Доллар и нефть – главные действующие лица 2015 года
Этот год прошел под знаком укрепления американской валюты и снижения нефтяных котировок. Индекс доллара повысился за прошедший год на 9%, а цены на нефть упали в два раза. В целом за год цена на баррель Brent варьировалась от 67 до текущих 36 долларов, 11-летнего минимума.
Прошедший год запомнится новой волной валютных войн, которая разлилась по всему миру
Одна из главных причин доминирования доллара и падения цен на нефть – в решении ФРС США повысить в этом году процентную ставку. На нефть также продолжали давить фундаментальные факторы: спрос стагнирует, тогда как никто из крупнейших игроков не готов снижать добычу, дабы не уступить свою долю рынка конкуренту.
Кроме того, прошедший год запомнится новой волной валютных войн. С одной стороны, продолжилось обесценивание сырьевых валют, с другой, США и Китай запустили волну девальвации валют стран, ориентированных на экспорт.
Началось все с того, что КНР в августе провела самую масштабную за два десятилетия девальвацию юаня, за кулисами которой стояли опять-таки ФРС и крепкий доллар. Китай – крупнейший экспортер, а Штаты – крупнейший покупатель китайских товаров. Шесть лет ФРС накачивала мировую экономику долларами, проведя три программы количественного смягчения. Большая часть утекла на китайский рынок. Как только печатный станок остановился, началось замедление роста китайского экспорта и экономики. Чтобы помочь экономике, КНР вынуждена была девальвировать юань. Этому пути последовали и другие экономики, ориентированные на экспорт.
Так, канадский доллар просел на 16,3%, австралийский – на 11,0%, новозеландский – на 14,8%, сингапурский – на 6,2%. «Удешевление валют оказалось одним из немногих действенных инструментов стабилизации торгового и платежного балансов для этих стран», – отмечает руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Николай Ивченко.
Рубль в 2015 году сумел показать относительную устойчивость. Нефть упала в два раза, но российская валюта ослабла только на 15,2%, тогда как казахстанский тенге – на 68,4%, белорусский рубль – на 52,7%. Минску и Астане надо было выровнять торговые балансы с Россией. Плюс на казахстанскую экономику давят ослабление китайского юаня и падение цен на нефть.
Украинская гривна только за 2015 год просела на 32,8%, а за два года – почти на 200%. Это рекордный показатель в Европе и СНГ.
Не выдержала натиска доллара и европейская валюта. За год она ослабла на 10,7% и спровоцировала девальвацию большинства валют стран еврозоны. Даже британский фунт подешевел на 3,4%. Больше всех просела норвежская крона – на 15,8%, но тут еще сыграл фактор падения цен на нефть.
Российская экономика
Сырьевая российская экономика весь год старалась подстроиться под новые реалии мировых цен на нефть. И к четвертому кварталу ей это почти удалось. Первые признаки того, что российская экономика нащупала хрупкое «дно», появились еще летом, когда от месяца к месяцу динамика ВВП была близка к нулю. То есть падение остановилось.
#{smallinfographicleft=752096}А в сентябре – октябре ВВП даже прирос на 0,1–0,3% к предыдущему месяцу. Объемы промышленного производства прекратили падать весной, а в сентябре – октябре был зафиксирован небольшой рост. Дальний Восток, к примеру, показал рост на 3,1%. Сельское хозяйство изначально оказалось в лучшем положении благодаря контрсанкциям, и в этом году ожидается рост отрасли на 3%. Немаловажно, что замедлился отток капитала. Если в 2014 году он составил 153 млрд долларов, то в этом году будет не более 60 млрд долларов.
Все говорило о том, что российская экономика начала постепенный выход из рецессии, и можно было ожидать ее роста если не в конце этого года, то в начале-середине 2016-го.
Однако предварительные данные за ноябрь показали снижение экономической активности. «Индекс ВВП с исключением сезонности составил -0,3% к предыдущему месяцу», – говорится в мониторинге Минэкономразвития. В итоге в ноябре падение ВВП России ускорилось до 4%. Если в период с января по октябрь снижение ВВП составляло 3,8%, то с января по ноябрь оно выросло до 4%. Более того, в ноябре все основные индикаторы показали отрицательную динамику. Так, промышленное производство после нескольких месяцев слабого роста снизилось на 0,6%, спад в сельском хозяйстве составил 0,9%, в строительстве – 0,2%.
Сработали процессы, которые затормозили процесс восстановления российской экономики. Едва она подстроилась под цены на нефть в 50 долларов, как произошел новый обвал – ниже 40. «В случае реализации сценария резкого падения цены на нефть до 30 долларов даже на несколько дней или недель выход из рецессии затянется как минимум еще на один квартал», – говорит Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».
Главное, что показал 2015 год: российская экономика может быть устойчивой и при низких ценах на нефть. Резервного фонда и Фонда национального благосостояния хватит до начала 2019 года при сохранении текущего уровня трат, посчитал Центробанк. На 1 декабря резервы составляли порядка 130 млрд долларов.
Если заложенная в бюджет на 2016 года цена на нефть в 50 долларов за баррель по году окажется ниже, то у России будет несколько путей. Либо тратить больше резервов, либо урезать расходы бюджета, либо нарастить заимствования, увеличить налоговую нагрузку и активизировать приватизацию. Революционный вариант – резко сменить экономическую политику с либеральной на антилиберальную, о которой не раз говорил советник президента Сергей Глазьев.
Крымские испытания
Для Крыма 2015 год также стал годом испытаний, которые в конечном счете только ускорили экономическое воссоединение полуострова с материковой Россией.
Украина перекрывала Крыму все, что только могла. Сначала воду, потом железную дорогу, потом автомобильное сообщение. В итоге торговая блокада полуострова Украиной заставила Крым полностью отказаться от того небольшого, по сути, объема украинских продуктов и товаров, которые еще экспортировались. Одновременно с этим оптимизировались пути и схемы доставки необходимой продукции из России. Это также стало стимулом для наращивания объемов собственного производства, в первую очередь овощей и фруктов.
Энергетическая блокада Украиной Крыма (22 ноября были подорваны все четыре ЛЭП, питающие полуостров) еще больше сплотила крымчан и заставила власти поторопиться с вводом в строй энергомоста из Краснодарского края. Первые две линии запустили раньше срока (2 и 15 декабря вместо 20 декабря), что уже существенно облегчило ситуацию со светом в регионе. Еще две линии энергомоста (вторая очередь) планируют ввести также раньше начальных сроков – весной, а не летом.
Сначала украинские власти дистанцировались от преступников, которые подорвали ЛЭП, однако никаких сомнений в том, что эта диверсия была санкционирована Киевом, не осталось после того, как он официально объявил об энергоблокаде полуострова.
Перед Новым годом ситуация в регионе стабилизовалась, однако еще четыре–пять месяцев жителям и промышленным предприятиям Крыма все же придется экономно расходовать электроэнергию, заявил в конце года глава республики Сергей Аксенов. Полную энергонезависимость полуостров получит после запуска второй очереди энергомоста, когда переток мощностей из России увеличится с нынешних 400 МВт до 800–840 МВт.
Вместе с тем даже энергетическиф кризис не смог помешать Крыму стать новым излюбленным туристическим направлением. В рейтинге привлекательности для отдыха Крым занял четвертую позицию после Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга.
#{smallinfographicright=757822}В этом году на полуострове отдохнуло более 4,4 млн туристов, что на четверть больше, чем годом ранее. И хотя это пока меньше, чем когда Крым находился в составе Украины (5,9 млн в 2013 году), крымчане рады качественным изменениям туристов. Российские отдыхающие тратят куда больше денег, так как в среднем богаче украинцев. Их интересует не только пляжный неорганизованный отдых, но также экскурсии и история.
Больным вопросом пока остается также транспортная доступность. Проблемы с паромной переправой через Керченский пролив решили, аэропорт в Симферополе расширили, число рейсов нарастили. Однако для настоящего экономического бума Крыму не хватает Керченского моста. В 2015 году дан старт реализации этого сложнейшего инженерного и строительного проекта. Первыми появятся три рабочих мостовых перехода.
Этот мост должен открыть перед регионом совершенно новые экономические перспективы, начиная с роста объемов грузов и пассажиров (власти обещают восстановить турпоток советского времени в 8 млн человек в год) и заканчивая круглогодичным прямым сообщением с российским материком.
Украинский финиш
Прошедший год ознаменовался окончательным разрывом экономических и торговых связей Украины и России. Договориться о таможенных границах в связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года ассоциации Украины с ЕС, куда входит зона свободной торговли, так и не удалось. Это автоматически лишает Украину таможенных льгот в торговле с Россией. Если раньше торговля с Украиной шла по льготному режиму, теперь она будет вестись на таких же условиях, как со всеми прочими членами ВТО, в том числе и с ЕС.
#{smallinfographicleft=739973}Также с нового года Россия распространяет на Украину продуктовое эмбарго, учитывая, что Киев еще летом присоединился к западным санкциям.
Украина в свою очередь пригрозила новыми санкциями. Хотя, понятно, с экономической точки зрения симметрично ответить ей попросту нечем. Даже если Украина введет пошлины на российские товары, вряд ли она решится поднять их на ввоз энергетического сырья из России. А это главная статья российского экспорта в страну (более 60% в структуре экспорта России на Украину).
Для Украины разрыв торговых отношений с Россией намного болезненней, чем для РФ. По данным Украинского аналитического центра, по итогам девяти месяцев 2015 года Россия занимает долю в 16,4% во внешнеторговом обороте Украины. Несмотря на уже действующие торговые ограничения, Россия остается крупнейшим торговым партнером для Украины. А вот для России украинский рынок потерял свое значение. Доля Украины во внешнеторговом обороте РФ за девять месяцев 2015 года составила всего 2,7%. Украина для России – аж на 12-м месте по значимости.
Решать вопрос долга в 3 млрд долларов перед Россией Украина отказалась, введя мораторий на его оплату, что означает суверенный дефолт. Заодно Киев отказал в выплате 500 млн долларов, которые должны российскому Сбербанку госхолдинг «Укравтодор» и КБ «Южное». Киев, по сути, признал эти предприятия банкротами.
Россия, конечно, будет добиваться справедливости в суде. Российские власти оценивают шансы выиграть в суде в 100%. Москва сможет апеллировать к признанию МВФ этого долга как суверенного.
#{ussr}Киев между тем выразил желание начать переговоры по реструктуризации долга, но к единому мнению сторонам прийти будет сложно. Киев требует списать 20% долга и отсрочить выплаты по оставшейся части на четыре года. Россия же предлагала отсрочку оплаты на три года – по 1 млрд долларов в 2016–2018 годах под гарантии от США, ЕС или МВФ.
Если спор будет решен в суде, Россия получит моральное удовлетворение от признания своей правоты, но не факт, что сумеет быстро вернуть свои 3 млрд долларов. Украина, ссылаясь на свою плохую экономическую ситуацию, может долгие годы тянуть с оплатой даже после решения суда.
Наконец, в конце октября Украина закрыла свое воздушное пространство для российских авиакомпаний и получила от России симметричный ответ. Через месяц, в конце ноября, Киев пошел дальше и «ответил на ответ» – запретил любые транзитные полеты через свою территорию.
Как и в ситуации с торговыми санкциями, украинское руководство придерживается абсурдной логики: Киев может предпринимать любые действия, вредящие России и ее компаниям, тогда как Москва отвечать права не имеет.
Турецкая неожиданность
Сбитый Турцией российский Су-24 полностью перекроил экономические отношения двух стран, которые за последние 15 лет совершили качественный скачок вперед. Достаточно сказать, что Турция в 2014 году не присоединилась к санкциям Запада против России и подхватила идею проекта «Турецкий поток» после того, как ЕК вынудила заморозить «Южный поток». Оба эти решения сулили Анкаре огромные выгоды. Например, Турция смогла в четыре раза нарастить собственные поставки мяса птицы и морепродуктов в Россию, а новая газовая труба обещала не только новые доходы от транзита российского газа в Европу, но и давала гарантии обеспеченности турецкого населения недорогим топливом на долгие годы вперед.
#{smallinfographicleft=783899}Однако после инцидента с бомбардировщиком все изменилось. Россия ответила жесткими экономическими санкциями против Турции. Первая часть санкций была введена немедленно с запрета полетов в Турцию и продуктового эмбарго. А с 1 января приостанавливается действие безвизового режима с Турцией, отменяются чартерные рейсы и вступают в силу ограничения привлечения турецких граждан на работу в РФ.
На втором этапе экономические санкции будут расширены и уточнены. Например, Минпромторг настаивает на том, чтобы запретить 70–80% импортных товаров легкой промышленности из Турции, чтобы поддержать отечественных производителей одежды и обуви.
Однако правительство подходит к санкциям аккуратно: ответ должен быть, но не во вред самой российской экономике. К примеру, запрет на турецких работников не распространили на 53 российских компании, учтя интересы регионов, где работают эти фирмы. Или под продуктовое эмбарго не попали, например, турецкие орехи, а это значительная доля турецкого экспорта в РФ.
Убытки Турции от экономических санкций России и так будут существенными. Они оцениваются минимум в 20 млрд долларов, или 3% ВВП страны. Из них 6 млрд долларов – это потери от экспорта в Россию, 7 млрд долларов – от ухода российских туристов, и 6 млрд – от челночной торговли, подсчитывал глава Торгово-промышленной палаты Антальи Четин Осман Будак.
#{smallinfographicright=780808}Но это только прямой ущерб. Много Турция потеряет от нереализованных и сулящих выгоду в будущем российско-турецких проектов. Что означает для страны потеря всего одного проекта – АЭС «Аккую», реализацию которого Россия полностью взвалила на свои плечи? Турки так и не получат дешевую электроэнергию взамен генерируемой на газовых ТЭС. Более того, учитывая растущий спрос на энергетические ресурсы, Анкаре придется с каждым годом импортировать все больше и больше газа. Причем более дорогого газа, чем предлагал Газпром. А реализацию «Турецкого потока» Москва приостановила. Точнее, Россия отказалась и дальше торговаться с Анкарой и давать поблажки.
Серьезно ответить Москве Анкара не может. Потому что главное, что Турция покупает в России, – это энергоресурсы. А здесь любые ограничения могут быть смертельно опасными для самой Анкары.
Политизация энергетических проектов зашкаливает
На фоне геополитического конфликта газовые интересы России стали одной из главных точек противоборства. Запад находит те или иные причины помешать прямым поставкам российского газа в Европу в будущем, что хорошо видно по ситуации с газопроводами России в Европу. В прошлом году России пришлось отказаться от строительства «Южного потока» из-за натянутой позиции Еврокомиссии, которая надавила на Болгарию. Россия быстро нашла выход в виде «Турецкого потока». И в первом полугодии 2015 года казалось, что ничто уже не может помешать строительству газопровода. Пока в Турции не начался политический кризис, приведший к крайне агрессивному поведению Анкары.
Брюссель все время выступает за деполитизацию энергетики, но сам же ее и политизирует
Еще до сбитого Турцией самолета Россия решила перенести половину «Турецкого потока» на две новые нитки «Северного потока – 2». И этот проект поддержала Европа, точнее, Западная Европа. Газпром подписал меморандум с голландско-британской Shell, немецкой E.On, австрийской OMV и французской ENGIE. Причем европейский консорциум получил паритетную с Газпромом долю в этом проекте – 50%. У западного бизнеса не было сомнений, что «Северный поток – 2» получит одобрение ЕК, в отличие от «Южного потока», потому что уж он точно удовлетворял требованиям Третьего энергопакета ЕС. К тому же после «Северного потока» вставлять палки в трубы «Северного потока – 2» было бы как минимум странно. У Еврокомиссии не было шансов с правовой точки зрения воспрепятствовать строительству этой трубы.
Однако и на этот раз в Европе придумали, как можно было бы аргументировать запрет трубопровода. Чисто коммерческий проект снова был переведен в политическую плоскость, на этот раз прямым текстом. Сначала США впервые откровенно выступили против «Северного потока – 2». Госдеп практически дословно повторил ту же риторику, что и Украина. Мол, введение в строй этой трубы остановит экспорт газа через Украину, лишив ее ежегодных доходов в 2,2 млрд долларов.
Затем и канцлер Германии Ангела Меркель повторила риторику США и Украины: из-за реализации проекта «Северный поток – 2» Украина не должна потерять свою роль страны – транзитера газа. «Это чисто политическое решение», – заявила Меркель. «Брюссель все время выступает за деполитизацию энергетики, но сам же ее и политизирует», – отмечают эксперты Фонда национальной энергетической безопасности. Германия попала в ловушку: ей самой как никому другому «Северный поток – 2» крайне выгоден, но США против. Решение по проекту будет принято уже в 2016 году.
В любом случае две нитки «Северного потока» забирают на себя только половину изначальных мощностей «Турецкого потока». Остается нерешенным вопрос доставки газа без транзита через Украину в Турцию, Болгарию, Грецию и на Балканы. Украина продолжает доказывать, что иметь дело по транзиту с ней крайне опасно.
«Возможно, будет принято решение о возобновлении проекта «Южный поток», но уже в его ограниченном варианте. Можно назвать South Stream Light. То есть построена будет одна труба до Болгарии, а дальше уже газ будет распределяться через Болгарию в Турцию и Грецию, возможно, на Балканы. А строительство, естественно, большой трубы до Баумгартена или ответвления в Италию – эти темы реализованы не будут», – считают во ФНЭБ.
Туристический коллапс
Уходящий 2015 год стал во многом знаковым и для российского туризма. По разным объективным причинам России в этом году пришлось остановить полеты сразу в три страны – в Египет, Турцию и на Украину.
Впрочем, закрытие украинского неба для туристической отрасли значения не имеет. Киев спровоцировал проблемы больше для своих же граждан и для своего бизнеса. Из 700 тыс. пассажиров на российско-украинском направлении 80% – это граждане Украины. Удар по украинской авиации нанесен катастрофичный по своим последствиям.
И так убыточные «Международные авиалинии Украины» потеряют за год 35,6 млн долларов (768 млн гривен). Перевозчик может и не пережить следующий год. А это крупнейшая авиакомпания в стране. Более мелкая «Днеправиа», которая ждет снижения доходов на треть от авиасанкций, может еще быстрее стать банкротом. Сотни миллионов долларов потеряют украинские аэропорты и компании, обслуживающие воздушное движение по территории Украины.
Для Египта и Турции запрет на полеты российских граждан – это потеря миллиардов долларов доходов от туризма, которые для обеих стран были существенным подспорьем в экономике. Так, по данным на 2014 год, доходы Египта от туризма составили 7,3 млрд долларов, и почти 2,5 млрд из них принесли именно российские туристы (3,1 млн человек). А 4,4 млн россиян, отдохнувших в Турции в 2014 году, принесли стране 3,6 млрд долларов (при общем доходе от туризма в 34,3 млрд долларов).
С другой стороны, российская туристическая отрасль также оказалась на грани краха. Еще в прошлом году они били тревогу, потому что снижался турпоток из-за девальвации рубля и снижения платежеспособности россиян. В этом году тенденция продолжилась. Причем если в прошлом году турпоток упал только на 5%, то в этом – сразу на треть (еще до запретов полетов). Серьезный удар по туроператорам нанесло банкротство Трансаэро, которая занимала до 40% рынка выездного туризма. Вкупе с отказом от Турции и Египта, которые были самыми популярными направлениями для отдыха среди россиян, российские туроператоры ожидают падения половины выручки.
При этом шансы на восстановление полетов в Египет пока выше, чем в Турцию, которая исправлять свои ошибки не спешит. Открытия полетов в Египет эксперты ждут в марте.
Полностью заменить другими направлениями турецкое и египетское вряд ли получится. Однако в такой ситуации появился неплохой шанс для развития внутреннего туризма. На это особенно надеются на Красной Поляне, в Краснодарском крае и в Крыму. Главное, чтобы российские курорты не стали взвинчивать цены выше инфляции, иначе слабый спрос им будет обеспечен. Уже сейчас многие россияне сокращают частоту и продолжительность своего отдыха, предпочитая оставаться дома.