Минфин планирует в 2016 году закупить алмазов на 5 млрд рублей для пополнения государственных запасов в Госфонде. Соответствующее решение уже принято правительством, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Скупка именно алмазов может объясняться желанием правительства поддержать «Алросу» перед запланированной приватизацией
Всего на этот год лимит формирования Госфонда предусмотрен правительством на 12 млрд рублей, однако 7 млрд рублей остаются пока в резерве. На них, возможно, будет приобретено золото и другие драгоценные металлы. «Пока обсуждается. Я, если честно, не уверен, что это надо делать (закупать драгметаллы в Госфонд)», – сказал замминистра.
Золотой запас страны
Гохран занимается хранением и закупкой у производителей драгметаллов и камней для пополнения Госфонда. Закупки осуществляются на бюджетные средства. Минфин занимается закупкой для Госфонда с 2003 года.
В Госфонде аккумулирован золотой запас страны. Теоретически Гохран конкурирует с коммерческими банками, которые также скупают драгметаллы и кредитуют добывающие компании. Поэтому существует правило, что российские компании должны сначала предложить камни Гохрану и только потом выходить с ними на рынок. Но на практике никакого соперничества тут нет. Гохран, как правило, покупает в сотни раз меньше драгметаллов, чем банки. К примеру, в 2010 году он купил всего 3,4 тонны золота против почти 150 тонн, которые скупили коммерческие банки.
В последние годы Гохран в основном приобретал золото, а алмазы продавал. Продает он алмазы на аукционах, которые отличаются от традиционных. Желающие в течение месяца знакомятся с алмазами, прицениваются, а потом в конверте подают заявку на покупку лота (алмаза). Причем они сами должны установить и прописать цену: кто даст больше, тот и выиграет на аукционе. Интересно, что алмаз никому не достанется, если все покупатели предложат цену ниже той, которую определил для этого камня эксперт Гохрана.
Алмазы Гохран продает как раз для того, чтобы выручить деньги на закупку более ликвидных драгметаллов – золота, платины и т.д. В любой кризис драгоценные металлы становятся «тихой гаванью». И этот кризис не исключение: инвесторы вкладываются именно в него для сохранения средств.
Почему алмазы?
Почему в правительстве решили вложить деньги в алмазы, а по поводу золота в раздумьях? Вероятней всего, Гохран вынужден закупить алмазы, чтобы в очередной раз помочь отечественным алмазодобытчикам, продажи которых падают.
Именно так поступили в прошлый кризис 2008–2009 годов, когда продажи крупнейшего алмазодобытчика России компании «Алросы» фактически полностью остановились. Чтобы спасти компанию, Гохран закупил у нее камней на 8 млрд рублей. Это составляло 6% от общего объема выручки «Алросы».
Скорее всего, и на этот раз предусмотренные на закупку алмазов 5 млрд рублей уйдут в «Алросу» в обмен на мешки с камнями. Еще в конце 2015 года руководство компании заговорило о возможности отгрузок алмазного сырья в Госфонд. Это подтвердил также вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, который курирует алмазодобывающую компанию.
«Скупка именно алмазов может объясняться желанием правительства поддержать «Алросу» перед запланированной приватизацией. Я не вижу в этом ничего плохого. Любой продавец, включая государство, стремится продать свои активы по более высокой цене», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Накануне Владимир Путин подписал указ об одобрении приватизации 10% акций «Алросы» (сейчас государству принадлежит около 44% акций).
Алмазы для Госфонда закупаются только у российских производителей, и главным продавцом является «Алроса», добывающая 95% алмазов в России. По итогам 2015 года группа «Алроса» добыла 38,3 миллиона карат алмазного сырья, а в 2016 году запланировано получить около 37 млн карат. Также алмазы добывает «Архангельское геологодобычное предприятие», которое принадлежит ЛУКОЙЛу.
«Тихая гавань»
За счет золота и драгоценных камней, которые скупает Гохран, формируются золотовалютные резервы страны. Они, как известно, хранятся не только в ценных бумагах и валюте, но и в алмазах и золоте. Кроме Минфина закупками драгметаллов также занимается ЦБ РФ. Так, в 2015 году ЦБ закупил более 200 тонн золота.
Кризис и падение цен на нефть уменьшили резервы страны. И теперь правительство желает их пополнить, ведь резервы поддерживают достаточный уровень денежной массы и стабилизируют валютный курс. С начала года мировые цены на нефть Brent выросли на 30%, а российские валютные резервы увеличились всего на 6,5%, замечает Лукашов.
Пополнить резервы можно за счет покупки госбумаг развитых стран. Но их доходность сейчас низкая. Например, для 10-летних американских облигаций она составляет всего 1,7% годовых. Учитывая, что ФРС США собирается повысить ставку, то и цена таких бумаг еще больше упадет. «В сложившихся условиях увеличение валютных резервов за счет приобретения драгоценных металлов и алмазов выглядит вполне разумным», – говорит Лукашов.
Алмазы и золото – это лучшие активы-убежища на случай инфляции в США и, по сути, единственный способ разбавить долларовые активы в резервах страны, говорит Михаил Крылов из ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ». «Затраты на производство золота в последние годы стабильно растут и вряд ли уже когда-либо сильно понизятся. С геологической точки зрения наша планета изучена достаточно хорошо и не ожидается открытия новых крупных месторождений золота, дешевого в добыче», – добавляет Лукашов.
Почему же Минфин сомневается в необходимости вложить деньги в золото и другие драгоценные металлы? Сомнения Моисеева, скорее всего, связаны с тем, насколько целесообразно сейчас формировать ЗВР с учетом того, что приходится урезать расходы. Напомним, что еще в начале 2014 года ЗВР России достигали 510 млрд долларов, но уже к середине года они сократились до 382 млрд долларов (из-за интервенций в поддержку рубля).
«Вернуться к уровню 500 млрд долларов – это задача, которая стоит перед Минфином на ближайшие 3 года, однако для этого необходима благоприятная экономическая конъюнктура и возможность формирования резервов за счет части доходов бюджета. Но такая возможность даже при текущем относительно высоком уровне цен на нефть, который, впрочем, все еще находится ниже заложенных в бюджет 50 долларов за баррель, предоставляется государству не так уж и часто», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
«Совершенно очевидно, что даже при сложившейся позитивной динамике на рынке нефти расслабляться и переходить к долгосрочному планированию откровенно рано. Но с другой стороны, даже несмотря на то, что теперь России не надо выходить на рынок с валютными интервенциями благодаря свободному рублю, сами по себе резервы необходимы. Ведь именно они поддерживают устойчивость экономики. Доходы России привязаны к крайне нестабильным ценам на нефть, поэтому говорить, что России не надо формировать запасы на черный день, было бы глубоким заблуждением», – считает Яковенко.