Пока ЕС жалуется на цены на российский газ и ставит палки в проект строительства «Южного потока» Газпромом, Индия вдохновилась историческим контрактом РФ с Китаем. Индийское руководство планирует начать переговоры о продлении газопровода, который Россия может построить в Китай, до границы с Индией, пишет местная газета Financial Express. В случае осуществления подобного проекта этот газопровод станет одним из самых длинных в мире.
В перспективе 20 лет потребление газа в стране вырастет как минимум вдвое, что открывает неплохие перспективы для стран-экспортеров, в том числе и для России
По данным издания, новый кабинет министров во главе с премьером Нарендрой Моди заинтересован в увеличении числа источников поставок нефти и газа для удовлетворения растущего спроса на энергоресурсы в стране.
Индия рассматривает два варианта поставки российского газа на индийскую территорию: продление газопровода из России через Китай и, как альтернатива, поставки российского газа по тому же маршруту, что и проектируемый газопровод ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).
По данным Financial Express, тему продления труб до индийской границы Индия намерена поднять в июле на предстоящем саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Предложение о продлении газопровода могло бы даже войти в повестку дня в ходе визита в Индию президента Владимира Путина, который также состоится в этом году.
Это предложение уже обсуждалось на уровне министерств и премьеров. Так, во время проведения Мирового нефтяного конгресса, который состоялся в Москве на минувшей неделе, министр нефти и газа Индии Дхармендра Прадхан обсудил перспективу продления газопровода со своим российским коллегой Александром Новаком, отмечает индийское издание.
А индийский правительственный источник рассказал ИТАР-ТАСС, что этот вопрос поднимался также в феврале 2014 года на встрече российского и индийского руководства, когда в Нью-Дели приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Мы договорились продолжить обсуждение данной идеи», – подчеркнул источник, однако добавил, что «логистически проект является очень сложным».
Откуда и куда
Недавно Россия заключила с Китаем исторический контракт о поставке 38 млрд кубометров газа в год. Договор рассчитан на 30 лет, а его общая стоимость составила 400 млрд долларов. Газ будет поставляться по газопроводу «Сила Сибири», который Газпром начнет строить уже в августе.
Эта труба (стоимостью 55 млрд долларов вместе с сопутствующей инфраструктурой) протянется на 4800 км из Восточной Сибири (Иркутской области) и соединится с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток. От середины трубы – в районе Благовещенска (Амурской области) – будет построен отвод на восточный Китай с выходом в Дацин.
Однако Индия хочет получать российский газ, идущий через китайскую провинцию Синьцзян, расположенную на северо-западе Китая, пишет газета. Это значит, что Дели хочет получать российский газ не по газопроводу «Сила Сибири» и не через восток Китая. Судя по всему, речь идет продлении в Индию газопровода «Алтай», который должен выходить как раз на северо-западе Китая по направлению к провинции Синьцзян.
Этот газопровод длиной 2,6 тыс. км тоже еще надо построить. По нему, в отличие от «Силы Сибири», никаких соглашений с китайцами пока не подписано. Его маршрут проходит из Западной Сибири через ЯНАО, Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай и выходит на северо-западе Китая (рядом с Монголией). Изначально Газпром вел переговоры с Китаем о поставках голубого топлива и по восточному («Сила Сибири»), и по западному маршруту («Алтай») объемом 68 млрд кубометров газа в год.
Однако в прошлом году решено было разделить проекты и сначала подписать контракт на поставки по восточному маршруту. Однако о проекте второго, западного, маршрута никто не забывал. Газпром ранее уверял, что в ближайшее время переговоры с Китаем по нему возобновятся. Вот именно на это, судя по всему, и надеется Индия.
Стоит заметить, что ресурсная база для «Силы Сибири» – это новые месторождения Восточной Сибири, Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа. Ресурсная база для газопровода «Алтай» – это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Кроме того, газ именно из этих земель идет в Европу и греет ее.
Такая же, как Китай
Безусловно, Индия – не менее перспективный энергетический партнер, чем Китай. Для России – в свете геополитических проблем с Европой и в целом на фоне стагнирующего спроса со стороны европейцев – особенно. Индия является четвертым в мире крупнейшим импортером голубого топлива. Потребности Индии в газе оцениваются в 64–70 млрд кубометров ежегодно к 2020 году, и около 70% этого объема Дели вынужден покупать.
В прошлом году потребление газа в Индии составило чуть более 51 млрд кубометров. «Для промышленного центра подобного масштаба с населением 1,2 млрд человек это ничтожный показатель. Дело в том, что здесь до сих пор используется в качестве основного топлива мазут и уголь, при этом доля газа в потреблении не превышает 8%», – говорит генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев.
Строительство на такое гигантское расстояние газопровода в Индию не имеет никакого смысла
Однако Индия, как и Китай, находится на грани экологической катастрофы, поэтому у них нет другого выхода, как переходить на «чистый» газ. «В перспективе 20 лет потребление газа в стране вырастет как минимум вдвое, что открывает неплохие перспективы для стран-экспортеров, в том числе и для России», – отмечает Раннев.
«Если в энергетическом секторе можно будет наладить столь же плотное и беспроблемное для России и Индии сотрудничество, как в ВПК и сельскохозяйственном секторе, это будет только плюсом для российской экономики. Тогда спад спроса в Европе будет нивелирован», – говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
Сомнительные трубы
Индия, конечно, хотела бы вместо дорогого сжиженного иметь возможность покупать трубопроводный газ, который традиционно дешевле. Однако оба предложения Индии – продлить на ее территории газопровод через Китай или построить трубу через Туркмению, Афганистан и Пакистан – для России экономически невыгодны.
Для начала – не ясно, сколько Индия хочет покупать российского газа. А для такого проекта необходимо подписание крупного долгосрочного контракта, как с Китаем, говорит ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев.
Пока же Газпром поставляет в Индию СПГ в небольших объемах. «Сейчас долгосрочный контракт на поставку сжиженного газа Газпромом ограничен 3,5 млн тонн. Понятно, что ради этого объема тянуть трубу в Индию через Китай нецелесообразно, и поставлять его морем Газпрому проще и выгоднее», – говорит Дмитрий Раннев.
«Россия, конечно, может построить газопровод хоть в США, куда угодно. Но есть общемировая практика, что на расстояния более 2–3 тыс. км выгодней поставлять СПГ», – говорит старший аналитик ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев. Да, длина «Силы Сибири» – более 4 тыс. км, однако это расстояние от Иркутской области до Владивостока, тогда как длина от Чаяндинского месторождения (сырья) до Китая – только 2 тыс. км, указывает эксперт.
Кроме того, другим способом топливо в КНР никак не поставить, там нет моря. «В Индию можно поставлять ямальский газ, но экономически целесообразней построить завод «Ямал-СПГ» и поставлять туда сжиженный газ морем. Строительство на такое гигантское расстояние газопровода в Индию не имеет никакого смысла», – уверен Сергей Вахрамеев. По его словам, даже если КНР возьмет на себя расходы на продление трубы в Индию, не факт, что Дели получит ту цену на трубопроводный газ, на которую рассчитывает. Цена российского газа в 380 долларов за тысячу кубометров фиксируется на границе с Китаем, а дальше возрастает в зависимости от того, как далеко он идет и кому. Китай определенно поднимет стоимость российского газа для Индии.
Кроме того, разница в цене между трубопроводным и сжиженным газом, которая наблюдается сейчас в Азии, – это временное явление. «В Азии высокий спрос на СПГ, потому что нет альтернативных источников. Это и определяет высокую цену на сжиженный газ. Когда Газпром построит газопровод и будет поставлять сначала 38 млрд кубометров газа в год, потом 50 млрд, потом и 100 млрд кубов, цены на СПГ пойдут вниз», – поясняет Вахрамеев.
Строительство трубопровода автоматически поднимет цены на голубое топливо в перспективе на 5–10%, соглашается Бодрова.
«Я сомневаюсь, что Газпром будет строить газопровод в Индию. Как минимум это очень отдаленная перспектива», – полагает Вахрамеев. Ведь для начала надо подписать соглашение о поставках с Китаем по западному маршруту, потом еще пять лет потребуется на строительство газопровода «Алтай» и отвод по китайской территории.
«К этому моменту в Индию уже будут поступать необходимые объемы СПГ из других стран – из Катара, Австралии, США и т. д. Если, конечно, Новатэк не построит «Ямал-СПГ» или Газпром не построит СПГ-завод во Владивостоке. По-другому поставлять российский газ в Индию экономически нецелесообразно», – резюмирует Сергей Вахрамеев.
Протягивать трубу по маршруту ТАПИ может быть более выгодным, чем через Китай, с точки зрения расстояния. Однако у этого проекта есть другой главный недостаток – это обеспечение безопасности, так как трубопровод будет проходить по территории Афганистана и Пакистана, где ситуация достаточно напряженная, отмечает аналитик управления инвестопераций «Ланта-Банка» Роман Ермаков.
В конечном счете эксперты сходятся в одном. У России есть возможности наращивать поставки СПГ в Индию. Это тоже потребует серьезных капитальных затрат на строительство заводов, однако будет экономически более разумным решением, чем трубопроводные поставки.