Британская нефтегазовая компания JKX Oil & Gas, совладельцем которой является украинский миллиардер и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, инициировала арбитражное разбирательство против правительства Украины.
Украинское правительство своими действиями отпугивает даже собственных украинских инвесторов, которые пришли в страну до Майдана
JKX владеет на Украине «Полтавской газонефтяной компанией», ей принадлежат четыре лицензии на разработку месторождений Игнатовское, Молчановское, Ново-Николаевское и Руденковское в Полтавской области. Помимо Украины, компания также владеет активами в Венгрии и Словакии.
JKX Oil & Gas обвиняет Киев в нарушении договора к Энергетической хартии и двусторонних соглашений о защите инвестиций, заключенных Украиной с Великобританией и Нидерландами.
Как указывает компания, JKX добивается компенсации 180 млн долларов за потери, которые она понесла из-за нарушений Украиной этих договоров. В частности, в них Украина гарантировала «справедливые и равные» условия для инвестиций JKX, однако на деле не выполнила эти обязательства.
Эти договоры защищали иностранные компании от роста налоговой нагрузки, различных ограничений и изменений правил игры на нефтегазовом рынке Украины. Однако Украина отказалась обеспечить гарантии справедливого режима, когда в прошлом году повысила рентную плату за пользование недрами для добычи нефти и газа из залежей глубиной до пяти километров с 28% до 55%. До этого в августе Верховная рада увеличила ренту на нефть с 39% до 45%.
Причем по этому вопросу уже были разбирательства в Торговой палате Стокгольма. И 14 января 2015 года арбитр вынес решение о том, что рентная плата для компании должна быть не выше 28%. Однако украинское правительство проигнорировало это решение, хотя должно было исполнить. JKX требует выполнить предписание Торговой палаты Стокгольма.
Известно, что с наполняемостью бюджета у Украины большие проблемы, учитывая продолжающееся падение ВВП, высокие траты на войну, увеличение расходов на армию и оборону. Даже беспрецедентное урезание социальных обязательств и рост налоговой нагрузки на население, в том числе рост тарифов ЖКХ, не спасают бюджет от проблем с дефицитом. Поэтому в прошлом году украинские власти стали увеличивать налоговую нагрузку как для бизнеса, так и для населения (военный налог даже с пенсионеров берут).
Что касается нефтегазовых компаний, то, как объяснял премьер-министр Арсений Яценюк, им «необходимо делиться с государством». Причем он надеялся, что компании будут «с удовольствием платить» новые налоги. В августе правительство подсчитывало, что увеличение ренты на добычу энергоресурсов может принести в бюджет страны дополнительные средства в более чем 4 млрд гривен.
Однако в реальности закручивание гаек для бизнеса привело лишь к тому, что инвесторы хотят сбежать с Украины, пока не поздно. Британская компания Коломойского в начале года уже объявила о том, что намерена отказаться от инвестиций в Украину по этой причине.
Компенсация в 180 млн долларов, которой требует JKX, – это те деньги, которые она внесла в бюджет Украины с 2011 года в виде ренты, надеясь развивать дальше бизнес по добыче нефти и газа и окупить вложенные инвестиции. Однако новые правила игры, навязанные Киевом в обход всех международных договоров, ставят крест на бизнес-плане компании и возможности в будущем вернуть вложения и получать прибыль на украинском рынке. «Текущая ставка НДПИ ставит под угрозу реализацию прежних планов компании, выводя бизнес из зоны рентабельности. Коломойский хочет вернуть эти 180 млн долларов, поскольку в подобных условиях инвестиция была абсолютно не оправдана», – говорит Артем Деев из ФК AForex.
Эксперты уверены, что шансы у компании Коломойского выиграть иск к правительству Украины очень высокие. «Аргументы компании Коломойского, скорее всего, будут сильнее в суде, чем аргументы правительства Украины, поскольку правительство Украины действительно нарушило соглашения, а тем более не исполнило решение арбитра Торговой палаты Стокгольма по этому же вопросу (не снизили ренту с 55% до 28%), хотя обязано было его исполнить», – говорит Сергей Литвиненко, адвокат компании «Деловой фарватер». Предметом спора является явное нарушение Украиной налоговых договоренностей, соглашается Деев.
Однако Литвиненко считает наиболее вероятным, что суд все же уменьшит требуемую компанией сумму, а именно присудит сумму компенсаций за тот период, когда была повышена рента, а не с 2011 года. Впрочем, даже если Коломойскому удастся добиться позитивного решения по иску, то надо понимать, что получить реальные деньги от правительства Украины будет не так-то просто, ведь украинская казна пуста.
«Поэтому есть подозрения, что в этом иске больше политической подоплеки, чем собственно финансовой. Структуры Коломойского уже говорили о том, что больше не хотят вести бизнес на территории Украины, в том числе из-за ужесточения финансового бремени и осложнения кредитной составляющей. Частным нефтегазовым компаниям, как и любому другому бизнесу, не принадлежащему властям Украины, сейчас очень сложно работать, ведь пока все действия правительства нацелены на выжимание финансов у таких структур», – говорит Анна Кокорева из «Альпари».
JKX и другие частные нефтегазовые компании уже не раз высказывали свое недовольство действиями украинских властей. Их возмутило не только резкое поднятие налогов, но и административные ограничения по газу в ручном режиме. Так, в ноябре прошлого года украинское правительство своим постановлением обязало 90 наиболее крупных промышленных потребителей газа закупать голубое топливо до марта 2015 года только у государственного Нафтогаза. Для многих компаний это означает снижение добычи газа на Украине. JKX совместно с другими шестью частными газодобывающими компаниями в начале декабря уже оспорило это постановление в Окружном административном суде Киева. Причем суд встал на их сторону, отменив это украинское постановление.
Но вот от повышения налогов Киев решил не отказываться, ведь надо на что-то вести войну в Донбассе, особенно учитывая отказ МВФ от программы кредитования stand-by.
Новые правила игры уже привели к тому, что добыча собственного газа на Украине начала падать. В 2014 году она снизилась на 4,7%, до 10,5 млрд кубометров, причем падение началось именно после ужесточения властями условий работы на рынке. При этом Киев продолжает говорить об освобождении от зависимости от российского газа, которая происходит лишь за счет жесточайшей экономии в потреблении (из-за чего страдает население) и увеличения реверсных поставок из Европы. Тогда как наращивание собственной добычи – вот что действительно может снизить зависимость Украины в целом от импорта и сократить расходы государства (особенно учитывая девальвацию гривны, что сделало импортный газ еще более дорогим удовольствием).
Украинское же правительство своими действиями отпугивает даже собственных украинских инвесторов, которые пришли в страну до Майдана. Расчет на новых не оправдался и вряд ли оправдается в этом году: в 2014 году приток прямых зарубежных инвестиций на Украину составил всего 413 млн долларов, что в десять раз меньше, чем было в 2013 году, до Майдана. Сальдо портфельных инвестиций стало отрицательным, хотя год назад было положительным.
И, как писала газета ВЗГЛЯД, все это является следствием выполнения украинскими властями плана по «спасению» экономики страны, навязанного Международным валютным фондом в обмен на денежные кредиты.