Около сотни горняков шахты № 1 «Нововолынская» (северо-запад Украины), как и предупреждали ранее, перекрыли трассу Ковель – Львов в районе моста через реку Западный Буг. «Через каждые 15 минут пропускают пожарные и скорые. Другая группа горняков уже готовится ехать в Киев», – рассказал на своей странице в Facebook* председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Киев пошел на частичное выполнение требований ДНР ради того, чтобы республика возобновила поставки угля
Вечером горняки намерены пикетировать администрацию президента в Киеве. Если по итогам совещания в минэнергоугля во вторник не удастся добиться выплаты зарплат, то шахтеры объявят голодовку перед администрацией президента Украины, уверил Волынец.
Шахтеры пытаются всеми способами привлечь внимание властей, показывая, до какого отчаянного состояния их довели. Причина банальна – им не платят зарплату. Долг по зарплате только перед горняками шахты № 1 «Нововолынская» составляет 14,5 млн гривен (около 687 тыс. долларов), рассказал Михаил Волынец.
Это далеко не первая подобная забастовка. Горняки, работающие на украинских госшахтах, начали забастовки еще в конце 2014 года. В этом году уже бастовали сотрудники шахт «Селидовуголь», «Стаханова», «Красноармейскуголь». Весной начались забастовки на Западной Украине, на шахтах «Нововолынская-9», «Волыньуголь» и «Львовуголь», которые оказались на грани закрытия.
В конце августа шахтеры в донецких городах, подконтрольных Киеву, решили продолжить забастовку, в частности пикетировали шахтеры «Селидовуголь», потому что опять не платили полтора месяца. Подобная ситуация с выплатой зарплат сложилась и на ГП «Красноармейскуголь».
Как видно, тяжелое положение горняков характерно не только для Донбасса, подконтрольного Киеву, но и для западных областей страны. Проблемы шахтеров по всей стране одинаковы и не зависят от территориального расположения. Потому что власти делают все для того, чтобы в целом уничтожить угольную отрасль страны.
Уже второй год подряд госшахты лишают господдержки, сокращают сотрудников, не платят зарплату оставшимся, закрывают шахты и не позволяют зарабатывать тем, кто еще работает. К примеру, государство легко покупает уголь в ЮАР за 2200 гривен за тонну, а у своих шахтеров – за 1100 гривен. Горняки удивлялись – зачем же закрывать собственные шахты и покупать так дорого уголь за рубежом, если есть собственный. Если бы государство подняло цену на украинский уголь до 1500 гривен (как просили шахтеры), все бы в итоге оказались в плюсе: у шахтеров появился бы стимул добывать больше угля, государство сэкономило бы на закупках топлива, ТЭС и ТЭЦ были бы обеспечены топливом и над страной не нависала бы угроза веерных отключений электричества.
Показательно: если в 2013 году Украина экспортировала 8,5 млн тонн угля, то в 2014 году вынуждена была его импортировать, сначала из ЮАР, потом из России. Логика Киева такова, что лучше поддерживать угольную отрасль другой страны, несмотря на миллионы потерянных рабочих мест в собственной, говорит Александр Колтунович из «Украинского выбора».
Однако удивляться нечему: это та цена, которую Петр Порошенко и Арсений Яценюк пообещали заплатить, когда в прошлом году подписали соглашение об интеграции с ЕС и подсели на кредитную иглу МВФ.
Вслед за машиностроением и химической промышленностью Киев уничтожает собственную угольную промышленность. План составлен еще в прошлом году: закрыть треть госшахт и уволить каждого пятого горняка. И это только на первом этапе.
Неожиданного в этом ничего нет, если посмотреть на другие страны, которые пошли в свое время по пути евроинтеграции и кредитной зависимости от МВФ. В Румынии и Литве после вступления в ЕС было закрыто 40% угольных предприятий, в Греции – 31%, в Польше – 90%. Брюссель закрывает то, что может создать конкуренцию международным корпорациям и предприятиям западноевропейских стран. Ту же Польшу ЕК заставила признать банкротом знаменитую Гданскую верфь. А Румынию, например, лишили сельскохозяйственного потенциала: до так называемой евроинтеграции страна могла прокормить 80 млн человек, теперь же она – импортер сельхозпродукции.#{ussr}
«Правительство идет по губительному для экономики Украины пути, целенаправленно импортируя уголь из-за рубежа и оставляя украинцев без куска хлеба», – говорит эксперт «Украинского выбора» Александр Колтунович.
Надо понимать, что в силу падения экономики, девальвации гривны и гиперинфляции покупательская способность жителей Украины и так в разы снизилась. Если в 2013-м размер среднемесячной номинальной зарплаты штатных сотрудников в стране составлял 410 долларов, то в 2014 году – уже 215 долларов, а с начала 2015 года и вовсе 175 долларов. Но горняки месяцами не видели и этой зарплаты.
После серии летних забастовок и митингов в центре Киева власти отчитались, что постарались погасить долги перед шахтерами якобы почти полностью. По крайней мере, 31 августа министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин заявил, что шахтерам выплачены практически все долги по зарплате, осталась, по его словам, якобы лишь «незначительная задолженность». Но если посмотреть на цифры, то к 1 сентября долг государства перед шахтерами по зарплате за июль составил третью часть от всего зарплатного фонда.
Так, в среднем в месяц на зарплату шахтерам требуется 450 млн гривен, или около 21 млн долларов. За июль долг государства составил 150 млн гривен, или 7,1 млн долларов (на 31 августа 2015 года). Учитывая, что спустя всего месяц после этого забастовки начались вновь, государство по-прежнему с неохотой платит горнякам за труд.
В целом добыча угля на Украине за семь месяцев этого года снизилась вдвое – на 50,8%, или на 23,5 млн тонн, до 22,8 млн тонн. Еще большее падение добычи показали шахты, которые находятся под управлением минэнергоугля. Они добыли на 71,3% меньше, чем за семь месяцев 2014 года. Госшахты извлекли 4 млн тонн угля вместо 14 млн тонн годом ранее.
Политика Киева в угольной промышленности привела к тому, что к началу отопительного сезона Украина не смогла накопить достаточные объемы угля на ТЭС. Антрацитный уголь по-прежнему в дефиците, что грозит отключениями электричества. По данным на 5 октября, запасы угля на складах ТЭС Украины составляют лишь 2,8 млн тонн. Не хватает еще 1,2 млн тонн. Но главное, что основной дефицит наблюдается по запасам угля антрацитовых марок, как раз и нужных для отопления.
За оставшийся месяц накопить более 1 млн тонн антрацита просто нереально (старт отопительного сезона власти перенесли на 1 ноября). Но в интересах киевской власти попытаться увеличить отгрузки угля на склады насколько это возможно. О том, в какой патовой ситуации оказалась Украина, говорит тот факт, что Киев пошел на частичное выполнение требований ДНР ради того, чтобы республика возобновила поставки угля на подконтрольные украинским силовикам территории.
Министр транспорта ДНР Семен Кузьменко в понедельник рассказал, что они «возобновили поставки угля, так как Украина частично выполнила наши требования и начала поставлять нам топливо».
Если бы минэнерго Украины вовремя начало закупать уголь у ДНР и ЛНР, можно было бы избежать такого серьезного дефицита антрацита, а значит, исключить угрозу веерных отключений.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ