Правительство России готовит перевод трудовых книжек в электронный формат, сообщила вице-премьер Ольга Голодец. Уже в этом году будет подготовлен соответствующий закон. Однако переход будет плавным – будет разрешено ходить двум документам одновременно, поскольку не вся страна готова к таким изменениям.
Попытка отменить трудовые книжки может обернуться сложностями, поскольку иной инфраструктуры по работе с прошлым потенциальных работников просто нет
«Это будет очень плавный переход, так же, как мы ввели систему дистанционного труда, сегодня это записано и предусмотрено Трудовым кодексом, и теперь в развитие этой системы мы должны сделать электронный документооборот в трудовом праве», – сказала Голодец. По ее словам, это предложение поддерживают и работодатели, и профсоюзы.
В Минкомсвязи тоже поддержали эту идею. Тем более что для перевода трудовых книжек в электронный вид не нужна какая-либо особая платформа – электронные трудовые могут быть интегрированы с порталом Госуслуг, уверяет глава ведомства Николай Никифоров. Уже сейчас 52% граждан получают госуслуги в электронном виде, а скоро будет 70%, добавляет он.
Трудовая книжка – это в целом пережиток советского прошлого. Ни в одной стране мира такого документа нет. Еще лет десять назад этот вопрос поднимался и обсуждался, но тогда речь шла не о переводе в электронный вид, а вообще об отмене такого понятия, как трудовая книжка. Однако в итоге в правительстве решили пойти на компромисс – ввести электронную форму документа на фоне целой кампании по уходу от бумажек к электронному документообороту.
В феврале за создание электронной трудовой и в целом за переход на электронный кадровый документооборот выступили в НИУ ВШЭ. А буквально на днях трудовые книжки в нынешнем виде резко раскритиковал глава Сбербанка Герман Греф.
По его словам, на заполнение трудовых книжек тратятся сотни тысяч человеко-часов, работодатели несут гигантские расходы. Трудовые книжки также неудобны Пенсионному фонду, которому приходится заносить сведения вручную. Наконец, это создает порой головную боль и для владельца трудовой. Ведь при утере этого документа тратится много сил и времени для того, чтобы обежать громадное количество организаций, которых давно уже может и не существовать. В результате россияне живут в условиях «хаотического законодательства», написанного еще в 20-х годах прошлого века, удивляется Греф. Однако и он полностью отказываться от них не призывает, также выступая за их электронную версию.
«Плюсом от перехода на электронные трудовые книжки станет то, что это позволит избежать потери сведений о стаже и опыте работы. Для работодателей ведение электронных книжек будет также намного удобнее, так как хранением и заполнением приходилось заниматься специальному человеку, нередко в книжках допускались ошибки – все это приводило к неэффективной трате времени и ресурсов», – согласен с Грефом управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.
Однако в целом он считает эту инициативу бессмысленной, так как трудовые книжки являются архаизмом трудового права, который уже давно стоит отменить. «На Западе такого понятия, как трудовая книжка, нет – там принято указывать все места работы в резюме, а если у работодателя возникают по ним вопросы или сомнения, то просят контакты бывших работодателей», – поясняет Кириков.
Например, в США всю информацию о клиенте работодатель узнает из его резюме, но если работодатель не доверяет данным резюме, в ход идут специальные агентства, которые проводят мониторинг прошлого потенциального кандидата на работу (т.н. background check), рассказывает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Для пенсионных целей в США используется личный счет человека, по которому можно узнать информацию, когда и сколько он получал и от каких компаний. Также информацию о работе можно получить из налоговой службы (IRS), потому что платятся налоги с зарплаты.
В России наниматели все чаще доверяют резюме и не сверяют его данные с трудовой. Зато трудовые книжки могут доставлять большие проблемы в конфликтных ситуациях. Например, работодатель может записать увольнение по некрасивой статье, из-за чего работнику будет сложно найти новую работу. Или бывший работодатель возвращает трудовую, но без записи об увольнении, что тоже приводит к проблемам. В этом случае нельзя, например, встать на биржу труда или обратиться в органы социальной защиты.
С другой стороны, многие организации в России, особенно государственные, рьяно всматриваются в трудовую. Хотя запись в трудовой может и не отражать реальные обязанности, которые выполнял сотрудник. Либо в трудовой записывают более низкую должность, либо, наоборот, по знакомству записывают работника в условные президенты компании, тогда как это далеко от истины.
С другой стороны, в России данные трудовых нужны Пенсионному фонду, в том числе для подсчета стажа или, например, при получении зарубежного паспорта. Но все равно при начислении пенсий по стажу сегодня возникают проблемы у людей, которые работали в фирмах-однодневках, что было распространено в 90-х.
Проблема России в том, что для полной отмены трудовых книжек требуются большие изменения внутри самой системы, которая к этому еще не готова. Без подготовки такой шаг может вызвать хаос и неразбериху, учитывая разобщенность и неумение разных госведомств контактировать друг с другом и оперативно делиться данными и информацией.
«Главная причина, по которой власти не готовы отказаться от трудовых книжек полностью, – это необходимость существенной перестройки привычного делопроизводства в госучреждениях и частных компаниях, а также в Пенсионном фонде. Попытка отменить трудовые книжки может обернуться сложностями, поскольку иной инфраструктуры по работе с прошлым потенциальных работников просто нет», – говорит Сигал. При этом он сомневается, что электронная система будет обходиться дешевле государству, поскольку ее надо будет защищать от атак хакеров, от мошенников.
Полный отказ от трудовых книжек может произойти только после того, как Россия перейдет на целиком электронный кадровый документооборот, включающий в том числе подписание электронных договоров работника с нанимателем. Затем эту электронную базу надо будет еще интегрировать с налоговой и Пенсионным фондом. И, конечно, в этом случае работа с защитой информации станет еще более актуальной и затратной.