины – одна из крупнейших в мире. Длина ее железных дорог составляет около 22 тыс. км. Почти столько же дорог в Италии. В России длина железных дорог всего в четыре раза больше, хотя по площади Россия превосходит Украину в 30 раз. По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии.

Коридор для удобства Европы

Другой вариант, который, возможно, имело в виду мининфраструктуры Украины, – создание железнодорожного коридора из Европы через Украину в Азию с европейской колеей и европейскими вагонами.

В сообщении ведомства как раз говорится о проведении «активной работы по развитию комбинированных/мультимодальных перевозок в направлении Европа – Азия с использованием транспортной инфраструктуры Украины, в частности в рамках действующих транспортных коридоров, определенных сетью TEN-T».

TEN-T – это Трансъевропейская транспортная сеть, которая должна объединить 28 стран – членов ЕС. Это чисто европейский проект, включающий девять грузовых железнодорожных коридоров. Условно их можно поделить на три направления: восток – запад, север – юг и диагональные коридоры.

В этом проекте особое внимание уделяется строительству скоростных железных дорог. Осенью 2015 года уже открылось два коридора: один соединяет Норвегию, Швецию и Данию через ФРГ и Австрию с итальянскими портами Средиземного моря. Другой связывает Северное море с Балтийским, проходя по территории Бельгии, Нидерландов, ФРГ, Польши, Чехии и Литвы. Но в целом проект должен завершиться только в 2030 году. Цель ЕС – не только объединить Европу, но и установить на транспортных путях единые правила: единое расписание и упрощенные тарифы.

Возможно, Украина захотела стать частью этой транспортной системы, транзитером из Европы в Азию, и под это попросить у европейских инвесторов денег на собственную инфраструктуру. Если пообещать построить дорожный коридор с колеей по европейским стандартам и с закупкой европейских вагонов, это могло бы стать аргументом для европейских инвесторов. Для Франции это дополнительная возможность для загрузки собственной промышленности.

Но надо понимать, что Украины в этом проекте на данный момент в принципе нет. Ведь это чисто европейский проект, и деньги выделяются для европейских же строителей. Единственное, по плану в рамках проекта Rail Baltica к 2020 году планируется довести коридоры до польско-украинской границы. Однако опять же сегодня ситуация с разной шириной колеи легко решается. На специализированных пунктах при пересечении границы с ЕС происходит смена колесных пар железнодорожных вагонов.

«Делать новые железнодорожные пути никто не будет. Да и всю сеть нет необходимости менять. Достаточно коридора, это очевидно. Но в условиях значительного дефицита бюджета и критичного уровня госдолга на Украине даже на закупку новых вагонов средств нет, в лучшем случае на ремонт и смену колесных пар можно рассчитывать», – считает экономист из «Украинского выбора» Александр Колтунович.

Закупка вагонов

По мнению Колтуновича, мининфраструктуры Украины ведет речь лишь об обновлении вагонов в ускоренном режиме и переоборудовании пунктов на границе с ЕС. О модернизации нынешней дорожной инфраструктуры и подвижного состава под стандарты ЕС можно говорить лишь в перспективе, и то очень отдаленной. 

Гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко объясняет это событие бурно разыгравшейся фантазией: «Приехала делегация из Франции, и в рамках рамочных переговоров начали с украинскими коллегами фантазировать о новых прожектах. Французская сторона сказала, что теоретически можно получить в ЕС кредит и купить вагоны или локомотивы, но европейские. Тут же всплыл нюанс, что ширина колеи на Украине и в Европе не совпадает. Тогда французы в запале говорят, что есть вариант вагона с изменяемой шириной колеи. Однако такие составы будут стоить существенно дороже, чем обычные. Тогда украинская сторона, чтобы скучно не было, предложила на наших дорогах сделать европейскую колею. Тогда можно на европейские кредиты купить традиционные более дешевые вагоны. Обычная беседа взрослых дядь за рюмочкой коньяка». 

Обновление вагонов – плохая новость для украинского машиностроения

Если Киев просит французов выбить кредиты у ЕС для закупки французского подвижного состава, то это не менее плохая новость для украинского машиностроения, которое и так оказалось на грани выживания.

«За три года после Майдана, разорвав кооперационные связи с Россией и странами ЕАЭС, Украина потеряла свое железнодорожное машиностроение. В отрасли серьезный кризис», – констатирует Колтунович. Так, промышленное производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава в стране в 2013 году сократилось на 34,5%, в 2014-м – на 62,7%, в 2015-м – на 58,6%.

На самом деле у украинского оператора ж/д «Укрзализныця» огромные проблемы с вагонным парком – 90% из 47 тыс. полувагонов подлежат списанию из-за превышения срока эксплуатации. Казалось бы, такое положение дел могло бы стать спасательным кругом для украинских производителей вагонов. Если бы были деньги.

Укрзализныця начала в этом году год объявлять тендеры на закупку вагонов, однако многие просто провалились, потому что заявки на участие подали менее двух претендентов. Самый крупный производитель вагонов на Украине – Крюковский вагоностроительный завод – затем объяснил, что торги не состоялись из-за установленной чересчур низкой цены на вагон.

И все это напрямую сказывается на возможностях украинского экспорта, например зерна или железной руды, а также в целом на транзитных возможностях страны.

На Украине уже отмечается снижение объемов грузо- и пассажироперевозок. Что неудивительно, ведь в рамках действия зоны свободной торговли двусторонний товарооборот между Украиной и ЕС сократился на 13,1 млрд долларов.

«Что касается развития мультимодальных перевозок в направлении Европа – Азия, то могу со стопроцентной уверенностью сказать, что без налаживания отношений с Россией все транспортные коридоры Украины ничего не стоят. Чтобы в полном объеме использовать транзитный потенциал страны, необходимо входить в реализацию проекта экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века «Один пояс, один путь». Все остальное – это пустое сотрясание воздуха пустых чиновников в рамках протокольных международных встреч. Только совместно с ЕАЭС, БРИКС и ШОС Украина сможет реально стать мостом между Европой и Азией. Но при нынешней власти это маловероятно», – заключает Александр Колтунович.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?