Экономика

30 ноября 2016, 18:41

Господдержка спасает производство отечественной авиации

Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Новые миллиарды бюджетных средств выделяются «Государственной транспортной лизинговой компании» на закупку дополнительных отечественных лайнеров – Sukhoi Superjet 100 и L-410. Подобные меры господдержки уже доказали свою эффективность: они помогают загрузить заказами завод в Комсомольске-на-Амуре и улучшить ситуацию с региональными перевозками.

Министерство транспорта получит пять миллиардов рублей из госбюджета на покупку самолетов Sukhoi Superjet 100 и L-410 и развитие лизинга. Соответствующее распоряжение правительства от 24 ноября опубликовано в среду на сайте кабмина.

Для выхода и закрепления на рынке это критически необходимо. На покупку самолетов у региональных компаний денег нет

Как говорится в документе, Минтранс направит бюджетные средства на оплату дополнительных акций «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК), размещаемых в связи с увеличением его уставного капитала. В свою очередь, компания потратит их на закупку самолетов «Сухой Суперджет – 100» (4 млрд рублей) и Л-410 (1 млрд рублей) с целью их последующей передачи по договорам лизинга и аренды российским авиакомпаниям.

«Принятое решение направлено на обеспечение российских авиакомпаний современными воздушными судами отечественного производства, сохранение рабочих мест и загрузку производственных мощностей предприятий авиастроения, развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах», – говорится в распоряжении.

Эти 5 млрд являются дополнением к ранее выделенным 30 млрд рублей. В прошлом году была проведена докапитализация ГТЛК на 30 млрд рублей через механизм ОФЗ для покупки не менее 32 судов «Сухой Суперджет – 100» и передачи их в лизинг авиакомпаниям. Лизинговая компания заключила на тот момент твердый контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) на поставку как раз этих 32 самолетов «Сухой Суперджет – 100» с опционом на приобретение дополнительно еще 28 таких лайнеров. На данный момент ГТЛК полностью оплатила стоимость 10 готовых воздушных судов и авансировала поставку 22 самолетов «Сухой Суперджет – 100» в 2016–2017 годах, говорится в распоряжении правительства. Сообщалось, что 15 судов возьмет в лизинг авиакомпания «Ямал», еще 15 – авиакомпания Sсat.

Эта и другие меры господдержки значительно смягчили негативный эффект от спада 2015 года на рынке гражданских авиаперевозок. Так, в 2014 году ГСС удалось выйти на пик выпуска «Сухой Суперджет – 100» в 35 штук. В 2015 году объемы производства упали почти в два раза – было произведено всего 18 лайнеров. Без господдержки ситуация была бы куда более печальной.

Теперь средства выделяются на заказ уже опционных самолетов. «В рамках выделенных средств ГТЛК авансирует постройку к 2018 году 4 самолетов SSJ-100, которые уже обеспечены спросом со стороны авиакомпаний. Общий парк самолетов SSJ-100 под управлением ГТЛК с учетом этих 4 самолетов составит 36 единиц. При этом спрос на SSJ-100 к 2020 году на условиях, предлагаемых ГТЛК, превышает 100 единиц», – подчеркнул гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин.

По его словам, на начало ноября компания передала в лизинг 8 самолетов SSJ-100: три арендовала авиакомпания «Ямал», по два – «Бурятские авиалинии» и «ИрАэро» и один – «Якутия». До конца 2016 года ГТЛК передаст в аренду еще 8 таких машин. В 2017 году будет поставлено еще 17 самолетов, в том числе четыре для «ИрАэро» (которая эксплуатирует уже четыре SSJ-100).

Также лизингом этого самолета интересуется новая частная региональная авиакомпания «Азимут», о создании которой только недавно стало известно. По данным ГТЛК, поддержка лизинга оказалась эффективной, так как спрос на аренду самолетов SSJ-100 на условиях, предлагаемых государственной лизинговой компанией, оказался выше, чем запланировано купить самолетов в рамках программы господдержки на 2015–2017 гг.

Благодаря поддержке государства ГТЛК имеет возможность предложить более выгодные условия лизинга. Месячная ставка аренды SSJ-100 в первый год аренды варьируется от 7,5 до 11 млн рублей с НДС. В аренду самолет выдается на 12 лет. Получается, что на этапе операционного лизинга (12 лет) ГТЛК получит за один самолет 1,08–1,584 млрд рублей в виде лизинговых платежей. Это 17–25 млн долларов. При этом рыночная цена одного самолета SSJ-100 составляет 27–28 млн долларов. По сути, для лизинговой компании это убыточный проект. Однако ГТЛК, вероятно, сможет заработать на сдаче лайнера в аренду уже второму перевозчику.

SSJ-100, рассчитанный на 100 пассажиро-мест, сейчас выгодней эксплуатировать, чем те же Airbus-319 и Boeing-737, часто используемые на региональных линиях. У иностранных самолетов больше кресел, но пассажиропоток в кризис снижается, в итоге самолеты летают на четверть и больше пустыми. Поэтому экономичней летать на более компактном российском лайнере.

«Развитию продаж отечественной авиатехники препятствуют высокие процентные ставки на лизинг. Государство создает условия в пользу и авиакомпаний, и производителей, при которых эффективная процентная ставка сопоставима с тем, что могут предложить на других рынках конкуренты», – говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Иными словами, поддержка нужна, чтобы региональные авиакомпании не брали в лизинг иностранные самолеты, потому что там ставка выгодней, а покупали наш.

«Если мы посмотрим на «Бомбардье», «Эмбрайер» и тем более китайские продукты, то нет сомнений, что своим успехом каждая из программ была обязана поддержке со стороны государства. На покупку самолетов у региональных компаний денег нет», – говорит Пантелеев.

Что касается поддержки гражданского авиапрома, то учитывая, что в SSJ-100 вложили уже достаточно средств, проект в середине своего пути, то здесь для поддержки производства достаточно создания благоприятных условий для финансирования продаж. Однако для развития региональной авиации, указывает Пантелеев, необходимо субсидировать не только обновление парка, но и сами перевозки.  

В выделении государством 1 млрд рублей на поддержку лизинга самолета Л-410 для местных воздушных линий тоже нет ничего удивительного. Государство хочет поддержать проект локализации производства этого самолета в России.

L-410, известный под названием «Турболет», – это 19-местный двухмоторный самолет для местных воздушных линий. Производили его на чешском заводе, который в 2013 году был полностью выкуплен российским инвестором – «Уральской горно-металлургической компанией». И вот уже второй год УГМК строит планы по локализации производства L-410 в России вместе с «Уральским заводом гражданской авиации» (Екатеринбург). Ранее они говорили, что готовы вложить 1,2 млрд рублей в первые два года, которые пойдут на строительство на аэродроме Уктус в Екатеринбурге новых зданий и сооружений, на реконструкцию сооружений аэродрома, обучение персонала, сертификации L-410 российского производства.

Как раз сегодня, 30 ноября, ГТЛК подписала соглашение с «Уральским заводом гражданской авиации». Контракт предусматривает приобретение 5 самолетов Л-410 и заключается в рамках распоряжения правительства РФ о докапитализации ГТЛК. Сумма контракта составляет 2 млрд рублей, половина из которых будет привлечена с рынка.

«Наша компания обладает самым большим лизинговым парком Л-410 в России. Мы очень хорошо понимаем потребителя этих самолетов, особенности их эксплуатации. Планируем и в дальнейшем поддерживать проект локализации производства Л-410 на территории РФ», – подчеркнул гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин.

Выделение бюджетных денег для поддержки Л-410 – один из инструментов поддержки инвестора, который вкладывает живые деньги в проект локализации производства самолета в России, чтобы он был уверен в окупаемости проекта, говорит Пантелеев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

МВД объявило в розыск Порошенко
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

ВСУ начали в панике покидать поселок Архангельское под Авдеевкой

В Британии назвали причину молниеносного продвижения российских войск

На Украине объяснили исчезновение главы Минобороны Умерова

Новости

Минобороны показало уничтожение танка Abrams высокоточным «Краснополем»

Операторы FPV-дронов и артиллеристы группировки войск «Центр» уничтожили снарядом «Краснополь» американский танк M1 «Abrams» и БМП «Брэдли» в зоне проведения СВО, сообщили в Министерстве обороны России.

Автомобиль с мигрантами во время погони упал в котлован в Петербурге

Каршеринговый автомобиль с тремя мигрантами упал в котлован во время преследования его инспекторами ДПС на Московском шоссе в Санкт-Петербурге, двое пострадавших госпитализированы, сообщило главное управление МВД по городу и Ленобласти.

Жители Германии высмеяли Бербок за угрозы в адрес России

Немцы высмеяли выступление главы МИД Германии Анналены Бербок на канале ARD, где она обвинила Россию в якобы доказанной кибератаке на страну и пригрозила последствиями.

ВСУ лишились возможности подвозить боеприпасы в Часов Яр

ВСУ в Часовом Яре лишились возможности свободно подвозить резервные силы и боекомплекты, так как дорога находится под огневым контролем ВС России.

В США призвали Украину срочно отказаться от части территорий

В ходе потенциальных мирных переговоров с Россией Украине придется отказаться от некоторых территорий, чтобы сохранить контроль над частью страны, заявил подполковник армии США в отставке Дэниел Дэвис на YouTube-канале Daniel Davis / Deep Dive.

Концерт барда Сергея Никитина отменили в Москве

Посвященный 80-летию барда Сергея Никитина концерт, запланированный на 13 июня в московском Центре авторской песни, отменен по просьбе исполнителя после скандальных сообщений о якобы спонсировании им ВСУ.

Автомобили замглавы Минобороны Иванова переписали на бывшую супругу

Два автомобиля арестованного по делу о взятках замглавы Минобороны Тимура Иванова перешли его экс-супруге Светлане Ивановой в феврале прошлого года, следует из открытых данных.

В МИД заявили о серьезной подготовке НАТО к конфликту с Россией

Учения НАТО Steadfast Defender 2024 демонстрируют серьезную подготовку альянса к возможному противостоянию с Россией, заявила спикер МИД Мария Захарова.

В Германии оскорбились смехом Шольца после отказа дать Киеву Taurus

Смех канцлера Германии Олафа Шольца после отказа передать Киеву дальнобойные ракеты Taurus оскорбляет жителей Украины, выразил мнение на канале N-TV генсекретарь оппозиционной немецкой партии Христианско-демократический союз Германии (ХДС) Карстен Линнеманн.

МВД объявило Зеленского в розыск

МВД России объявило в розыск украинского президента Владимира Зеленского, свидетельствуют данные базы ведомства.

Минздрав обновил информацию о рисках применения ибупрофена

Министерство здравоохранения России рекомендовало производителям препаратов с действующим веществом ибупрофен изменить инструкции и добавить информацию о новых рисках развития заболеваний, следует из письма ведомства, опубликованное в госреестре лекарств.

Раскрывший «тайну» схождения Благодатного огня журналист оправдан

Суд Афин оправдал греческого журналиста Димитриса Аликакоса, который раскрыл тайну схождения Благодатного огня, он опубликовал признание хранителя и настоятеля Храма Гроба Господня в Иерусалиме архиепископа Исидора о том, что он сам зажигает огонь.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?