С 3 сентября заработают ограничения на закупку импортных продуктов питания государством. Теперь госзакупки продуктов будут проходить по принципу «третий лишний»: если в ходе закупки было подано не менее двух заявок на поставку продуктов, страной происхождения которых является Россия или государство Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), то заявка с импортной продукцией отклоняется.
В плане достаточности продуктов, запрещенных к закупкам, есть проблемы с производством качественной красной рыбы и моллюсков
В список попали продукты питания из 23 наименований. Туда вошли продукция рыбная, мясная (говядина, свинина, мясо птицы, телятина, субпродукты), молочная (молоко, масло сливочное, сыры), рис, соль и сахар.
Речь идет о госзакупках продуктов, которые необходимы для обеспечения питания в школах, больницах, детских садах и других госучреждениях. Основной объем таких закупок делает Росрезерв, который закупает продукты в том числе для нужд армии.
«Ограничение не распространяется на коммерческие закупки, например в сетевых магазинах, оптово-розничном сегменте торговли продуктами питания», – сделал важное уточнение глава Минсельхоза Александр Ткачев. Таким образом, ни о каком ограничении конкуренции на рынке речи не идет, зато государство отныне вправе не финансировать импортных сельхозпроизводителей – эти деньги должны пойти на поддержку собственных.
Дефицита на внутреннем рынке ждать не стоит, уверил министр сельского хозяйства. Во-первых, по многим вошедшим в список продуктам питания Россия почти полностью сама себя обеспечивает. Так, Россия на 93–100% обеспечивает себя сахаром, свининой и мясом птицы, на 82% – молоком, на 75% – говядиной. Большой бонус получают также белорусские предприятия, которые в рамках ЕАЭС не относятся к импортным. Белорусы, например, с радостью будут принимать участие в госзакупках молочной продукции, где Россия хоть и наращивает объемы, но пока еще не вышла на полное самообеспечение. Проблемы могут возникнуть разве что с говядиной. Однако дефицита и тут не должно быть, ведь если у российских производителей не будет возможности предложить говядину, госзаказчик сможет приобрести импортную.
«Доля импорта на внутреннем рынке рыбы и морепродуктов составляет чуть больше 13,5%, доля импортного молока и молочных продуктов в России достаточно высока, но свыше 90% импорта обеспечивает Беларусь, а на нее ограничения не распространяются. С мясом также проблем возникнуть не должно», – подтверждает Дмитрий Лукашов из IFC Markets.
По словам Ткачева, Россия решила не вводить ограничения в сфере госзакупок для фруктов и тепличных овощей, так как Россия обеспечивает себя ими только на треть, а все остальное импортируется.
Объем госзакупок продуктов питания исчисляется десятками миллиардов долларов в год. По данным Минсельхоза, объем госзакупок по отдельным пищевым продуктам для социальной сферы составляет 4–13% от общего объема их производства в России. Новые ограничения минимизируют риски коррупции и выбора импорта в ущерб отечественным продуктам. Впрочем, в последнее время доля импорта в госзакупках и без подобных ограничений неизменно сокращалась. Так, по примерным подсчетам исходя из данных ФТС, объемы импорта продовольствия за два года сократились почти вдвое – с 41,9 млрд долларов в 2013 году до примерно 25 млрд долларов в 2015-м, передает РИА «Новости». Особенно это сокращение коснулось продуктов из стран так называемого дальнего зарубежья.
«Вследствие девальвации рубля стоимость импорта в отдельных товарных категориях выросла на 40–60%, поэтому импорту уже и так сложно попасть в структуру закупок для нужд госучреждений, силовых структур, госкорпораций», – считает Дмитрий Лукашов.
Получается, что благодаря ограничениям отечественные производители могут заполучить дополнительный доступ если не ко всем 25 млрд долларов, то к большей части этой суммы. Ткачев ранее говорил, что доля отечественных продуктов питания в госучреждениях составляет около 60% (включая фрукты, где доля импорта – целых 20%).
Понятно, что российские производители с радостью восприняли появившуюся еще весной идею ограничения импорта в госзакупках. Хотя сейчас действует эмбарго для поставок в Россию из Европы, с Украины и из других стран продуктов, и это, конечно, главный стимул для отечественных компаний не бояться инвестировать. Но ведь эмбарго не может быть вечно. «Всех волнует, что будет с пищевой отраслью после снятия контрсанкций. Ограничения для импорта в госзакупках как раз помогут российским, белорусским и казахским пищевикам справиться с негативными последствиями возможного в будущем снятия контрсанкций», – считает Михаил Крылов из «Golden Hills – КапиталЪ АМ».
Однако кроме положительных моментов эта мера может привести к росту цен и ухудшению качества продуктов в рамках госзаказа. Отсутствие конкуренции с импортом создает предпосылки завышения цен отечественными компаниями. И, конечно, в погоне за объемами производства зачастую снижается уровень качества. Достаточно вспомнить истории с рекордным ростом объемов импорта более дешевого пальмового масла для использования в пищевой промышленности или нахождения в молоке того, чего там не должно быть.
Впрочем, эксперты не исключают, что структура госзакупок серьезно не изменится, поэтому и качество останется на прежнем уровне. По статистике, госзакупки продуктов осуществляются для питания 25 млн россиян. Сюда входят организация питания в школах, детских садах, вузах, муниципальных и бюджетных учреждениях, а также в органах власти и правопорядка, детских домах, тюрьмах и других организациях.
«Доля импорта продуктов питания, попавших в ограничительный список, в госзакупках составляла всего 20% от общего объема. В основном это импортная мясная и рыбная продукция, икра и рыбные деликатесы, которые, скорее всего, приходились на нужды муниципальных организаций и органов власти», – отмечает Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Иными словами, теперь органам власти будет сложно заказывать импортную икру или мясо для своих банкетов и официальных мероприятий. А для садиков, школ или тюрем и раньше вряд ли закупали импортные продукты, например, икру или мраморную говядину. Поэтому спрос государства на отечественные продукты вряд ли сильно возрастет, полагает Яковенко.
С другой стороны, новые ограничения могут поспособствовать тому, что российские чиновники начнут искать местные деликатесы, чтобы не ударить в грязь лицом, например, когда надо кормить иностранную делегацию. «В плане достаточности продуктов, запрещенных к закупкам, есть проблемы с производством качественной красной рыбы и моллюсков. Остальными продуктами, учитывая поставки из ЕАЭС, обеспечить себя вполне реально. Моллюски и рыба, впрочем, тоже доступны, но они будут дороже, чем из ЕС», – указывает собеседник.
Впрочем, Яковенко легко нашел лазейку для обхода чиновниками запрета на госзакупки импортных продуктов питания, учитывая, что запрет не распространяется на коммерческие закупки и оптово-розничную торговлю. «Может быть создана фирма-подрядчик, которая перекупит более дешевый товар в торговой сети и продаст его под видом перефасованного уже на территории Белоруссии или РФ товара. Такой маневр подходит под закупки деликатесов для органов госвласти, которые славятся своей любовью к устрицам и черной икре», – говорит Яковенко. «Но это только в теории. Учитывая жесткие меры борьбы государства с санкционкой в прошлом году, любители экстремальной экономии могут передумать пользоваться лазейками», – добавляет он.