Экономика

14 ноября 2017, 12:15

Сверхзвуковой бизнес-джет "Туполеву" пришлось бы создавать с нуля

Фото: кадр из видео

В российское авиаконструкторское бюро «Туполев» обращаются бизнесмены с просьбой переделать знаменитые сверхзвуковые бомбардировщики в бизнес-джеты. Теоретически знаменитая компания вполне могла бы создать подобные лайнеры, однако она должна будет решить целый ряд проблем, причем не только технических.

Компания «Туполев» может создать сверхзвуковой гражданский бизнес-джет на 20–25 пассажиров. «Думаю, в ближайшее время реально можно сделать только административный самолет на сверхзвуке. Он был бы небольшой размерности, но с большой дальностью полета, и перевозил бы 20–25 бизнесменов за пару часов на несколько тысяч километров. Создание вот такого самолета – это реально. Возможности для этого существуют, но нужен заказчик», – сказал ТАСС заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов.

По его словам, «если найдется группа бизнесменов, готовая вложиться в административный самолет на сверхзвуке, а это очень серьезные деньги, то такую машину можно было бы построить».

Он рассказал, что, скорее всего, сверхзвуковой самолет будет работать на жидком водороде, так как у него выше теплотворная способность, чем у керосина.

Ранее Солозобов говорил, что богатые иностранцы регулярно обращаются в компанию «Туполев» с просьбами сделать личный пассажирский сверхзвуковой самолет из российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3. Но в компании отказываются разрабатывать такой лайнер, поскольку гораздо дешевле заново сделать его без использования технологий, которые использовались при создании ракетоносцев. К тому же, в Ту-160 есть секретные технологии.

Технически «Туполев» действительно способен создать сверхзвуковой гражданский самолет, который мог бы преодолевать 5–6 тыс. км всего за два–три часа без промежуточных посадок. Более того, такой самолет «Туполев» создал еще в 70-х годах –Ту-144. Этот лайнер стал первым сверхзвуковым самолетом в мире, который использовался для коммерческих перевозок пассажиров. В то же время появился и британско-французский сверхзвуковой самолет «Конкорд». Причем российский Ту-144 совершил свой первый полет на два месяца раньше «Конкорда».

В то время многие предрекали конец эры дозвуковых гражданских самолетов, полагая, что все авиакомпании бросятся покупать сверхзвуковые самолеты. Однако рынок распорядился по-другому. В общей сложности Ту-144 совершил 55 полетов и перевез 2 тыс. человек, проработав меньше года, после чего его эксплуатация была остановлена. Проект был признан экономически провальным (собственно, как и «Конкорд»), а официально его закрыли из соображений безопасности. И с тех пор гражданская авиация в этом направлении так и не развивалась.

Собственно,

есть две главные проблемы, которые надо решить, чтобы в гражданской авиации прижились сверхзвуковые лайнеры. Это уровень шума (безопасность) и экономическая целесообразность.

При полете на сверхзвуковой скорости образуются ударные волны, которые оказывают давление на аэродинамические характеристики лайнера. Иными словами, сверхзвук создает серьезный дискомфорт и для пассажиров, и даже для людей на земле, когда самолет пролетает над населенными пунктами. В итоге полеты гражданских самолетов над сушей со сверхзвуковой скоростью по международным правилам ИКАО запрещены.

«Если бы удалось сделать так, чтобы уровень шума при сверхзвуке незначительно превышал уровень шума традиционных лайнеров, то это стало бы большим преимуществом для подобного рода проектов», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Пока же, по его словам, единственная схема, при которой сегодня можно обойти запрет, – это переходить на сверхзвук лишь при полете над морями и океанами, где таких ограничений нет. Для трансатлантических полетов такой вариант вполне актуален, но для полетов из Европы в Азию и обратно, естественно, нет.

Именно поэтому сегодня в мире все работы, которые ведутся в направлении создания сверхзвукового гражданского самолета, направлены в первую очередь на снижение уровня шума и уменьшение количества ударных волн. Например, в прошлом году корпорация Lockheed Martin объявила о намерении объединить усилия с национальным космическим агентством НАСА с целью создания малошумного сверхзвукового самолета, который, возможно, когда-нибудь будет перевозить пассажиров. Известно, что НАСА работает на экспериментальным сверхзвуковым двигателем, который способен производить меньший уровень звука и предотвращать воздействие звуковых волн на самолет. Первые испытания запланированы на 2020 год.

С другой стороны, необходимо решить задачу с экономичностью. Полеты на сверхзвуковых самолетах Ту-144 и «Конкорд» оказались очень дорогими из-за огромного расхода топлива. Желающих переплачивать за скорость полета в три–четыре раза оказалось не так много. Низкий спрос на такие дорогостоящие услуги вкупе с ограничениями по направлениям полета (по сути, имеет смысл летать только в США) делает эти самолеты еще и долго окупаемыми для авиакомпаний.

Проблему с экономичностью в «Туполеве», судя по всему, хотят решить благодаря использованию в качестве топлива не традиционного авиакеросина, а сжиженного водорода. «Создание летательного аппарата на сжиженном водороде в виде топлива сейчас уже отработано в технологическом плане, но не отработано в плане сертификационных требований», – говорит Олег Пантелеев. Но речь идет о дозвуковых самолетах, об использовании водородного топлива в турбореактивных двигателях. «Что касается сверхзвукового самолета на водородном топливе, то сегодня пока даже нет силовой установки для такого топлива. Поэтому проблем здесь еще больше. При сегодняшнем уровне развития науки и техники говорить о гиперзвуковом самолете на водородном топливе для перевозки пассажиров как о реальности пока не приходится», – говорит эксперт. Создание двигателя – это самое сложное при разработке и строительстве нового самолета.

И в целом на создание такого самолета могут потребоваться инвестиции, кратно превосходящие разработку нового дозвукового лайнера. Создание МС-21, например, стоило 100 млрд рублей. Разве что «Туполев» говорит об идее создать самолет небольшой размерности – на 25 пассажиров, и это может несколько удешевить процесс его создания. Но в целом потребуется создать ряд компонентов и элементов конструкции фактически с нуля, поэтому такой проект будет стоить в любом случае огромные средства.

Но нужны ли российским олигархам такие самолеты и готовы ли они вложить десятки, а может, и сотни миллиардов в создание такого чуда?

«Сам по себе рынок бизнес-джетов является живым, высококонкурентным. Те модели, которые имеют большую крейсерскую скорость, пользуются спросом и продаются с некоторой премией по отношению к конкурентам с меньшей скоростью», – рассказывает Олег Пантелеев.

Однако желающих ввязаться в этот проект может не найтись. «Международные инвесторы в проекты компаний, входящих в ОАК, в условиях санкций вкладываться не будут. Иллюзий здесь быть не должно. А российским инвесторам потянуть такой проект будет очень сложно. Думаю, у них сейчас совершенно другие интересы и приоритеты», – считает Пантелеев.

Однако первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский более оптимистичен: «КБ правильно рассказало о своих возможностях. И после такого заявления могут возникнуть интересанты, причем не только российские, но и китайские».

И хотя заявленный проект скорее эксклюзивный, чем массовый, перспективы для его развития все же имеются. «Со времени Ту-144 прошло уже 40 лет, за это время вырос и спрос на быстрые перемещения, и технологии шагнули вперед. К тому же американцы уже наступают нам на пятки», – говорит Андриевский.

Американская авиакомпания Spike Aerospace уже несколько лет работает над созданием сверхзвукового реактивного бизнес-джета, способного перевозить до 22 пассажиров (со скоростью 1900 км/ч). И буквально в сентябре компания объявила, что скоро проведет летные испытания такого самолета S-512 Quiet Supersonic Jet. Впрочем, это пока будет испытательный прототип-беспилотник. Второй, более крупный испытательный прототип полетит в середине 2018 года, а сам самолет S-512 планируют испытать только в 2021 году. Самое главное, в Spike Aerospace уверяют, что двигатель S-512 будет генерировать уровень шума на земле на уровне всего 75 дБА. Впрочем, пока вокруг этого проекта больше слухов, чем реальных успехов. Технических деталей еще никто не видел.  

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Шольц: ЕС решил использовать доходы с российских активов для помощи Украине
Темы дня

Марин Ле Пен защитила ядерное оружие от Макрона

Новым поводом для конфликта между президентом Эммануэлем Макроном и остальными французами стала судьба французского ядерного оружия. Макрон хочет сделать его как бы общим для ЕС, чтобы сдерживать Россию. Идею приняли в штыки, а самый громкий голос принадлежит лидеру самой популярной партии – Марин Ле Пен. Она объяснила, чем это грозит.

Министров Зеленского и Порошенко Москва лишила права представлять Украину

Москва объявила в розыск ряд украинских политиков. Среди них – министры гражданских и силовых ведомств, а также два президента: бывший и нынешний. Понятно, что посадить на скамью подсудимых их будет сложно, особенно если те сбегут на Запад. Но данное решение МВД говорит о том, что рассматривать этих людей в качестве легитимных представителей Киева, равно как и обсуждать их инициативы, Москва больше не намерена.

НАСА назвало Шепарда первым космонавтом

Россия будет воспринимать самолеты F-16 на Украине как носителей ядерного оружия

Актрисе Ильюхиной отказали в роли повзрослевшей Маши из «Ворониных»

Новости

Глава Еврокомиссии выдвинула экономические условия КНР

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС ожидает от Китая добровольного сокращения экспорта электромобилей и стали на европейский рынок, в противном случае Брюссель будет вынужден применить жесткие экономические меры.

Китай поддержал идею об олимпийском перемирии

В ночные и утренние часы во вторник на территории Московской области ожидаются заморозки, такое предупреждение распространил подмосковный главк МЧС.

Израиль начал наносить авиаудары по Рафаху

Израильская армия начала бомбардировки города Рафах в южной части сектора Газа, сообщил телеканал Al Jazeera.

МВД объявило в розыск Невзорова и Милова

МВД России вновь объявило в розыск журналиста Александра Невзорова и бывшего замминистра энергетики России Владимира Милова (внесены Минюстом в реестр иноагентов).

Госдеп США сделал заявление по ядерным учениям России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

ВС России приступили к зачистке Кисловки в Харьковской области

Российские военнослужащие проводят зачистку от остатков украинских сил сел Котляровка и Кисловка в Харьковской области, сообщил глава военно-гражданской администрации (ВГА) региона Виталий Ганчев.

Названы лидеры стран, которые посетят Парад Победы в Москве

Лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Кубы, Лаоса и Гвинеи-Бисау посетят парад Победы 9 мая в Москве, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Си Цзиньпин рассказал, какую мирную конференцию по Украине поддержит Китай

Председатель КНР Си Цзиньпин на совместной пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном заявил, что Китай поддерживает проведение мирной конференции по урегулированию кризиса на Украине, в которой примут участие Россия и Украина.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Макрон: Франция не находится в состоянии войны с Россией

Франция не находится в состоянии войны с Россией, заявил президент Франции Эммануэль Макрон на совместной пресс-конференции с председателем КНР Си Цзиньпином.

Определена дата встречи Путина с Пашиняном

Президент России Владимир Путин проведет 8 мая встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, вопросов для обсуждения много, сообщил помощник главы российского государства Юрий Ушаков.

Одного из руководителей госохраны Украины заподозрили в госизмене

Начальник департамента управления государственной охраны Украины, отвечающего за безопасность высших должностных лиц страны, полковник Андрей Гук задержан по подозрению в госизмене.
Мнения

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?