Экономика

10 ноября 2016, 12:03

Протесты против «Платона» выглядят странно – система уже приносит пользу

Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Активисты-дальнобойщики обещают серию автопробегов и пикетов, требуя сохранить льготный тариф на систему «Платон». Отменить тариф предлагает Минтранс. Протесты выглядят странно – за год своей работы «Платон» успел принести явную пользу, особенно в российской глубинке. Как известно, грузовики разрушают дорожное покрытие, а благодаря сборам «Платона» трассы полностью отремонтированы в 37 городах и регионах.

Активисты движения протеста дальнобойщиков анонсировали на пятницу автопробег против системы «Платон», сообщила накануне «Независимая газета». Причем организаторы в Петербурге обещают устроить акцию, хотя власти города отказались ее согласовать. Ранее лидеры Объединения перевозчиков России, которых цитировал «Росбалт», анонсировали акции «по всей России», только в некоторых провинциях вместо автопробегов – пикеты.

Дополнительные платежи с грузовиков приведут к тому, что грузы вернутся на баржи, на железнодорожные платформы

Как известно, система взимания платы (СВП) «Платон» была введена 15 ноября прошлого года. Доходы от нее идут в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс грузовиками массой более 12 тонн. Однако введение сбора с большегрузов вызвало протесты дальнобойщиков. Водителям тогда удалось добиться некоторых послаблений, в частности скидки. Сейчас водители грузовиков платят 1,53 рубля за километр. До введения льгот тариф составлял 3,73 рубля. Поначалу планировалось, что льготный тариф должен был вырасти до 3,06 рубля с марта. Однако правительство продлило его до осени.

И вот 2 ноября Минтранс разработал проект постановления правительства, в котором предложил повысить тариф с 1 февраля до 2,61 рубля за километр, а с 1 июня – до 3,06 рубля.

За минувший год на полученные от «Платона» деньги было отремонтировано более 1 тыс. километров самых проблемных дорог. «Первые сборы от «Платона» в мае были направлены на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии. Эти дополнительные поступления в бюджет позволили добиться ощутимых результатов. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц треть отремонтирована на средства системы «Платон», – пояснял первый замминистра транспорта Евгений Дитрих.

Ленинградская область подала заявку в Росавтодор о финансировании за счет «платоновских» сборов строительства дороги Новое Девяткино – Мурино, которая оценивается в 5 млрд руб. и обещана к 2020 году.

Как сообщали ранее в Федеральном дорожном агентстве, ремонт полностью завершен в 37 городах и регионах. На 40% выполнены работы в Твери и городе Бологое. Представители Росавтодора обещают, в частности, «жестко контролировать действия региональных коллег, чтобы не допустить случаи укладки асфальта в ненадлежащих условиях».

«Распределение грузопотоков по другим артериям»

Тем временем и российские продовольственные союзы, как и объединения дальнобойщиков, попросили отложить повышение тарифов. По их мнению, это может привести к росту цен на продукты на 3–10%. Об этом в воскресенье сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо, адресованное вице-премьеру Аркадию Дворковичу. К просьбе примкнули «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока и Национальная мясная ассоциация.

Однако Минтранс не ожидает никакого роста цен на продукты из-за возможной отмены льготного тарифа. «И коллеги в правительстве из других ведомств, в общем-то, поддерживают», – ответил во вторник министр транспорта Максим Соколов, которого цитировало РИА «Новости». Он подчеркнул, что в прошлом году «рост цен был вызван исключительно инфляционными показателями, а доля «Платона» составляла десятые, а может, даже и меньшие доли процента».

Соколов напомнил, что решение теперь за правительством. «Минтранс здесь внес свои предложения, что льготный период тарифа в течение более чем года профункционировал и мы подошли к периоду, когда надо принимать решение, чтобы модель системы «Платон» заработала в полном объеме. Это не только фискальная нагрузка и плата за пройденные километры, это настройка логистики всей транспортной системы нашей страны, в том числе обоснованное и эффективное распределение грузопотоков по другим артериям, включая железные дороги и внутренние водные пути», – сказал министр.

При этом от индексации тарифа на уровень инфляции в следующем году Минтранс планирует отказаться. Там полагают, что поэтапный возврат к изначальному тарифу уже является компромиссом с автоперевозчиками. Более того, в министерстве уверены, что возврат почти к уровню изначального тарифа необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.

«Тариф был установлен изначально»

Регионы вскоре увидят результаты полноценной работы «Платона», поскольку доходы от него прежде всего пойдут на ремонт и строительство дорог в российской глубинке, пояснил газете ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен («Единая Россия»). Он уточнил, что речь идет не о повышении тарифов, а об отмене прежних скидок.

«Тариф был установлен изначально. Сейчас речь идет о том, что период запуска системы состоялся. Система работает практически год. Есть, безусловно, вопросы по работе «Платона», но надо понимать, что территория страны огромная – более 50 тыс. километров федеральных дорог, и для их обслуживания, для ремонта, для строительства новых нужны большие средства. «Платон» задействует более 1 млн 12-тонников, поэтому задача очень сложная», – сказал депутат.

«Этот процесс уже начался – 24 региона уже получили деньги. Кроме того, есть очень серьезные планы у Минтранса. В этом направлении нужно двигаться гораздо активнее, чем сейчас», – считает депутат.

Что касается опасений вокруг инфляции, вызванной отменой льготного тарифа, Тен напомнил: уже изначальная цена в 3,06 рубля была основана на соответствующих исследованиях Минэкономразвития. «И в этих прогнозах не озвучивалось, что будет рост цен на продукты питания. Так что мы здесь опираемся в большей степени на позицию Минэкономики», – подытожил депутат.

Россия вписывается в «мировой тренд»

#{intervieweco}Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин утверждает, что в ближайшие годы все развитые страны начнут вводить платежи не только для грузовых автомобилей, но и легковых. Он пояснил: если раньше подобного рода расходы закладывались в цену бензина, то сейчас, когда появляются гибриды и машины потребляют все меньше топлива, «брать из бензина налог бессмысленно». «Платон» является локальным шагом в эту сторону. Россия тоже как-то вписывается в этот мировой тренд», – сказал Блинкин газете ВЗГЛЯД.

Как указал эксперт, давно доказано, что воздействие грузовиков на разрушение дороги многократно выше, чем у легковушки. Но при этом в России грузовая база сдвинута в сторону автомобильного транспорта нелогичным образом. «В тех странах, где дороги лучше, есть категории грузов, которые не возят на грузовиках. А у нас возят! У нас система налогов и тарифов разбалансирована. Дополнительные платежи с грузовиков приведут к тому, что грузы вернутся на баржи, на железнодорожные платформы», – отметил эксперт.

По мнению экспертов, «Платон» вынуждает нести расходы сразу нескольких групп населения, однако он дает им и преимущества, и преимущества от системы явно перевешивают. Так, для рядовых россиян, в том числе владельцев транспортных средств (ТС) весом менее 12 тонн, ввод системы действительно может означать повышение стоимости конечных продуктов за счет затрат грузоперевозчиков, однако его размер ничтожен – менее 0,1%. Подсчеты проведены на основе детального анализа влияния стоимости грузоперевозки на стоимость молока и муки.

Взамен они получают улучшение дорожной инфраструктуры и, соответственно, сокращение износа машин за счет улучшения качества дорог, повышение пропускной способности автомобильных дорог за счет переориентации грузов на другие виды транспорта и более рационального использования порожних транспортных средств.

Кроме того, есть и косвенный эффект, вызванный ужесточением контроля за перевозкой товаров, – снижается доля контрафактной продукции, в том числе спиртосодержащих продуктов.

Что дает «Платон» владельцам грузов и грузовиков

Минусы для владельцев грузов, которые перевозятся грузовиками, таковы: повышается цена перевозки грузов за счет затрат грузоперевозчиков на плату менее 5% (расчеты проведены на основе средней стоимости грузоперевозки в 35 руб./км).

Однако взамен они получают повышение прозрачности и качества услуг в сфере грузоперевозок. Причинами этого станут раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах перевозки груза (включая время и место нахождения ТС), подтверждение благонадежности грузоперевозчиков, использующих «Платон», сокращение времени доставки и рисков утраты грузов за счет повышения качества автомобильных дорог.

И, наконец, владельцы грузовиков и рядовые дальнобойщики – те самые, что собираются в пятницу протестовать, – разумеется, понесут дополнительные расходы на плату, которые также перекладываются в стоимость конечного продукта.

Однако взамен они получают прямой учет транспортного налога в услуге по перевозке, раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах движения ТС (включая время и место нахождения ТС), предоставление вычета из транспортного налога на сумму платы в «Платон», улучшение дорожной инфраструктуры в 40 городах и субъектах (ремонт, реконструкция и строительство аварийных участков дорог и мостов за счет доходов от «Платона»), сокращение износа ТС за счет улучшения качества дорог, повышение безопасности на дорогах за счет использования информации «Платона» при расследовании происшествий и противоправных действий, обеспечение внимания государства к сфере грузоперевозок в формате прямого диалога по теме «Платона», потенциал развития дополнительных услуг на основании информации системы (например, «умное» страхование КАСКО и другое).

Польза на федеральном уровне

Для государства выгоды также очевидны: создана единая информационная платформа для обеспечения развития транспортной системы РФ (включающая актуальную информацию о грузовых транспортных средствах свыше 12 тонн, их владельцах, маршрутах движения), собранная плата в счет возмещения вреда используется для целевого финансирования развития дорожной инфраструктуры, обеспечен автоматический контроль соблюдения правил СВП с последующей передачей информации о фактах нарушения в ГИБДД.

Кроме того, повышен уровень межведомственного взаимодействия в части предоставления и использования информации из «Платона», в том числе с ФНС, организована процедура контроля за иностранными грузоперевозчиками (регистрация в системе, сбор платы в счет возмещения вреда, контроль Ространснадзором соблюдения правил системы), созданы предпосылки для легализации в сфере грузоперевозок за счет создания равных условий для участников рынка и раскрытия информации.

Как считают эксперты, система позволяет регулировать транспортные потоки за счет переключения части грузов на железнодорожный и речной транспорт. Также на пользу государству пойдет и уже организованный прямой диалог с грузоперевозчиками по теме СВП «Платон» и грузоперевозок в целом. Заодно обеспечено и развитие отечественного рынка разработки ПО и специализированного оборудования СВП за счет исполнения стратегии импортозамещения при создании «Платона».

 #{bigimage=1070468}

Текст: Галина Кравченко

Вам может быть интересно

Ракета ВСУ стоимостью 2,5 млн долларов уничтожила пустые бочки в Бердянске
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?