Экономика

15 января 2016, 17:52

Китай, Казахстан, Украина и Турция ведут "Шелковый путь" в обход России

Фото: Руслан Кривобок/РИА «Новости»

На фоне осложнения торговли с Россией Украина тестирует обходной пусть доставки своих товаров в Азию по так называемому Транскаспийскому маршруту. Это конкурент проекта «Шелкового пути» из Китая в Европу через Россию, причем его активно реализуют два российских партнера – КНР и Казахстан вместе с Грузией, Азербайджаном и Турцией. Астане уже приходится оправдываться за свое «предательство».

В пятницу Украина запустила первый экспериментальный рейс из Ильичесвского морского порта через Грузию, Азербайджан, Казахстан в Китай по так называемому Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Транскаспийский маршрут возник не из-за проблем между Россией и Украиной и Россией и Турцией, он возник на проблемах между Россией и Китаем

«Он станет новым направлением «Шелкового пути» и альтернативой доставки грузов с Украины на эти рынки в обход территории России», – заявил украинский премьер Арсений Яценюк.

Для Украины сообщение с Китаем через Россию было бы выгоднее, если бы сохранилась зона свободной торговли (с 1 января 2016 года ЗТС между РФ и Украиной больше не действует). В условиях же новых экономических отношений Украины с Россией для Киева восточный «Шелковый путь» может оказаться также вполне выгодным, но только при условии, что на маршруте будут установлены специальные таможенные режимы, считает председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Цена вопроса пока неизвестна.

Кроме того, заменить российский рынок сбыта китайским по всем категориям товаров Украина не сможет. Хотя развитие торговли именно с Азией в последние годы набирает обороты. 

Прошлый год показал, что главным торговым партнером Украины оставалась Россия, а на втором месте во внешнеторговом обороте стоял Китай, и только потом шли Германия, Польша и Турция. Евроинтеграция не помогла украинским товарам прорваться на европейский рынок. Расширение торговли наблюдалось не с Европой, а с Азией. Именно поэтому Киев так заинтересован в налаживании логистики поставок в КНР. 

Казахстан оправдывается за участие

#{smallinfographicleft=741102}Обходной маршрут поддерживают два партнера России – Казахстан и Китай. С Астаной у Москвы давние и тесные экономические связи, а об углублении связей с Китаем никогда так много не говорили, как в последние два года.

Казахстан, член Евразийского экономического союза, вынужден теперь оправдываться за свой интерес к Транскаспийскому маршруту. Проработка нового маршрута доставки грузов из Китая в Европу не связана с поиском транспортных путей в обход России, заверил в пятницу первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев.

«Вопрос не в том, что ряд стран собрались и ведут непонятную политику в отношении России в связи с тем, что она разорвала отношения в части зоны свободной торговли с Украиной. Абсолютно нет», – уверяет Сагинтаев.

Подготовка нового транспортного маршрута велась давно, и он уже был проверен на практике. «Мы еще в прошлом году в тестовом режиме запустили первый контейнерный поезд», – объясняет он.

Казахстан имеет свой терминал в китайском тихоокеанском порту Ляньюнган, поэтому республика разрабатывает различные пути доставки грузов из этого порта в Европу, чтобы зарабатывать на транзите, поясняет Сагинтаев.

Таким образом, Астана призывает не рассматривать новый маршрут доставки грузов в обход России как политическое «предательство», а видеть в этом чисто деловой подход страны к своему географическому положению. 

«Шелковый путь» в обход России

Идея создания Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в котором участвуют два российских партнера – Казахстан и Китай, действительно появилась задолго до госпереворота на Украине, сбитого Турцией российского военного самолета и геополитического противостояния России и Запада. Еще в октябре 2013 года был создан координационный совет. Но за последние два года этот проект начал приобретать реальные очертания.

В августе из Китая в Бакинский морской торговый порт прибыл первый контейнерный поезд по ТМТМ. 82 контейнера с каустической содой и 41 платформа отбыли из китайской провинции Шихэцзы 28 июля и прибыли в Баку уже 3 августа. Если раньше грузы из Китая в Баку шли через иранский порт Бендер-Аббас и грузинский Поти за 25–40 дней, то по Транскаспийскому коридору грузы можно доставлять за шесть–семь дней.

30 ноября 2015 года в Стамбуле состоялась презентация возможностей и перспектив развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Китай – Турция – Европа. После чего пристальное внимание на маршрут обратила Украина.

Накануне в Баку Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Единую тарифную сетку обещают разработать к середине февраля. Аналогичный двусторонний протокол подписали также отдельно Азербайджан и Грузия.

Все страны-участницы, а теперь и Украина, в восторженных тонах оценивают перспективы нового маршрута. По данным «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. Потенциал маршрута: до 2020 года по ТМТМ планируется перевезти порядка 300–400 тысяч контейнеров, что может обеспечить только одному Азербайджану доходы от транзитных перевозок в 600–700 млн долларов. По мере роста перевозок этот маршрут может в перспективе давать стране и 1 млрд долларов от транзита, посчитали в Азербайджане.

При этом доходы от транзита получат все страны – участницы проекта: Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция. А Китай, в свою очередь, получает более дешевый и быстрый путь доставки своего экспорта в Европу, чем текущий. Операторы проекта – «Азербайджанские железные дороги», «Казахстанские железные дороги», «Железные дороги Китая», «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и «Бакинский международный морской торговый порт».

Последствия для России

Транскаспийский маршрут может стать конкурентом разрабатываемого Китаем и Россией собственного «Шелкового пути» в Европу. Почему же Китай поддерживает альтернативный Транскаспийский маршрут в обход России?

Как считает Артем Деев из AMarkets, Китай не хочет подвергать себя рискам сокращения торговых потоков из-за геополитической обстановки, сложившейся вокруг российского партнера и разрыва торговых отношений с Украиной и Турцией. Ведь КНР живет исключительно на доходы от экспорта товара, и Пекин во всем придерживается принципа получения максимальной выгоды, прежде всего для себя, поддерживая нейтралитет в любых экономических и политических конфликтах, добавляет он.

Впрочем, Андриевский считает, что Транскаспийский маршрут возник не из-за проблем между Россией и Украиной и Россией и Турцией, он возник на проблемах между Россией и Китаем. «Маршрут из КНР в ЕС через Россию более практичен, чем новый восточный «Шелковый путь». Однако переговоры Москвы и Пекина по данному вопросу серьезно затянулись, что и стало предпосылкой для более быстрой реализации восточного варианта маршрута. Естественно, что от этого выиграли все транзитные страны, участвующие в этом масштабном инфраструктурном проекте», – говорит эксперт.

Сейчас ни Транссиб, ни отечественная транспортная инфраструктура, ни таможенные терминалы не рассчитаны на рост нагрузки и требуют колоссальных инвестиций, текущий маршрут через Россию из Азии в Европу и так работает на пике своих возможностей, говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».

Однако нельзя ставить крест на «Шелковом пути» через Россию. Вариант маршрута через Россию и Белоруссию с одной таможенной зоной без перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой (как в случае с восточным маршрутом) будет более выгодным, уверен Иван Андриевский. Именно поэтому проект «Шелкового пути» через Россию останется приоритетным для КНР, уверен он. «Вопрос в создании инфраструктуры для этого транзитного маршрута и в ее цене. Если по данному пункту стороны придут к консенсусу, то проект будет реализован», – считает Андриевский.

К тому же пока рано судить о выгодности нового восточного маршрута. «Транскаспийский маршрут является альтернативой, но никак не заменой существующим маршрутам. Более того, сейчас еще не ясно, каким он будет в окончательном варианте и будет ли этот маршрут действовать вообще. Китай традиционно выбирает наиболее выгодные для себя решения. Если Транскаспийский маршрут окажется затратнее транзита через Россию, то никакого смысла развивать его не будет», – говорит Яковенко. 

Оправдаются ли прогнозы Азербайджана по поводу потенциала развития грузооборота по Транскаспийскому маршруту, покажет статистика по его загруженности. Об эффективности нового пути можно будет судить только через год–два, считает Андриевский.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВС России освободили Новобахмутовку в ДНР
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

В Авдеевке обнаружили захоронения мирных жителей со следами пыток

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Эксперт Бундесвера: Путин верно предсказал усталость Запада от Украины

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Солиста «Коррозии металла» Троицкого привезли в суд

Солиста группы «Коррозия металла» Сергея Троицкого доставили в Нижегородский районный суд, где будет решаться вопрос о наказании за демонстрацию нацистской символики.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Украинского студента МГУ арестовали за поддержку ВСУ

Суды в Москве назначили 46 суток административного ареста студенту факультета фундаментальной медицины МГУ, гражданину Украины Сергею Гулько, который публиковал проукраинские лозунги и оказал сопротивление полиции.

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Нигде в мире юбилей философа Канта не отмечается с таким размахом, как в России. Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?