Белоруссия вслед за Россией тоже запретила ввоз украинского продовольственного картофеля. Временные ограничения вводятся с 10 июня, сообщило министерство сельского хозяйства Белоруссии.
Мы предсказываем очень сложную ситуацию по взаимной торговле с Украиной после ратификации ею соглашения об ассоциации с ЕС
Россия первой запретила импорт картофеля с Украины и об этом же попросила своего торгового партнера по ТС Белоруссию, ссылаясь на статьи 6 и 8 соглашения Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года и принципы Международной конвенции по карантину и защите растений (1951, в редакции 1997). Минсельхозпрод Белоруссии устоять тут не мог.
«Насколько долго продлится запрет, мне трудно сказать. Пока не будет снят карантин», – сказали в белорусском ведомстве.
Карантин введен не просто так, а в связи с обнаружением золотистой картофельной нематоды в партиях украинского картофеля, ввезенного на территорию России. Это круглые черви белого цвета около 2 мм, которые паразитируют на корнях картофеля (томатов и других растений). Из-за них урожай картофеля резко сокращается.
В конце апреля Россия обнаружила шесть жизнеспособных цист золотистой картофельной нематоды в партии картофеля с Украины, и уже с 16 июня Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ ввела запрет на поставки этой продукции. В белорусском ведомстве говорят, что были выявлены многочисленные факты заражения украинского картофеля такими червями.
Впрочем, белорусский рынок для украинских картофельных королей не столь важен. Белоруссия закупает на Украине в основном ранние сорта картофеля, а сортами позднего картофеля полностью обеспечивает себя сама и еще остается для поставок на экспорт. Зато украинским фермерам жизненно необходим российский покупатель, потому что более 90% украинского картофеля покупала именно Россия.
По данным Гостаможслужбы Украины, экспорт украинского картофеля в Россию в январе-мае составил 1,235 млн долларов, или 92,9% от всего экспорта украинского картофеля. В среднем годовой убыток картофельных поставщиков Украины от запрета экспорта в РФ можно оценивать в 3 млрд долларов. До конца года, если карантин так и не будет отменен, они могут потерять более 1,6 млрд долларов.
Вместе сильней
Однако решение Белоруссии важно, потому что Минск поддержал своего торгового партнера по Таможенному союзу в этом вопросе. Это хороший показательный пример для Украины на будущее, когда будут решаться вопросы не только ограничений из-за несоответствия украинской продукции требованиям фитосанитарного контроля, но и ограничений на весь украинский экспорт из-за подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
«Мы предсказываем очень сложную ситуацию по взаимной торговле с Украиной» после ратификации ею соглашения об ассоциации с ЕС, заявил накануне замглавы МЭР России Алексей Лихачев. Украина подписала экономическую часть соглашения в июне, а политическую часть еще в марте – сразу после февральского переворота, но договор пока не ратифицировала.
Киев, Брюссель и Москва уже ведут трехсторонние дискуссии по этому вопросу. На завтра намечена встреча в Брюсселе министров экономики трех стран. По словам Лихачева, не ней российский МЭР поделится с партнерами «не просто озабоченностями, а абсолютно негативными выводами, связанными с ассоциацией Украины с Евросоюзом».
Россия уже объявила, что примет меры по защите своего рынка, если Украина ратифицирует соглашение об ассоциации с ЕС. Первой почувствует евразийский ответ на заключение соглашения об ассоциации с ЕС Молдавия, парламент которой уже ратифицировал договор. Уже на следующей неделе будут рассмотрены защитные меры в отношении торговых отношений с Кишиневом. Они мало чем будут отличаться от будущих мер в отношении Украины и Грузии (последняя тоже подписала соглашение с ЕС).
При этом речь идет о мерах защиты не только со стороны России, но и со стороны других членов Таможенного и Евразийского экономического союза. Россия, Белоруссия и Казахстан вместе решат, какими ограничениями ответить на евроинтеграцию своих торговых партнеров, для которых они в рамках зоны свободной торговли уже давно открыли свой рынок. А в ответ Украина и Молдавия хотят взять и открыть свои рынки для европейцев, тем самым подставляя российский, белорусский и казахстанский рынки. Производители ЕС с легкостью смогут пересекать беспошлинно границу с Украиной, Молдавией и Грузией, а затем без каких-либо торговых преград и границу с Россией и другими членами ТС.
Но Москва, Минск и Астана открывали свои рынки для Украины, а не для Европы. Поэтому логично, что ТС примет защитные меры. В первую очередь будет отменено соглашение о зоне свободной торговли стран СНГ, то есть для экспорта с Украины вернутся заградительные пошлины. Они защитят рынки ТС от реэкспорта из европейских стран.
Эксперты не исключают, что для стран, ратифицировавших соглашение об ассоциации с ЕС, также будет отменена система упрощенного въезда в Россию и введены ограничения на трудоустройство. Ожидается также еще большее ужесточение фитосанитарного контроля сельскохозяйственной продукции из этих стран. И, конечно, существенное сокращение российских инвестиций.
Разрыв отношений с Россией и ТС для Украины будет стоить 33 млрд долларов потерь каждый год, посчитали эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Сюда входит потеря Украиной экспортной выручки на 16,3 млрд долларов, а это 25,7% общего украинского экспорта. Эксперты объясняют, что из 19,2 млрд долларов экспорта в ТС в 2013 году Украина способна переориентировать на другие направления товары всего лишь на 2,9 млрд долларов.
Второе – это упущенная выгода в 2 млрд долларов из-за потери прямых российских инвестиций. Третье – разрыв отношений с РФ приведет к сокращению трудовых доходов украинскими мигрантами с 11–13 млрд долларов до 5–8 млрд долларов.
Кроме того, сохранение контрактных цен на российский газ в 480 долларов за тысячу кубометров означает рост расходов на газ для Украины на 2,2–3,7 млрд долларов. А из-за ассоциации с ЕС рассчитывать на скидки от России Киев вряд ли сможет. В случае перекрытия Россией транзита трубопроводного и иного газа Киев будет терять 3,9–4,2 млрд долларов в год транзитных доходов.
Еще 1,5–1,6 млрд долларов в год Украина потеряет из-за отказа россиян ездить в страну, плюс 0,4 млрд долларов – из-за отказа российских компаний от части взаимных перевозок с участием украинских операторов.
Это все проигрыш от потери Украиной России из-за приобретения ЕС. При этом зона свободной торговли с ЕС даст Украине лишь 1 млрд евро дополнительного дохода за счет небольшого роста экспорта туда, посчитали эксперты КГИ.
Пищевая война
В этом году Россия почти каждый месяц вводит новые фитосанитарные ограничения для украинской продукции. В Роспотребнадзоре пеняют на то, что политическая нестабильность просто-напросто ухудшила украинский надзор за своей пищевой продукцией, за качеством стали плохо следить.
«Пищевая» война, правда, началась еще в прошлом году с истории с компанией Roshen, принадлежащей украинском олигарху, нынешнему победителю президентских выборов Петру Порошенко. Прошлым летом Роспотребнадзор запретил ввоз кондитерских изделий этой фирмы, обнаружив в них бензопирен.
В начале 2014 года Россия остановила поставки украинской свинины из-за вспышки вируса африканской чумы свиней в Луганской области.
В начале апреля Москва ввела ограничения на поставку молочных продуктов, в том числе сыров, для ряда украинских заводов. Их продукцию признали фальсифицированной, так как жирно-кислотный состав, массовая доля белка, жира и влаги не соответствовали техническим требованиям.
Потом сухое молоко с Украины на 38 тонн пришло в Россию с нарушением норм ветеринарного контроля, поэтому эти партии отправились обратно.
Киев попытался ответить на все это, однако получилось куце и с националистическим оттенком. Украина изъяла из продажи некоторые продукты российского производства, в том числе конфеты «Мишка косолапый» и плавленый сыр «Президент», из-за отсутствия на данных продуктах маркировки на украинском языке.