«Нафтогаз Украины» направил в Газпром письмо с предложениями о пересмотре контракта об объемах и условиях транзита природного газа через территорию страны, который был подписан в 2009-м и действует по 2019 год. Об этом сообщил глава правления украинского госхолдинга Андрей Коболев.
Потеря транзита в объеме 60 млрд кубометров газа из-за «Южного потока» лишит украинский бюджет 2,6 млрд долларов от России
Напомним, что в январе 2009 года Россия и Украина подписали два контракта: один – по поставкам российского импортного газа для нужд самой Украины, второй – транзитный – по поставкам российского газа в Европу через украинскую территорию по ее газотранспортной системе. По первому договору, а именно – по прописанной в нем формуле цены на газ, обе стороны уже подали взаимные иски в Стокгольмский арбитраж. Их уже даже объединили в одно судопроизводство, уверяет Нафтогаз.
Теперь Киев решил высказать недовольство еще и вторым договором. При этом глава Нафтогаза не рассказал все, что хотел бы пересмотреть в этом контракте. Коболев лишь отметил, что «одним из элементов изменения транзитного контракта является внесение определенных изменений в методику учета газа, где он будет учитываться, как это будет контролироваться». Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин поясняет, что изменение учета газа, скорее всего, связано с историей про реверсные поставки газа из Европы, которые Газпром по праву называет виртуальными, а значит, незаконными.
Хочет узаконить виртуальный реверс
«Украина хочет, чтобы виртуальные поставки газа из Словакии были легализированы, чтобы у Словакии не было проблем и разбирательств по этому поводу с Газпромом», – говорит Пикин. Украина еще с 2012 года пыталась наладить реверс газа из Словакии. Однако Братислава противилась, потому что не хотела незаконного «бумажного» реверса, что разозлило бы Газпром. Украина хотела просто отбирать транзитный газ из своей трубы, но это было бы нарушением обязательств без согласия Газпрома. Российская монополия, естественно, была против и вряд ли согласится на это в будущем.
В итоге, чтобы обойти этот юридический нюанс, Словакия предложила модернизировать старую трубу из Воян в Ужгород, чтобы поставлять газ из Европы на Украину в обход Газпрома. Таким образом осуществляется как бы не «бумажный», а физический реверс. Киев не обрадовался такому подходу, потому что модернизация газопровода Вояны – Ужгород и сооружение дополнительного 400-метрового трубопровода до украинской границы требует 21 млн евро. Поэтому этот проект затянулся на несколько лет, пока словацкая Eustream не взяла на себя инвестиции в этот газопровод.
Как писала газета ВЗГЛЯД, суть схемы поставок газа через Словакию такова: Украина собирается через параллельную трубу снова закачивать себе тот же российский газ, который только что передала транзитом в Европу. Формально законная, эта схема все равно является обманом Газпрома. Потому что Нафтогаз берет у Газпрома плату за транспортировку определенного суточного объема кубометров газа, но в реальности Нафтогаз будет транспортировать меньше из-за этого реверса.
Газпром и раньше был против виртуального реверса, и вряд ли пойдет на уступки Украине в нынешней ситуации. Хотите российский газ, так покупайте его у России, а не обходными путями через посредничество Европы. Тем более что цена реверсного газа аналогична той, которую Газпром предлагал на переговорах – в районе 370–380 долларов за тысячу кубометров.
В страхе от «Южного потока»
Однако главное требование, которое Нафтогаз точно выдвинет, но пока о нем умалчивает, касается условия «транзитируй или плати». Вернее, отсутствия такого условия в транзитном контракте от 2009 года. Киев будет требовать его вернуть в страхе от строительства «Южного потока».
«Гарантии прокачки определенного количества газа и оплата этого объема, наверное, является одним из главных споров», – считает Пикин. «Действующий контракт по транзиту не предусматривает санкций за уменьшение объема прокачки. Соответственно, у Украины возникают выпадающие доходы из-за уменьшения прокачки транзита по ее ГТС. Тогда как в контракте между Газпромом и Нафтогазом на поставку импортного газа есть условие «бери или плати». Украина боится, что объемы прокачки транзита продолжат снижаться», – рассуждает собеседник газеты ВЗГЛЯД. Впрочем, Украина никогда не выполняла условие «бери или плати», не выбирая контрактные объемы, и Россия смотрела на это нарушение сквозь пальцы.
Однако в мировой практике в транзитных договорах такое условие может быть прописано, а может и не быть. «В Европе, например, такого обязательства, как «транзитируй или плати», в транзитных договорах нет. Как правило, сколько поставил, столько и прокачал. Там главное условие, чтобы инфраструктура была отделена от продавца. Учитывая, что газ поставляет Россия, а ГТС принадлежит Украине, то здесь просто идеальное исполнение европейских норм Третьего энергопакета», – отмечает Пикин.
Но претензии Нафтогаза в этом вопросе хотя бы можно понять. Как только начнет работу «Южный поток», украинская труба станет приятным, но всего лишь к дополнением к собственным транспортным мощностям Газпрома. В итоге это может сократить украинский транзит на 60 млрд кубометров, не скрывает глава Нафтогаза. Раньше транзит через Украину составлял 110–120 млрд кубометров, однако сейчас – всего 86 млрд. Уменьшить объемы прокачки по украинской территории Газпрому удалось благодаря появлению «Северного потока» и покупке белорусской ГТС.
После строительства «Южного потока» «Украина может оказаться в очень сложном положении», обеспокоен Коболев. В 2013 году Нафтогаз получил 3,6 млрд долларов дохода от транзита 86,2 млрд кубометров российского газа по своей территории, посчитали в Фонде национальной энергетической безопасности. Потеря транзита в объеме 60 млрд кубометров газа из-за «Южного потока» лишит украинский бюджет еще 2,6 млрд долларов от России в год.
Транзитные потоки в этом году уже стали падать. И в первом полугодии Нафтогаз снизил доход от транзита российского газа в ЕС на 17%, или на 750 млн долларов, получив лишь 9 млрд гривен дохода (по сравнению с первым полугодием 2013 года).
Цена транзита
«Я думаю, что Украина еще и по стоимости транзита газа решит поиграть, они уже неоднократно заявляли, что их не устраивают тарифы», – полагает Сергей Пикин. Ранее действительно премьер-министр Украины Арсений Яценюк, который то уходит из правительства, то остается, а по некоторым экспертным мнениям – метит в будущие президенты, кричал (без каких-либо доводов), что Россия мало платит Украине за транзит своего газа. И требовал повысить тарифы на прокачку газа по ее территории чуть ли не в два–три раза.
Хотя формула цены транзита черным по белому прописана в законном контракте. Детали формулы не раскрываются, но известно, что базовая ставка индексировалась в зависимости от уровня инфляции в ЕС и топливной составляющей. Вот в 2010 году транзитный тариф по контракту вырос на 60%, а в 2013 году достиг 3,4 долларов за тысячу кубометров на 100 км.
Даже сравнение с тарифами на транзит газа в соседних европейских странах показывает, что Газпром платит Украине за транспортировку экономически обоснованную цену. Так, в Европе примерная стоимость транзита газа составляет 2,2 евро, что в пересчете на доллары составляет около 3 долларов за тысячу кубометров на 100 километров, посчитал ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
#{ussr}Однако тарифы для украинской ГТС корректней сравнивать с тарифами транзита по российской ГТС, так как это одна советская система. И это сравнение говорит о том, что Газпром еще переплачивает Нафтогазу за транзит. В России ставка составляет чуть более 1 доллара за тысячу кубометров на 100 км, то есть в три раза ниже, говорит Пикин.
Тут уж и Европа будет против
Украина может также потребовать перенести точку приема европейскими потребителями российского природного газа на российско-украинскую границу. Сейчас транзит происходит так: на российско-украинской границе Газпром закачивает в украинскую трубу определенный объем газа, а на украинско-европейской границе Нафтогаз должен вернуть Газпрому ровно столько же газа. Киев же предлагает убрать эту схему, чтобы Газпром продавал Европе газ сразу на российско-украинской границе.
Внешне эта схема даже выгодна Газпрому, потому что вся ответственность за транзит в этом случае перекладывается на плечи Европы. В этом случае Украина смогла бы легко отбирать газ из своих труб, продавцом российского газа для нее выступал бы уже не Газпром, а Европа (европейский трейдер).
Но Европа сама вряд ли пойдет на такой шаг. «Я сомневаюсь, что европейские потребители согласятся на это», – говорит Пикин. Ведь в этом случае им самим придется разбираться с Киевом, ворующим их газ, и годами ждать оплаты за уже потребленное Украиной голубое топливо.
Впрочем, Газпром тоже не особо в восторге от такой идеи, ведь придется переписывать все газовые контракты – и с Украиной, и со всеми европейскими покупателями. А это чревато тем, что они начнут выкидывать новые кренделя и требовать, например, скидки от Газпрома. От Киева чего ждать – вообще сложно предугадать.
«Верх идиотизма»
Газпром, естественно, не заинтересован в тех изменениях транзитного контракта, которые захочет выдвинуть Украина. Чтобы Газпром согласился пересмотреть договор, например, внести условие «транзитируй или плати», Украине следовало бы что-то предложить взамен. Как минимум это должна быть оплата газового долга перед Россией.
«К сожалению, я более чем уверен, что так не будет. Украина, скорее всего, пытается снова играть в одни ворота. Поэтому думаю, что Газпром вообще никак не отреагирует на подобные заявления», – считает Сергей Пикин.
В свою очередь Украина уже грозилась подать в Стокгольмский арбитраж и по поводу условий транзитного договора (иск по другому контракту уже подан). «Украина, конечно, может подать в Стокгольмский арбитраж по пересмотру транзитного договора, но толка от этого не будет. Во-первых, это делается не быстро, во-вторых, ни один суд не может обязать другую сторону договора подписать новый договор, который ей не интересен. Признать недействительным договор суд может, но нужны какие-то основания, которых я не вижу», – считает Сергей Пикин.
Кроме того, не в интересах самой Украины отменять транзитный договор, который приносит ей прямую выгоду. «Одно дело, когда получателем денег является Газпром, а тут получателем денег является Украина. Поэтому отменять транзитный контракт – это было бы верхом идиотизма для Киева, а заставить подписать новый контракт никакой арбитраж не может. Это не укладывается ни в какие юридические рамки», – резюмирует собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Середина зимы
Интересно, что транзитные платежи могут сослужить хорошую службу Газпрому и России. Логика и переговоры по газовому вопросу с Украиной показали, что это бесполезно. Надо действовать жестче.
Дело в том, что Газпром платит наперед за транзит газа Нафтогазу. «Период, до которого Газпром авансом заплатил Нафтогазу за прокачку газа по украинской территории, подходит к концу. Мы оплачивали транзит до конца 2014 года. Со следующего года Украина снова будет ждать авансовых платежей. И вот здесь Газпром точно будет проигрывать такую ситуацию: он не будет рассматривать контракт по транзиту отдельно, без учета ситуации за поставленный ранее импортный газ, по платежам и по стоимости газа. Я думаю, что Газпром по отдельности наотрез откажется решать все накопившиеся проблемы, а будет требовать комплексного подхода к решению, чтобы в первую очередь вернуть долги», – рассуждает Пикин.
«Транзитные доходы и раньше были неплохим подспорьем для Украины, а в нынешней экономической ситуации доходы от транзита вообще являются ключевым источником получения средств в бюджет. Здесь Украина больше зависит от Газпрома, поэтому ей придется договариваться по комплексу вопросов», – уверен он.
А тут как раз подоспеет зима, и вскроются более масштабные проблемы. «В первую очередь появится проблема с несанкционированным отбором газа Украиной, а это будет точно. Вскроется ситуация с незаполненными газовыми хранилищами на Украине. Сейчас их наполняемость идет даже гораздо медленней, чем это было в июне. Поэтому никаких 20 млрд кубометров газа в ПХГ они не накопят, в лучшем случае за оставшееся время наскребут 0,5–1 млрд кубов», – резюмирует собеседник газеты ВЗГЛЯД.