Италия, Германия и Франция похоронили переговоры с США по созданию зоны свободной торговли с ЕС. В частности, Париж намерен в сентябре обратиться в Еврокомиссию с требованием приостановить переговоры по поводу Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций (TTIP), заявил госсекретарь страны по внешней торговле Маттиас Фекль.
В результате 14 раундов переговоров стороны не пришли к согласию ни по одной из 27 глав соглашения
«Необходима ясная, четкая, окончательная остановка», – сказал он в эфире радиостанции RMC. По его словам, отказ от продолжения переговоров вызван тем, что «США не дают ничего или дают крохи... союзники не должны вести переговоры таким образом».
Несколько дней назад вице-канцлер, министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль также заявил о провале переговоров об «экономическом НАТО». По его словам, переговоры «с США де-факто провалились, даже несмотря на то, что никто на самом деле этого не признает», передает РИА «Новости» со ссылкой на Associated Press. В результате 14 раундов переговоров стороны не пришли к согласию ни по одной из 27 глав соглашения. «Мы, как европейцы, не должны подчиняться требованиям американцев», – заявил вице-канцлер.
Во вторник Зигмар Габриэль еще раз уверил, что переговоры по TTIP остановлены, хотя официально Брюссель об этом и не заявлял. Он снова отметил, что Вашингтон в переговорах проявил нежелание соблюсти минимальные стандарты Евросоюза. Если позиция американской стороны не изменится и после президентских выборов, то соглашения о трансатлантической торговле не будет вовсе, передает ТАСС слова Габриэля.
В прошлом месяце министр экономического развития Италии Карло Календа делал схожее заявление – переговоры зашли в тупик. «Мы слишком долго вели переговоры. Я думаю, (соглашение о создании зоны свободной торговли с США – прим.) провалится», – заявил итальянский министр.
Таким образом, сильнейшие экономики Евросоюза не поверили американцам и решили не заключать невыгодное для них соглашение.
И, конечно, изменению позиции политического руководства Франции, Италии и Германии способствовала динамика общественного мнения, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «По мере появления утечек о содержании проекта соглашения уровень поддержки этой инициативы населением упал с 50 до 15%. Последнее же закономерным образом отразилось на электоральных рейтингах: представители ныне правящих партий осознали, что дальнейшая поддержка проекта может обернуться для них поражением на очередных выборах», – говорит он.
Техническая сторона вопроса
В итоге надежды американского президента Барака Обамы на то, что США и Евросоюз заключат соглашение о создании зоны свободной торговли до конца 2016 года, поставлены под угрозу.
Но как технически ЕС может отказаться от соглашения с США? Как известно, Еврокомиссия ведет переговоры с Соединенными Штатами на основании мандата, выданного Советом ЕС. «Чтобы прекратить этот диалог, Франция должна сначала инициировать в Совете отмену ранее принятого решения о начале переговоров, а затем добиться, чтобы в пользу отмены мандата проголосовало необходимое количество представителей стран-участниц. Иными словами, отказ от создания зоны свободной торговли должны поддержать своими голосами не менее 55% членов Совета, представляющих не менее 14 стран, в которых проживает 65% населения Евросоюза. При этом против подобного предложения должны выступить не более 4 стран-членов», – объясняет Даниил Кириков.
По его мнению, консенсус Италии, Германии и Франции по вопросу об отказе от продолжения переговоров способен дать почти стопроцентную гарантию прекращения переговоров. «Предотвратить это Соединенные Штаты могут лишь путем оказания давления на правительства отдельных стран, в первую очередь государств Восточной Европы, чья лояльность Вашингтону традиционно превышает преданность Брюсселю (Польша, Латвия, Эстония и пр.). Если Белый дом сумеет убедить руководство хотя бы пяти стран выступить против отмены мандата на переговоры, то голосование по этому предложению будет провалено», – поясняет Кириков.
Экономически невыгодная сделка
Из высказываний европейских политиков ясно, что США предлагают европейцам крайне невыгодную сделку. Проект соглашения до сих пор засекречен, небольшой свет проливают лишь утечки в СМИ в последние пару лет. На их основании можно говорить, что речь, скорее всего, идет о том, что США предлагают европейцам скопировать их формат и нормы ведения бизнеса. А европейцы настаивают на сохранении части собственных правил или предлагают некий усредненный вариант. Как известно, американский формат торговли более мягкий и гибкий, нетарифные правила и нормы менее жесткие, в ЕС все с точностью до наоборот.
На примере Германии можно рассмотреть некоторые возможные точки несовпадения позиций США и ЕС в рамках переговоров по соглашению.
Так, крупные немецкие корпорации, например Федеральное объединение германской промышленности (BDI), изначально высказали свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли с США. Их логика состоит в том, что, во-первых, немецкая промышленность сильная и конкурентоспособная, поэтому американцам сложно будет ее задавить. Во-вторых, США являются крупнейшим рынком сбыта для германских промышленников после Франции. Только в 2014 году совокупный товарооборот между Германией и США составил 114,6 млрд евро (больше Германия торгует только с Францией, Нидерландами и КНР). Расчет немецкой промышленности был на более легкий и менее затратный выход на американский рынок, что должно расширить экспорт в США.
Немецкой промышленности нравится идея переписать правила торговли и инвестиций по американскому образцу потому, что в США уровень налогообложения ниже, система регулирования рынка труда более гибкая (легче увольнять работников, например), стоимость газа и электроэнергии ниже. Наконец, в США есть возможность сотрудничать с университетами и исследовательскими центрами в сфере высоких технологий. Да и у многих немецких компаний имеются дочерние предприятия в США. Понятно, что все эти послабления и гибкость не совсем по нраву получателям налогов (городским бюджетам), коммунальным и энергетическим компаниям, да и самим рабочим и наемным работникам.
Однако это всего лишь надежды немецкого бизнеса, в реальности в договоре может быть прописано совсем иное. Например, считается, что соглашение о зоне свободной торговли между США и ЕС интересно бизнесу даже не тем, что будут ликвидированы таможенные барьеры, ибо они и так низкие, а тем, что будут упрощены и гармонизированы стандарты и нормы (устранены нетарифные барьеры). И это действительно так, но не для всех отраслей.
#{smallinfographicleft=749735}Например, для немецкого автопрома куда важней отмена именно таможенных тарифов. Стандартная пошлина на экспорт иномарок в США небольшая – 2,5%, но на пикапы и коммерческие фургоны может доходить до 25%. В ЕС же ставка единая – 10%. Из-за таможенных платежей только немецкие заводы теряют более 1 млрд долларов в год, подсчитывали в Союзе немецких автопроизводителей. Но так ли легко США готовы отдать на откуп сильным немцам свой собственный автопром, который, как известно, сохраняет свое преимущество на местном рынке только благодаря популярным в Америке пикапам и грузовикам? Не исключено, что Вашингтон в соглашении попытался защитить собственных автопроизводителей, сохранив высокие пошлины или предоставив небольшие беспошлинные квоты, что не по нраву той же Германии.
От соглашения с США надеялись также выиграть немецкие производители машин и оборудования. Это вторая статья экспорта Германии в Штаты. За счет снятия нетарифных ограничений этот немецкий бизнес мог бы экономить 5–20% в зависимости от товара на поставках в США, подсчитывал профильный предпринимательский союз отрасли – VDMA. Но идет ли Вашингтон на значительные послабления в этом вопросе, если немцы и так увеличили поставки машин и оборудования из-за того, что упала торговля с Россией из-за санкций (навязанных американскими же политиками)?
Есть еще одна тема, которая волнует европейских промышленников. Они хотели бы получить доступ на рынок государственных заказов США, объем которых достигает 500 млрд долларов. Конгресс США еще в 1933 году принял закон «Покупайте американское» (Россия только недавно начала следовать этому же пути), который действует до сих пор. И даже ВТО не смогло помешать американцам изменить действующую систему по госзакупкам, хотя это не вписывается в нормы организации. На фоне этого логично предположить, что Вашингтон нашел пути для того, чтобы соглашение о зоне свободной торговли с ЕС также сохранило действующую систему привилегий для американских поставщиков в рамках госзаказов. Поэтому большой вопрос – смогут ли европейцы, подписав соглашение, получить доступ к американским бюджетным миллиардам.
Если ЕС похоронит создание зоны свободной торговли с США, то для России это будет большим благом
К слову, ЕС тоже ограничивает доступ иностранных поставщиков к своим госзаказам. Интересно, прописали ли США в проекте соглашения обязанность ЕС допустить американские компании к европейским госзаказам? Позиция Брюсселя в этом вопросе не менее жесткая – тратить бюджетные средства на закупку иностранных товаров там не готовы.
Наконец, спорным вопросом наверняка является устранение нетарифных барьеров для химической и пищевой продукции (тарифы тут невысокие). Здесь изначально было понятно, что Вашингтону и Брюсселю будет сложно договориться. Потому что стандарты ЕС намного жестче и сильно отличаются от американских. Вашингтон же, конечно, хочет их унифицировать по всем пунктам.
Так, в Европе действует принцип, по которому товары или производственный процесс разрешаются, только если имеется научное подтверждение их безопасности для человека или природы. В США же ситуация иная. Здесь можно продавать товары без ограничений, пока не будет научно доказана их опасность. Например, в США активно используется так называемый фрекинг (гидроразрыв пласта) для добычи сланцевой нефти и газа. В европейских странах он запрещен. Такая же ситуация и с ГМО-продуктами (в США разрешены, в Европе запрещены). Вашингтон хочет за счет соглашения ослабить жесткие ограничения в Европе на использование вредных промышленных и сельскохозяйственных веществ и содержание их в потребительских товарах. Этим, конечно, крайне недовольны простые европейцы.
И дело касается далеко не только продуктов питания. Характерный пример: производители косметики и парфюмерии, базирующиеся во Франции, лишены права использовать 1200 веществ, в то время как их конкуренты с другой стороны Атлантики ограничены перечнем всего из 12 пунктов.
Что это значит для химического и сельскохозяйственного бизнеса Европы? Пока европейские фермеры будут переходить на новые форматы работы, европейский рынок заполонит американская продукция. Местные игроки однозначно проиграют ценовую конкуренцию.
Исходя из утечек в СМИ о секретном проекте соглашения о зоне свободной торговли ЕС и США стало понятно, что США хотят открыть двери на другие рынки для собственных транснациональных компаний. Конечная цель – чтобы у национальных экономик не было собственных промышленных, перерабатывающих и любых других сильных компаний. Все захватят глобальные игроки с головным офисом в Вашингтоне. По сути, это соглашение будет иметь тот же негативный эффект для ЕС, какой сейчас несет для Украины соглашение об ассоциации с ЕС. Только, конечно, в более масштабном формате.
Последствия для России
Если ЕС действительно похоронит создание зоны свободной торговли с США, то для России это будет большим благом. В противном случае для России это может означать в перспективе потерю крупнейшего торгового партнера – Евросоюза, по крайней мере в том виде, в котором существует торговля сегодня. Товарооборот в целом может даже сохраниться, но во многом это будет уже американизированная европейская продукция. Европа, по сути, может стать транзитной зоной, через которую далее американские товары станут попадать в Россию и другие страны СНГ. Россияне не смогут больше надеяться на довольно качественную продукцию из ЕС.
Более того, столь тесная кооперация торговых связей между США и ЕС неминуемо коснется и стратегически важной для России отрасли – нефтегазовой. Вашингтон уже давно вынашивает идею вытеснить с этого рынка Москву, и зона свободной торговли с ЕС может ускорить этот процесс.
«Очевидно, что цель США в рамках этих структур – контролировать торговые операции стран-партнеров, и, безусловно, это будет затрагивать интересы и других стран», – говорил спикер Госдумы Сергей Нарышкин после переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином. Он имел в виду как раз Транстихоокеанское и Трансатлантическое торговые партнерства, которые инициировали США. Китай к Транстихоокеанскому партнерству присоединиться отказался.
«Послушание почти всей Европы в военных делах уже достигнуто, в политических тоже многое под контролем. Очередь за торговлей и финансами», – констатирует Нарышкин.