Экономика

21 октября 2015, 16:20

«Трансаэро» просто разберут по частям»

Фото: Евгений Биятов/РИА "Новости"

Спекулянты неплохо заработали на акциях тонущей авиакомпании «Трансаэро»: стоимость ценных бумаг резко подскочила на новостях о покупке авиакомпании другим перевозчиком. Однако это еще не значит, что у второй по размерам российской авиакомпании появился хоть малейший шанс выжить. Дело, судя по всему, совсем в другом.

Акции «Трансаэро» в среду к часу дня подскочили почти в три раза – на 186%, до 19,5 рубля. Поводом послужила информация о том, что терпящую бедствие компанию вместо «Аэрофлота» купил акционер группы S7 («Сибирь») Владислав Филев. Он заявляет, что купил не менее 51% акций. Цена покупки не обозначена.

Не нужно воспринимать сделку о покупке пакета «Трансаэро» как попытку спасти авиакомпанию, ее бизнес. Это просто шаг в битве за интересные активы

Филев заявил, что у S7 есть план урегулирования отношений с кредиторами (многие уже подали в суд заявления о банкротстве перевозчика), но подробности раскрывать не стал. И он уверил, что новые акционеры постараются избежать банкротства авиакомпании (но гарантий не дал). Росавиация и Минтранс пока не подтверждают информацию о сделке, в ФАС также не получали ходатайства по ней.

Некоторые расценили эту сделку как второй шанс для «Трансаэро». Покупка дает возможность реструктуризировать долги «Трансаэро», «что сейчас жизненно важно для компании и в целом для рынка авиаперевозок», заявил председатель правления Абсолют банка Андрей Дегтярев (один из кредиторов перевозчика). «В итоге появляются реальные шансы вернуть к жизни «Трансаэро», – добавил он.

Это уже вторая попытка спасти авиакомпанию от банкротства. Первоначально планировалось, что компанию санирует «Аэрофлот», который получит 75% ее акций за один рубль, взамен госкомпания помогает с решением долговых трудностей и спасает перевозчика. Однако сделка сорвалась. «Аэрофлот», кредиторы и авиационные власти страны решили, что спасение перевозчика стало дороже, чем его банкротство. Решение о банкротстве «Трансаэро» было принято на правительственном совещании с участием Дмитрия Медведева 1 октября.

Комиссия Росавиации также признала находящуюся в долговой яме «Трансаэро» финансово недееспособной и сочла ее потенциальным нарушителем прав пассажиров. Как результат Росавиация уже приняла решение аннулировать лицензию авиаперевозчика с 26 октября.

Ранее кредиторы авиакомпании подали в петербургский арбитраж заявления о банкротстве перевозчика, в частности, это сделали Альфа-банк и Сбербанк.

Финансовое положение «Трансаэро» тяжелое, компания должна около 250 млрд рублей: 75 млрд рублей – банкам, 150 млрд рублей – лизингодателям (в их числе также банки), еще 20 млрд – аэропортам и топливозаправочным компаниям. Годовая выручка перевозчика составляет всего 114 млрд рублей (по итогам 2014 года).

По сути, «Трансаэро» уже не первый год на грани банкротства. Долги стали обузой еще три года назад. В 2013 году чистый долг авиакомпании составил 90,5 млрд рублей, в 2014 году вырос до 160 млрд рублей, а за неполный 2015 год – до 250 млрд рублей. Как видно, проблемы решались за счет новых кредитов. Фактически «Трансаэро» несколько лет жила на кредитной игле. Девальвация рубля и спад авиаперевозок окончательно выбили почву из-под ног перевозчика.

Борьба за лучшие активы уходящего игрока

На авиационном рынке России идет передел. И если сначала все сливки от ухода «Трансаэро», второго крупнейшего авиаперевозчика в России, собирался снять «Аэрофлот», то теперь в борьбу за активы тонущей авиакомпании вступила S7.

«Не нужно воспринимать сделку о покупке пакета «Трансаэро» как попытку спасти авиакомпанию. Значение имеют только активы убыточного перевозчика. Сейчас идет передел рынка авиаперевозок, который очень доходен при грамотном распределении сил. Купив 51% акций «Трансаэро», S7 получила более весомую позицию в вопросе расширения парка самолетов и получения привлекательных маршрутов перевозок», – говорит газете ВЗГЛЯД Анна Бодрова из «Альпари».

«Представители S7 ни разу не упомянули о намерении реанимировать компанию. Это еще раз подтверждает мысль о том, что «Трансаэро» конкуренты просто разберут по частям», – добавляет эксперт.

Интерес вызывают активы «Трансаэро» – маршруты, парк самолетов и клиенты. «Трансаэро» сформировала у потребителя впечатление, что занимает лидирующие позиции по соотношению цены и качества. Ряд маршрутов настолько прочно ассоциируются с этим брендом, что пассажирам пришлось бы метаться в поисках альтернативы. Если вместо «Трансаэро» на всех направлениях будет S7 или бренд «Трансаэро» под контролем S7, то покупатель в рамках этой сделки заберет себе весь пассажиропоток», – говорит Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ». Ажиотаж вокруг долгов компании уляжется, сертификат эксплуатанта восстановится, и результат останется в виде увеличения выручки S7, добавляет он.

#{quote2}Однако развитие событий теперь во многом будет зависеть от позиции кредиторов и авиационных властей. С финансовой точки зрения спасение авиакомпании возможно только при реструктуризации и списании части долгов.  Но пока кредиторы лишь закидывают перевозчика исками о банкротстве. 

В свою очередь авиационные власти приняли однозначное решение – имущество «Трансаэро» распродается с молотка и идет на уплату долгов (хотя бы части), а маршрутная сеть распределяется между другими игроками. Аннулированный сертификат по правилам не восстанавливается, подтвердил в среду глава Росавиации Александр Нерадько.

Маршрутная сеть – это главный приз для нового владельца «Трансаэро», без которого никто не будет даже пытаться спасти перевозчика. Но здесь битва пока на стороне «Аэрофлота», который претендует на 57 из 156 международных направлений «Трансаэро», о чем заявили в Росавиации.  

«Аэрофлот» рассчитывает на этот кусок пирога в обмен на то, что возглавил пул авиакомпаний, которые взялись обслужить клиентов «Трансаэро» с билетами до 15 декабря. Из 155 тыс. пассажиров проблемной компании «Аэрофлот» перевезет 88 тыс. человек, остальные 67 тыс. пассажиров должны получить возврат денег. «Аэрофлот» уже потратил порядка 17 млрд рублей за вывоз пассажиров. Такую оценку 15 октября дал помощник президента РФ Андрей Белоусов. По его словам, государство намеревалось компенсировать эти расходы «Аэрофлоту» за счет передачи ему прав на некоторые маршруты «Трансаэро». В среду «Аэрофлот» сообщил, что расходы за перевозки «чужих» пассажиров были оформлены в виде кредитов, и он намерен добиваться возврата средств.

Правительство также считает вопрос с «Трансаэро» решенным. Росавиация приняла исчерпывающее решение по судьбе «Трансаэро», и из него и надо исходить, прокомментировал министр экономического развития Алексей Улюкаев.

«Трансаэро» с рынка уйдет, маршруты получат другие авиаперевозчики, лучшая часть авиационного парка будет передана другим авиакомпаниям. Люди никаким образом не пострадают», – солидарен первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В целом он не исключает, что правоохранительным органам стоит обратить внимание на ситуацию в «Трансаэро». «То, что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время», – говорит он.

Даже если сделка между S7 и «Трансаэро» подтвердится, это не означает сохранение бизнеса авиаперевозчика. Зато этой шумихой логично воспользовались спекулянты, которые разогнали стоимость акций «Трансаэро» на Московской бирже. Участники рынка указывают, что резкий рост был вызван мелкими спекулянтами, крупных инвесторов видно не было. Долго оставаться дорогими акции перевозчика не будут: эксперты ждут столь же быстрого их падения обратно.  

«Реакция участников рынка понятна: спекулянты получили какую-то надежду и решили на этом сыграть», – поясняет старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. «Но вопрос, насколько это долгосрочно? Потому что, если смотреть на комментарий Росавиации, становится понятно, что решение об аннулировании лицензии с 26 октября принято и шансов на выживание мы практически не видим. Возможно, что этот рост окажется очень краткосрочным», – отмечает эксперт, передает ТАСС.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?