Экономика

21 октября 2015, 16:20

«Трансаэро» просто разберут по частям»

Фото: Евгений Биятов/РИА "Новости"

Спекулянты неплохо заработали на акциях тонущей авиакомпании «Трансаэро»: стоимость ценных бумаг резко подскочила на новостях о покупке авиакомпании другим перевозчиком. Однако это еще не значит, что у второй по размерам российской авиакомпании появился хоть малейший шанс выжить. Дело, судя по всему, совсем в другом.

Акции «Трансаэро» в среду к часу дня подскочили почти в три раза – на 186%, до 19,5 рубля. Поводом послужила информация о том, что терпящую бедствие компанию вместо «Аэрофлота» купил акционер группы S7 («Сибирь») Владислав Филев. Он заявляет, что купил не менее 51% акций. Цена покупки не обозначена.

Не нужно воспринимать сделку о покупке пакета «Трансаэро» как попытку спасти авиакомпанию, ее бизнес. Это просто шаг в битве за интересные активы

Филев заявил, что у S7 есть план урегулирования отношений с кредиторами (многие уже подали в суд заявления о банкротстве перевозчика), но подробности раскрывать не стал. И он уверил, что новые акционеры постараются избежать банкротства авиакомпании (но гарантий не дал). Росавиация и Минтранс пока не подтверждают информацию о сделке, в ФАС также не получали ходатайства по ней.

Некоторые расценили эту сделку как второй шанс для «Трансаэро». Покупка дает возможность реструктуризировать долги «Трансаэро», «что сейчас жизненно важно для компании и в целом для рынка авиаперевозок», заявил председатель правления Абсолют банка Андрей Дегтярев (один из кредиторов перевозчика). «В итоге появляются реальные шансы вернуть к жизни «Трансаэро», – добавил он.

Это уже вторая попытка спасти авиакомпанию от банкротства. Первоначально планировалось, что компанию санирует «Аэрофлот», который получит 75% ее акций за один рубль, взамен госкомпания помогает с решением долговых трудностей и спасает перевозчика. Однако сделка сорвалась. «Аэрофлот», кредиторы и авиационные власти страны решили, что спасение перевозчика стало дороже, чем его банкротство. Решение о банкротстве «Трансаэро» было принято на правительственном совещании с участием Дмитрия Медведева 1 октября.

Комиссия Росавиации также признала находящуюся в долговой яме «Трансаэро» финансово недееспособной и сочла ее потенциальным нарушителем прав пассажиров. Как результат Росавиация уже приняла решение аннулировать лицензию авиаперевозчика с 26 октября.

Ранее кредиторы авиакомпании подали в петербургский арбитраж заявления о банкротстве перевозчика, в частности, это сделали Альфа-банк и Сбербанк.

Финансовое положение «Трансаэро» тяжелое, компания должна около 250 млрд рублей: 75 млрд рублей – банкам, 150 млрд рублей – лизингодателям (в их числе также банки), еще 20 млрд – аэропортам и топливозаправочным компаниям. Годовая выручка перевозчика составляет всего 114 млрд рублей (по итогам 2014 года).

По сути, «Трансаэро» уже не первый год на грани банкротства. Долги стали обузой еще три года назад. В 2013 году чистый долг авиакомпании составил 90,5 млрд рублей, в 2014 году вырос до 160 млрд рублей, а за неполный 2015 год – до 250 млрд рублей. Как видно, проблемы решались за счет новых кредитов. Фактически «Трансаэро» несколько лет жила на кредитной игле. Девальвация рубля и спад авиаперевозок окончательно выбили почву из-под ног перевозчика.

Борьба за лучшие активы уходящего игрока

На авиационном рынке России идет передел. И если сначала все сливки от ухода «Трансаэро», второго крупнейшего авиаперевозчика в России, собирался снять «Аэрофлот», то теперь в борьбу за активы тонущей авиакомпании вступила S7.

«Не нужно воспринимать сделку о покупке пакета «Трансаэро» как попытку спасти авиакомпанию. Значение имеют только активы убыточного перевозчика. Сейчас идет передел рынка авиаперевозок, который очень доходен при грамотном распределении сил. Купив 51% акций «Трансаэро», S7 получила более весомую позицию в вопросе расширения парка самолетов и получения привлекательных маршрутов перевозок», – говорит газете ВЗГЛЯД Анна Бодрова из «Альпари».

«Представители S7 ни разу не упомянули о намерении реанимировать компанию. Это еще раз подтверждает мысль о том, что «Трансаэро» конкуренты просто разберут по частям», – добавляет эксперт.

Интерес вызывают активы «Трансаэро» – маршруты, парк самолетов и клиенты. «Трансаэро» сформировала у потребителя впечатление, что занимает лидирующие позиции по соотношению цены и качества. Ряд маршрутов настолько прочно ассоциируются с этим брендом, что пассажирам пришлось бы метаться в поисках альтернативы. Если вместо «Трансаэро» на всех направлениях будет S7 или бренд «Трансаэро» под контролем S7, то покупатель в рамках этой сделки заберет себе весь пассажиропоток», – говорит Михаил Крылов из ИК «Golden Hills-КапиталЪ». Ажиотаж вокруг долгов компании уляжется, сертификат эксплуатанта восстановится, и результат останется в виде увеличения выручки S7, добавляет он.

#{quote2}Однако развитие событий теперь во многом будет зависеть от позиции кредиторов и авиационных властей. С финансовой точки зрения спасение авиакомпании возможно только при реструктуризации и списании части долгов.  Но пока кредиторы лишь закидывают перевозчика исками о банкротстве. 

В свою очередь авиационные власти приняли однозначное решение – имущество «Трансаэро» распродается с молотка и идет на уплату долгов (хотя бы части), а маршрутная сеть распределяется между другими игроками. Аннулированный сертификат по правилам не восстанавливается, подтвердил в среду глава Росавиации Александр Нерадько.

Маршрутная сеть – это главный приз для нового владельца «Трансаэро», без которого никто не будет даже пытаться спасти перевозчика. Но здесь битва пока на стороне «Аэрофлота», который претендует на 57 из 156 международных направлений «Трансаэро», о чем заявили в Росавиации.  

«Аэрофлот» рассчитывает на этот кусок пирога в обмен на то, что возглавил пул авиакомпаний, которые взялись обслужить клиентов «Трансаэро» с билетами до 15 декабря. Из 155 тыс. пассажиров проблемной компании «Аэрофлот» перевезет 88 тыс. человек, остальные 67 тыс. пассажиров должны получить возврат денег. «Аэрофлот» уже потратил порядка 17 млрд рублей за вывоз пассажиров. Такую оценку 15 октября дал помощник президента РФ Андрей Белоусов. По его словам, государство намеревалось компенсировать эти расходы «Аэрофлоту» за счет передачи ему прав на некоторые маршруты «Трансаэро». В среду «Аэрофлот» сообщил, что расходы за перевозки «чужих» пассажиров были оформлены в виде кредитов, и он намерен добиваться возврата средств.

Правительство также считает вопрос с «Трансаэро» решенным. Росавиация приняла исчерпывающее решение по судьбе «Трансаэро», и из него и надо исходить, прокомментировал министр экономического развития Алексей Улюкаев.

«Трансаэро» с рынка уйдет, маршруты получат другие авиаперевозчики, лучшая часть авиационного парка будет передана другим авиакомпаниям. Люди никаким образом не пострадают», – солидарен первый вице-премьер Игорь Шувалов.

В целом он не исключает, что правоохранительным органам стоит обратить внимание на ситуацию в «Трансаэро». «То, что мы сейчас видим из документации, которую получаем из компании, у нас есть вопросы по поводу того, насколько экономически обоснованными были те или иные решения и тарифы, по которым продавались билеты, особенно в последнее время», – говорит он.

Даже если сделка между S7 и «Трансаэро» подтвердится, это не означает сохранение бизнеса авиаперевозчика. Зато этой шумихой логично воспользовались спекулянты, которые разогнали стоимость акций «Трансаэро» на Московской бирже. Участники рынка указывают, что резкий рост был вызван мелкими спекулянтами, крупных инвесторов видно не было. Долго оставаться дорогими акции перевозчика не будут: эксперты ждут столь же быстрого их падения обратно.  

«Реакция участников рынка понятна: спекулянты получили какую-то надежду и решили на этом сыграть», – поясняет старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. «Но вопрос, насколько это долгосрочно? Потому что, если смотреть на комментарий Росавиации, становится понятно, что решение об аннулировании лицензии с 26 октября принято и шансов на выживание мы практически не видим. Возможно, что этот рост окажется очень краткосрочным», – отмечает эксперт, передает ТАСС.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?