В последние дни Украина перестала закачивать купленный и добытый газ в подземные хранилища газа (ПХГ). Топливо сразу направляется потребителю: по состоянию на 18 ноября объем газа в ПХГ уменьшился на 134 млн кубов (на 0,8%) – до 16,59 млрд кубометров, сообщает пресс-служба «Укртрансгаза».
Отопительный сезон традиционно начался в середине октября, однако только для больниц и детских садов, для остальных потребителей включение отопления растянулось до ноября. Например, в конце октября в украинской столице без отопления оставались 234 жилых дома. Поэтому на полную мощность отбор газа из украинского ПХГ тогда и не вышел. Теперь можно констатировать старт полноценного отопительного сезона.
В этом году Киев закачал в ПХГ намного больше, чем в предыдущую зиму, – 17 млрд кубометров. Для сравнения: к началу отопительного сезона в 2016–2017 годах Украина закачала лишь 14,7 млрд. Прошлую зиму в итоге закончили рано – 8 марта, тогда как в позапрошлую зиму отопление отключили на месяц позже (10 апреля).
Эти 17 млрд кубов позволили премьер-министру Украины Владимиру Гройсману уверенно заявить, что «мы пройдем абсолютно нормально эту зиму, Украина готова, запасы энергоресурсов на должном уровне, в том числе и природного газа». Неужели и правда Украина наконец-то подготовилась к зиме как следует?
Однако такое заявление Гройсмана удивило члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрия Корольчука. «Если по газу действительно есть запасы, которые соответствуют требованиям готовности к отопительному сезону, то с запасами угля большие проблемы.
Сейчас запасы угля именно на ТЭС составляют всего лишь 1,1 млн тонн, а должно быть хотя бы 2,5 млн. Планировали накопить до 3,5 млн тонн. Разница более чем в три раза. Это самые низкие запасы угля на украинских ТЭС с 2014 года»,
– говорит Корольчук.
Причем в стране наблюдается дефицит уже не только антрацита (из Донбасса не везут уголь из-за блокады), но и угля газовой группы (падение добычи на самой Украине), который тоже приходится импортировать. Буквально недавно пришла партия газового угля из США.
По словам украинского эксперта, теоретически Украине достаточно для отопления 14 млрд кубов газа в ПХГ. «Дополнительно закачанные 3 млрд кубометров являются гарантией, что транзит российского газа через украинскую территорию пройдет без проблем. Но это на самом деле под вопросом из-за дефицита угля. Импорт угля не покрывает все потребности», – говорит Корольчук. Уголь нынче возят издалека и задорого – из ЮАР и США.
Казалось бы, при чем здесь уголь? Дело в том, что из-за дефицита угля Украина начала переводить работавшие на угле теплоэлектростанции (ТЭС) на газогенерацию. Этой зимой Украине потребуется намного больше газа именно для ТЭС. Минэнерго Украины уже согласовало с местным кабмином возможность использовать эти 3 млрд кубометров газа из ПХГ в отопительный сезон на газомазутных блоках ТЭС. «Иными словами, мы эту транзитную подушку будем использовать для собственных нужд. Если будет сложная ситуация, не факт, что закачанного в ПХГ газа хватит для поддержки давления в системе», – говорит Юрий Корольчук.
Если наступят сильные морозы, то европейцы будут просить больше транзитного газа, а Украине самой надо будет качать больше газа для собственных ТЭС. В итоге Киев вновь может встать перед выбором – обеспечить теплом европейцев или собственных граждан.
«Недавно на заседании антимонопольного комитета государственный представитель энергорынка прямо заявил о том, что никакой заслуги украинского правительства, Минэнерго или «Нафтогаза» в том, что предыдущие отопительные сезоны прошли хорошо и без проблем, нет. Просто нам повезло с погодой, потому что работали с колес, на пределе возможностей. И в этом отопительном сезоне будет абсолютно так же, и дай бог, чтобы не было каких-то чрезвычайных ситуаций. Но если они произойдут, не сомневаюсь, что спишут все на «агрессора», на Россию», – говорит эксперт украинского Института энергетических стратегий.
С одной стороны, Украина стала в последние годы потреблять меньше газа. Во-первых, ушли такие крупные потребители, как Донбасс и Крым. Во-вторых, украинская промышленность резко просела (из-за кризиса в целом и разрыва кооперации с РФ). Однако следствием политики украинских властей стало также искусственное снижение потребления газа и электричества. Если раньше страдали только промышленные объекты (для них вводили ограничения потребления), то теперь и социальные объекты.
«Они сейчас сильно экономят, дают минимум газа. Кого ни спрошу, все рассказывают, что у их детей в садике температура воздуха в помещении всего лишь 17 градусов тепла. Уже говорят, что на январь и февраль всех студентов распустят, чтобы сэкономить на отоплении и электричестве. Вот такая цена», – рассказывает Корольчук.
«Я бы понял бы, если бы причиной были объективные сложные моменты, созданные со стороны. Но кто заблокировал поставку угля из Донбасса ровно год назад? Зачем было блокировать?» – риторически замечает эксперт.
В итоге Киеву приходится переплачивать за импортный уголь (донбасский уголь в разы дешевле). Более того, импорт угля убыточен для украинских ТЭС. «Тарифы не покрывают стоимость импортного угля. Рекомендованная Минэнерго цена на уголь 2400 грн без НДС, а завозимый уголь уже сейчас стоит около 3 тыс. грн и выше», – говорит Корольчук. Если бы не было блокады Донбасса и закрытия украинских шахт, то не было бы и такого серьезного дефицита угля. Перевод ТЭС на газомазутные блоки не только не решает проблемы энергосистемы Украины, но и приносит убытки ТЭС, госбюджету и населению.
По данным эксперта, цена электроэнергии, вырабатываемая на ТЭС ДТЭК, составляет 1,60 грн за один киловатт электроэнергии. Хотя с учетом стоимости импортного угля она должна быть 1,90 грн за киловатт. А если ТЭС сжигает газ, то цена возрастает минимум до 4,5 грн за киловатт. «Даже при цене импортного угля в 100 долларов стоимость сжигания газа будет существенно дороже», – говорит Корольчук.
Та же ситуация и по газу. Кто заставлял Украину переплачивать за газ посредникам вместо того, чтобы покупать его напрямую у России по более низкой цене? Реверсный газ, покупаемый сейчас Украиной, – это, по сути, российский газ, который европейцы перепродают Украине, наполняя свои карманы. Киев сам не раз признавался, что ему приходится переплачивать. «В четвертом квартале покупаем реверсный газ в Европе по 260 долларов, летом было 230 долларов, но цены растут. Долгосрочных контрактов нет, берем на спотовом рынке: что есть на рынке, то и купили. И скоро цена на газ в силу роста барреля выше 60 долларов еще подрастет», – говорит Корольчук.
Кроме того, «Нафтогаз» покупает газ за счет кредитов ЕБРР и ВБ. «У него долгов накопилось порядка 4 млрд долларов. Раньше говорили, что Россия через «Газпромбанк» накачивает «Нафтогаз» кредитами (на покупку газа), чтоб потом его обанкротить и купить. А теперь получается, что ЕС накачивает его кредитами через ЕБРР и ВБ, чтобы обанкротить и купить», – иронизирует Корольчук.