Министерство транспорта получит пять миллиардов рублей из госбюджета на покупку самолетов Sukhoi Superjet 100 и L-410 и развитие лизинга. Соответствующее распоряжение правительства от 24 ноября опубликовано в среду на сайте кабмина.
Для выхода и закрепления на рынке это критически необходимо. На покупку самолетов у региональных компаний денег нет
Как говорится в документе, Минтранс направит бюджетные средства на оплату дополнительных акций «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК), размещаемых в связи с увеличением его уставного капитала. В свою очередь, компания потратит их на закупку самолетов «Сухой Суперджет – 100» (4 млрд рублей) и Л-410 (1 млрд рублей) с целью их последующей передачи по договорам лизинга и аренды российским авиакомпаниям.
«Принятое решение направлено на обеспечение российских авиакомпаний современными воздушными судами отечественного производства, сохранение рабочих мест и загрузку производственных мощностей предприятий авиастроения, развитие рынка малой авиации и повышение транспортной доступности в регионах», – говорится в распоряжении.
Эти 5 млрд являются дополнением к ранее выделенным 30 млрд рублей. В прошлом году была проведена докапитализация ГТЛК на 30 млрд рублей через механизм ОФЗ для покупки не менее 32 судов «Сухой Суперджет – 100» и передачи их в лизинг авиакомпаниям. Лизинговая компания заключила на тот момент твердый контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) на поставку как раз этих 32 самолетов «Сухой Суперджет – 100» с опционом на приобретение дополнительно еще 28 таких лайнеров. На данный момент ГТЛК полностью оплатила стоимость 10 готовых воздушных судов и авансировала поставку 22 самолетов «Сухой Суперджет – 100» в 2016–2017 годах, говорится в распоряжении правительства. Сообщалось, что 15 судов возьмет в лизинг авиакомпания «Ямал», еще 15 – авиакомпания Sсat.
Эта и другие меры господдержки значительно смягчили негативный эффект от спада 2015 года на рынке гражданских авиаперевозок. Так, в 2014 году ГСС удалось выйти на пик выпуска «Сухой Суперджет – 100» в 35 штук. В 2015 году объемы производства упали почти в два раза – было произведено всего 18 лайнеров. Без господдержки ситуация была бы куда более печальной.
Теперь средства выделяются на заказ уже опционных самолетов. «В рамках выделенных средств ГТЛК авансирует постройку к 2018 году 4 самолетов SSJ-100, которые уже обеспечены спросом со стороны авиакомпаний. Общий парк самолетов SSJ-100 под управлением ГТЛК с учетом этих 4 самолетов составит 36 единиц. При этом спрос на SSJ-100 к 2020 году на условиях, предлагаемых ГТЛК, превышает 100 единиц», – подчеркнул гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин.
По его словам, на начало ноября компания передала в лизинг 8 самолетов SSJ-100: три арендовала авиакомпания «Ямал», по два – «Бурятские авиалинии» и «ИрАэро» и один – «Якутия». До конца 2016 года ГТЛК передаст в аренду еще 8 таких машин. В 2017 году будет поставлено еще 17 самолетов, в том числе четыре для «ИрАэро» (которая эксплуатирует уже четыре SSJ-100).
Также лизингом этого самолета интересуется новая частная региональная авиакомпания «Азимут», о создании которой только недавно стало известно. По данным ГТЛК, поддержка лизинга оказалась эффективной, так как спрос на аренду самолетов SSJ-100 на условиях, предлагаемых государственной лизинговой компанией, оказался выше, чем запланировано купить самолетов в рамках программы господдержки на 2015–2017 гг.
Благодаря поддержке государства ГТЛК имеет возможность предложить более выгодные условия лизинга. Месячная ставка аренды SSJ-100 в первый год аренды варьируется от 7,5 до 11 млн рублей с НДС. В аренду самолет выдается на 12 лет. Получается, что на этапе операционного лизинга (12 лет) ГТЛК получит за один самолет 1,08–1,584 млрд рублей в виде лизинговых платежей. Это 17–25 млн долларов. При этом рыночная цена одного самолета SSJ-100 составляет 27–28 млн долларов. По сути, для лизинговой компании это убыточный проект. Однако ГТЛК, вероятно, сможет заработать на сдаче лайнера в аренду уже второму перевозчику.
SSJ-100, рассчитанный на 100 пассажиро-мест, сейчас выгодней эксплуатировать, чем те же Airbus-319 и Boeing-737, часто используемые на региональных линиях. У иностранных самолетов больше кресел, но пассажиропоток в кризис снижается, в итоге самолеты летают на четверть и больше пустыми. Поэтому экономичней летать на более компактном российском лайнере.
«Развитию продаж отечественной авиатехники препятствуют высокие процентные ставки на лизинг. Государство создает условия в пользу и авиакомпаний, и производителей, при которых эффективная процентная ставка сопоставима с тем, что могут предложить на других рынках конкуренты», – говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Иными словами, поддержка нужна, чтобы региональные авиакомпании не брали в лизинг иностранные самолеты, потому что там ставка выгодней, а покупали наш.
«Если мы посмотрим на «Бомбардье», «Эмбрайер» и тем более китайские продукты, то нет сомнений, что своим успехом каждая из программ была обязана поддержке со стороны государства. На покупку самолетов у региональных компаний денег нет», – говорит Пантелеев.
Что касается поддержки гражданского авиапрома, то учитывая, что в SSJ-100 вложили уже достаточно средств, проект в середине своего пути, то здесь для поддержки производства достаточно создания благоприятных условий для финансирования продаж. Однако для развития региональной авиации, указывает Пантелеев, необходимо субсидировать не только обновление парка, но и сами перевозки.
В выделении государством 1 млрд рублей на поддержку лизинга самолета Л-410 для местных воздушных линий тоже нет ничего удивительного. Государство хочет поддержать проект локализации производства этого самолета в России.
L-410, известный под названием «Турболет», – это 19-местный двухмоторный самолет для местных воздушных линий. Производили его на чешском заводе, который в 2013 году был полностью выкуплен российским инвестором – «Уральской горно-металлургической компанией». И вот уже второй год УГМК строит планы по локализации производства L-410 в России вместе с «Уральским заводом гражданской авиации» (Екатеринбург). Ранее они говорили, что готовы вложить 1,2 млрд рублей в первые два года, которые пойдут на строительство на аэродроме Уктус в Екатеринбурге новых зданий и сооружений, на реконструкцию сооружений аэродрома, обучение персонала, сертификации L-410 российского производства.
Как раз сегодня, 30 ноября, ГТЛК подписала соглашение с «Уральским заводом гражданской авиации». Контракт предусматривает приобретение 5 самолетов Л-410 и заключается в рамках распоряжения правительства РФ о докапитализации ГТЛК. Сумма контракта составляет 2 млрд рублей, половина из которых будет привлечена с рынка.
«Наша компания обладает самым большим лизинговым парком Л-410 в России. Мы очень хорошо понимаем потребителя этих самолетов, особенности их эксплуатации. Планируем и в дальнейшем поддерживать проект локализации производства Л-410 на территории РФ», – подчеркнул гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин.
Выделение бюджетных денег для поддержки Л-410 – один из инструментов поддержки инвестора, который вкладывает живые деньги в проект локализации производства самолета в России, чтобы он был уверен в окупаемости проекта, говорит Пантелеев.