Министерство труда обсуждает возможность введения налога для трудоспособного населения страны, которое официально нигде не работает, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на статс-секретаря, заместителя министра труда Андрея Пудова.
Впрочем, Минтруд позже уточнил, что обсуждение ведется пока только на экспертном уровне в контексте изучения реализации такого опыта в Республике Беларусь. Однако ведомство не ведет разработку каких-либо проектов, нормативных правовых актов на подобную тематику.
Этот налог – одна из идей для легализации рынка труда, которая является приоритетным направлением работы Минтруда сегодня.
В России сейчас около 20 миллионов человек трудоспособного возраста, за которых не уплачиваются социально-страховые платежи, говорил ранее министр труда и соцзащиты Максим Топилин. В эту группу не включены официально зарегистрированные безработные. Решать вопрос с социальной ответственностью таких граждан и с нагрузкой на страховые фонды необходимо, говорил Топилин.
Российская экономика несет колоссальные потери от неуплаченных налогов и страховых взносов. «Здесь и потери от работы нелегальных мигрантов, и потери от уклонения от декларирования доходов и серых зарплат. В среднем их можно оценить от 25% до 30% собираемых налогов», – говорит Диана Маклозян, руководитель правового департамента Heads Consulting.
Однако Россия для начала решила посмотреть на опыт Белоруссии, которая с апреля прошлого года ввела так называемый налог на тунеядство. Трудоспособные граждане, проживающие на территории Белоруссии, но при этом не работающие и не платящие налогов более полугода, будут ежегодно уплачивать сбор в размере 20 базовых величин (около 250 долларов). Неуплата или неполная уплата сбора влекут за собой штраф или административный арест с обязательным привлечением к общественным работам.
Судить об успешности и эффективности такого решения пока рано, поскольку действие декрета «О предупреждении социального иждивенчества» начинается с 1 января этого года, а исполнить свои обязательства «иждивенцы» должны до 1 июля 2016 года. При этом в белорусской налоговой говорили, что обработают поступающую информацию и сформируют список плательщиков сбора к 1 августа. И тогда будет названо количество граждан, которым будет направлено извещение на уплату сбора.
Освобождаются от уплаты этого налога мамы детей возрастом до 10 лет включительно либо старше, если ребенок еще не окончил четвертого класса школы. Также говорилось, что планируется предоставить местным депутатам право освобождать людей от уплаты налога на тунеядство, если те находятся в трудной жизненной ситуации.
«Цель данного налога не в том, чтобы собрать дополнительные средства для бюджета, а скорее вывести из тени рынок труда и привести его в соответствии с мировыми стандартами и нормами. Это когда граждане понимают, что для того, чтобы иметь какие-то социальные гарантии от государства, человек должен находиться внутри определенного правового поля», – говорит директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.
«Я бы не называл это налогом на тунеядство, правильно называть это сбором с тех платежеспособных граждан, которые получают социальную, медицинскую помощь и прочую поддержку, но при этом почему-то имеют наглость работать нелегально. Если человек оформлен по патенту, по трудовой книжке или иным способом, то он находится внутри правового поля и является трудящимся, из зарплаты которого платятся взносы», – поясняет собеседник.
С одной стороны, в России действительно есть так называемые безработные, которые являются собственниками дорогих автомобилей и недвижимости. С другой стороны, имеются высококлассные специалисты, которые действительно не могут найти работу, а идти условно подметать улицы или консультантом-продавцом не хотят. Заставлять их платить налог было бы несправедливо. Чтобы защитить этих граждан от налога, необходимо разработать специальные механизмы.
Когда в прошлом году обсуждали законопроект о введении данного налога, то предлагали не распространять его на студентов, пенсионеров, матерей, также тех безработных, которые зарегистрировались на бирже труда. Но чтобы этот налог заработал и был справедлив, необходимо серьезно улучшить эффективность работы служб занятости.
«Стоит пересмотреть нормы работы служб занятости населения с целью установления нормативов соответствия знаниям и навыкам безработного и предлагаемым ему местам работы. С учета как безработные не должны сниматься граждане, которые не были трудоустроены на рабочие места соответственно их образованию и навыкам», – считает Диана Маклозян.
С другой стороны, бороться с теневой экономикой и серыми мигрантами можно и другими способами. Ведь для этого и существуют фискальные органы. Введение такого налога, особенно в условиях кризиса, когда так или иначе растет число безработных, может быть социально опасно.
Минтруд на практике применяет пока лишь административные рычаги для легализации рынка труда. За счет предпринимаемых мер в прошлом году было заключено порядка 2 млн трудовых договоров, а в 2016 году – уже более 400 тысяч, заявил чиновник. «Это является основанием для того, чтобы разработать меры законодательного порядка», – подытожил Пудов.