Экономика

29 января 2016, 16:10

Польша и Россия потеряют сотни миллионов долларов из-за нового конфликта

Фото: Алексей Филиппов/ТАСС

С понедельника, 1 февраля, грузоперевозки между Россией и Польшей могут остановиться. Варшава срывает традиционные ежегодные переговоры по выдаче разрешений на перевозки и ставит ультиматум Москве. Польша недовольна, что Россия решила навести порядок и перекрыть польским перевозчикам доступ к незаконным схемам, которые стали у них крайне популярными.

Грузовые перевозки между Польшей и Россией находятся под угрозой остановки, заявляет российский Минтранс. Срок взаимных разрешений на проезд перевозчиков по своим территориям истекает 1 февраля 2016 года.

При закрытии границы всего на неделю убытки обеих сторон могут исчисляться уже сотнями миллионов долларов

Россия и Польша каждый год согласовывают количество бланков разрешений на въезд фур на свои территории, а также на транзит грузов. Плюс соглашение предусматривает обмен разрешениями для перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны. Однако соглашение на текущий год до сих пор не подписано.

Власти Польши отказываются выдвигать конкретные предложения по обмену договорами на 2016 год. Варшава недовольна новыми требованиями, которые Москва обозначила в сфере международных перевозок.

«Польская сторона отказывается давать конкретные предложения в части обмена разрешениями на текущий год в ответ на российские предложения, требуя в ультимативном порядке изменения по отношению к польским перевозчикам федерального закона № 362-ФЗ и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации», – сообщает Министерство транспорта России.

«Следует понимать, что отказ польской стороны от обмена разрешениями влечет автоматический запрет на въезд российского перевозчика на территорию Польши, а польского – на территорию России. Если сторонам не удастся договориться, то указанный запрет начнет действовать уже с 1 февраля 2016 года. Тогда перевозки грузов российскими и польскими перевозчиками между европейскими странами и Россией прекратятся», – пояснил газете ВЗГЛЯД генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозок Андрей Курушин.

Эта угроза сейчас крайне велика из-за неконструктивной позиции Польши, которая ко всему прочему некрасиво срывает переговоры. Так, рассказывает Курушин, первые намеченные переговоры в октябре 2015 года были отменены польской стороной, когда российская делегация уже прибыла в Варшаву. В итоге первый раунд переговоров прошел 21–22 декабря в Варшаве, но безрезультатно. Второй раунд состоялся 21 января 2015 года в Светлогорске, однако переговоры были прерваны польской стороной через два часа после начала, хотя должны были длиться два дня.

В среду, 27 января, Минтранс России получил письмо от замминистра инфраструктуры и строительства Польши, в котором «в очередной раз высказано неудовлетворение польской стороны» тем, что Россия ввела в свое законодательство новые требования в сфере регулирования автодорожных перевозок.

Минтранс РФ со своей стороны направил в Польшу очередное предложение по согласованию контингента разрешений. Кроме того, Минтранс предложил хотя бы продлить сроки действия предыдущего разрешения на 2015 год на две недели – до 15 февраля, чтобы было больше времени договориться без остановки грузоперевозок. Ответа из Варшавы пока нет.

Что же так раздражает Варшаву в принятом Россией федеральном законе № 362-ФЗ от 24.11.2014? Как объясняют в Ассоциации международных автомобильных перевозок, этот закон направлен на то, чтобы упорядочить контроль за международными автомобильными перевозками по российской территории, в том числе грузов из третьих стран, чтобы сделать конкуренцию честной и прозрачной.

Суть в том, что российские компании по большей части везут грузы не в саму Польшу, а используют польскую территорию для транзита в Италию, Германию, Нидерланды и Испанию. Точно так же европейские страны используют польский транзит для поставок товаров в Россию. Такие виды перевозок из/в третьи страны ограничиваются количеством выданных разрешений с обеих сторон. Однако польская сторона идет на ухищрения, чтобы увеличить транзит грузов в Россию из Европы через ее территорию: под видом польских грузов в Россию везут товары из других европейских стран.

«Новое законодательство устранило имевшиеся недостатки в российской нормативной базе, пользуясь которыми, недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих стран в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки», – рассказывает гендиректор АСМАП. В последние годы иностранные перевозчики, в том числе польские, в массовом порядке нарушают правила доставки грузов в Россию, используя различные ухищрения: переоформление документов, использование фиктивных товаросопроводительных накладных и другое.

«Особенно широкое распространение получила схема, используемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный из Польши. Товаросопроводительные документы при этом фальсифицируются. В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны», – рассказывают в АСМАП.

Эта схема позволяет возить больше грузов из Европы через Польшу, нежели закреплено в соглашении. «В результате российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке», – говорит Андрей Курушин. По его словам, польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%, на российских же перевозчиков приходится только 30%.

«Создается впечатление, что именно в сохранении этой неблагоприятной для российских перевозчиков ситуации, которая имела место до принятия федерального закона № 362-ФЗ, и заинтересована польская сторона, для чего ею принимаются беспрецедентные и опасные для транспорта и внешней торговли наших стран меры», – говорит гендиректор Ассоциации международных автомобильных перевозок.

Цель польской стороны – нарастить перевозки грузов в третьи страны и из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией. «Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов из/в третьи страны», – говорит Курушин.

Впрочем, от остановки грузоперевозок между Россией и Польшей пострадают в любом случае обе стороны.

Если посмотреть на товарооборот между Россией и Польшей, то станет понятно, что российские компании также очень заинтересованы в сохранении добрых отношений с польскими таможенными службами, говорит газете ВЗГЛЯД экс-министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. Так, товарооборот между Россией и Польшей можно оценить примерно в 20 млрд долларов в год, при этом на экспорт из России в Польшу приходится до 65% этой суммы. Оставшиеся 35% – это импорт из Польши в Россию. «Для Польши импорт в Россию несущественен в общем объеме внешнеэкономической деятельности, 90% которой приходится на страны Евросоюза. Тогда как убытки российских поставщиков составят за месяц несколько сотен миллионов долларов, если вопрос не будет урегулирован», – говорит Скрынник.

Однако Кирилл Яковенко из «Алор Брокер» считает, что при закрытии границы убытки обеих сторон могут исчисляться уже сотнями миллионов долларов всего на неделю. Ведь пострадает не только российская, но и европейская сторона. Польша не является ни отправителем, ни получателем основной части грузов, поэтому это чревато последствиями для европейских компаний, справедливо замечает Яковенко.

Кроме того, будет еще одна пострадавшая сторона – Белоруссия. «Несмотря на наличие у России и Польши общей сухопутной границы (Калининградская область), основная часть грузов идет транзитом через Белоруссию, таким образом уже в феврале в случае закрытия границы для российских грузовых компаний может наступить настоящий коллапс для всех участвующих сторон, в том числе и Белоруссии, которая получает доходы и за счет обеспечения этого транзита», – говорит Яковенко.

Альтернативного пути поставок при тех же затратах не существует: железнодорожные перевозки не смогут вместить нужный объем, аналогично с перевозками морем, отмечает Скрынник. Перераспределение транспортных потоков в пользу морского или речного путей приведет к росту расходов на логистику, сроков доставки и транспортировки, согласен Яковенко.

Учитывая потери с обеих сторон конфликта, эксперты считают, что сторонам все же придется прийти к соглашению, судя по всему, в экстренном порядке. Яковенко не исключает, что Польше все же удастся отстоять свои интересы в этом споре.

Международные автомобильные перевозчики России и Польши также не утратили надежду, что сторонам удастся договориться и коллапса не произойдет. «Надеемся, что здравый смысл возобладает над интересами ограниченного круга игроков на рынке перевозок, использующих незаконные схемы, и их лоббистов из польского транспортного ведомства», – говорит гендиректор АСМАП.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?