Экономика

8 мая 2014, 19:32

Минтранс пожаловался на нехватку денег на новые дороги

Фото: РИА "Новости"

На строительство автомобильных дорог не хватает денег, жалуется Минтранс и предлагает хотя бы поднять акцизы на бензин. Иначе, пугает ведомство, удвоить объемы строительства дорог в ближайшие 10 лет, как того требует президент, не получится. Однако жаловаться на недофинансирование дорожникам в последние годы грешно.

Поручение президента Путина об удвоении объемов строительства автомобильных дорог в ближайшие 10 лет может быть не выполнено в установленные сроки, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, выступая на заседании правительства. Президент Владимир Путин поручил в ближайшее десятилетие построить не менее 7,5 тыс. км новых федеральных автодорог и более 42 тыс. км новых региональных и местных автодорог.

Конечно, повышение акцизов может сказаться на прибыли дорожных фондов. Но не на качестве дорог

Сколько километров федеральных дорог в реальности смогут построить, Соколов не сказал. А по региональным посчитал, что, «по результатам мониторинга, в ближайшие три года субъекты планируют построить только 10 тыс. км дорог, только четверть необходимой протяженности, что явно недостаточно».

Кто виноват

Выполнить указания президента в срок будет сложно по двум причинам, указывает министр транспорта. Во-первых, из-за недавнего сокращения финансирования транспортной госпрограммы. Во-вторых, из-за слишком низких ставок акцизов на бензин, которые должны были повышаться в течение трех лет с 2011 года на 1 рубль ежегодно, но этого не произошло.

Госпрограмма «Развитие транспортной системы» на 2013–2020 годы действительно в конце апреля была утверждена правительством в новом варианте, где общий объем финансирования сократился с более чем 12,5 трлн рублей до около 12,3 трлн рублей. Сэкономили в большей степени на средствах федерального бюджета, основная часть которых идет в Федеральный дорожный фонд, на строительство новых федеральных автотрасс.

Таким образом, правительство частично поддержало предложение Минфина о сокращении госинвестиций в транспортный сектор (ведомство требовало сокращения госрасходов почти на 660 млрд рублей). Тогда как предложения Минтранса о том, чтобы, наоборот, увеличить финансирование госпрограммы, поддержки не нашли. Ведомство хотело увеличить расходы из федерального бюджета на 200 млрд рублей, из региональных бюджетов – более чем в два раза (до 96 млрд рублей).

С другой стороны, правительство частично удовлетворило просьбу Минтранса по привлечению средств из Фонда национального благосостояния, чего раньше не было. Правда, ведомство просило 300 млрд рублей из ФНБ на проекты ЦКАД и БАМ Транссиб, а выделить решили вдвое меньше – 150 млрд рублей (согласно новой редакции госпрограммы). Но и это уже большое достижение. Соколов предупреждает, что если финансирование программы будет снижено еще раз, то это точно приведет к невыполнению поручений президента.

Что касается строительства региональных дорог, то здесь проблемы связаны с недофинансированием региональных дорожных фондов за счет поступлений от акцизов на бензин. Власти обещали увеличивать ставки акцизов на бензин (на рубль каждый год). «В 2011 году такие обязательства были выполнены полностью, а в 2012 году, начиная со второго полугодия, в соответствии с регламентами Таможенного союза ставки акцизов на высококлассное топливо были резко снижены с одновременным увеличением ставок на горючее класса 3 и ниже», – напоминает Соколов.

Это привело к тому, что региональные дорожные фонды за два прошедших года недополучили порядка 70 млрд рублей, говорит министр транспорта. Правда, порой фонды еще и плохо организуют свою работу. «Сейчас совместно со Счетной палатой мы работаем над замечаниями, высказанными рядом регионов, по эффективности и своевременности освоения средств, полученных из Федерального дорожного фонда», – сообщил Соколов.

Что делать

Чтобы все же выполнить поручение Владимира Путина и построить-таки более 50 тыс. км новых дорог в России, Минтранс предлагает увеличить ставки акцизов на бензин, за счет которых идет наполнение дорожных фондов. Также следует ужесточить контроль за перевозкой тяжеловесных грузов по автодорогам (которые быстрей разрушают дорожное полотно) и жестко контролировать цены на материалы для строительства дорог. Минтранс предлагает сделать ФАС главным контрольным органом в этом вопросе.

И на этот раз правительство может услышать просьбы Министерства транспорта. По крайней мере, вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что правительство в течение ближайшего месяца рассмотрит возможность изменения налогообложения в сфере нефтепродуктов и дорожного строительства, чтобы в полной мере обеспечить финансирование дорожных фондов. «Но в этом случае они будут финансироваться не только за счет акцизов, но и за счет других налогов», – пояснил он. Логично предположить рост цен на бензин и увеличение транспортного налога.

«Конечно, повышение акцизов может сказаться на прибыли дорожных фондов. Но не на качестве дорог», – считает первый вице-президента Российского союза инженеров Иван Андриевский. Недостаточно просто строить новые километры дорог, необходимо класть качественное дорожное полотно.

#{image=782171}Как рассказывает эксперт, проверки обнаруживают, в частности, множественные дефекты асфальтобетонного покрытия, а попросту говоря, выбоины и ямы, превышающие предельно допустимые параметры. Размеры ям порой поражают – и даже примеры искать не надо. Буквально 8 мая на одной из дорог Тюмени провалился асфальт, в результате чего образовалась яма около пяти метров в диаметре. Причины такого обвала пока устанавливаются, но она, скорее всего, на поверхности.

Часто происходит разрушение обочин, нет горизонтальной дорожной разметки и тротуара, достаточного освещения улиц, а дорожные знаки либо неверны, либо просто-напросто отсутствуют, добавляет Андриевский.

Проверка, проведенная органами Генпрокуратуры, показывает, что более 50% федеральных автодорог и большинство дорог регионального значения не соответствуют установленным законами нормам. «Это просто пугающая статистика», – говорит эксперт.

И дело, по его мнению, вовсе в не сокращении финансирования и высоких ценах на материалы или строительство. «Объем денег, поступающий на дорожное строительство, неуклонно растет. Президент выделил на эти цели 700 млрд рублей в 2011 году, а в 2013 году – уже 845 млрд рублей. Серьезный бюджет лишил дорожников возможности жаловаться на недофинансирование», – считает Иван Андриевский.

Если сравнить, то транспортная госпрограмма сократилась на самом деле незначительно – относительно, например, 10-кратного сокращения бюджетного финансирования программы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. «Наиболее вероятная причина сокращения транспортной госпрограммы – в дефиците бюджета страны. Власти ищут способы пополнить бюджет, сокращая разные статьи расходов», – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Коррупция 

Еще один немаловажный фактор, из-за которого у нас в стране не развивается нормально инфраструктура, – это коррупция. «И рост цен здесь ни при чем. И у нас сегодня есть и технологии, и ресурсы, чтобы строить прекрасные современные магистрали. Все дело в человеческом факторе. Проще говоря, воруют. Не соблюдают технологий, не соблюдают правильное соотношение примесей в грунт. Причина заключается как минимум в неэффективности, как максимум – в коррупции и хищениях», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Как рассказывает Андриевский, одна из будничных криминальных схем для присвоения бюджетных денег выглядит так: в смете есть строка «Текущий ремонт и содержание дороги». Под нее выделяются бюджетные средства. Каждая строительная организация понимает эту фразу так, как ей удобно, не задумываясь о ГОСТах.

«Речь здесь в основном идет о мелких компаниях, которые получают подряды. Крупной компании намного труднее закрыть глаза на существующие стандарты и нормы. У нее, скорее, проблемы другого рода – неэффективность, отсутствие мотивации, нежелание что-либо модернизировать и изношенный парк техники», – говорит эксперт.

Кроме этого, мешает и несогласованность ремонта с другими организациями. «Сколько раз мы видели, как свежий асфальт взламывается отбойными молотками по распоряжению Водоканала или ГУП ТЭКа, поскольку что-то забыли положить, ту же гидроизоляцию. Дорожники оказываются крайними в этой ситуации», – указывает Андриевский.

Дороги в России – вместе с уровнем смертности в ДТП – являются одними из главных инфраструктурных и социальных проблем страны. Более того, ухудшающееся состояние автомобильных дорог в России подрывает любые усилия по улучшению инвестклимата в стране.

Однако совсем не обязательно любой ценой, например за счет еще большего удорожания бензина, выполнять первоначальные показатели ФЦП. «Ничего страшного в том, что какие-то дороги будут построены позднее», – считает Дмитрий Баранов. Главное, чтобы был достаточный уровень качества, чтобы дороги не портили экологию или жизнь населения и т. д.

«В первую очередь надо строить те дороги, которые помогут решить самые острые проблемы автомобильного сообщения, ликвидируют «узкие места», улучшат жизнь наших граждан. То есть новый мост и дорога в какое-нибудь отдаленное село или деревню, которые регулярно отрезаются паводком и до которых не может доехать скорая или автолавка, для страны ничуть не менее важны, чем новая автомагистраль Москва – Санкт-Петербург», – считает эксперт из УК «Финам Менеджмент».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Песков подтвердил факт разговора Путина и Трампа
Темы дня

Освобождение Гуляйполя меняет повестку встречи Трампа с Зеленским

Владимир Путин, комментируя освобождение крупного запорожского города Гуляйполе, заявил, что успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ с занимаемых территорий. По мнению экспертов, это заявление имеет как военное, так и дипломатическое значение. Почему взятие этого города исторически важно для России и как слова президента повлияют на встречу Дональда Трампа с Владимиром Зеленским?

Россия перешла к новому этапу борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией в России приобрела в 2025 году особую значимость. Серия громких дел и судебных процессов продемонстрировала не только масштаб проблемы, но и усиление внимания правоохранителей к злоупотреблениям во власти. Как говорят эксперты, принимаемые меры носят сегодня системный, а не показательный характер, существующие механизмы борьбы действительно работают и дают результаты.

Названа главная цель Зеленского в переговорах с Трампом

Появились подробности задержания диверсантов ГУР в Красноармейске

Умерла актриса Брижит Бардо

Новости

Лавров напомнил «непонятливым» европейцам о военной позиции России

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что любые попытки напасть на страну встретят сокрушительный ответ.

На Украине придумали способ увеличить количество ТЦК

Власти Украины зарегистрировали в Верховной раде законопроект о создании территориальных центров комплектования (ТЦК, аналог военкоматов) на уровне сельских и поселковых населенных пунктов.

Гросси сообщил о временном прекращении огня у Запорожской АЭС

В районе Запорожской атомной электростанции объявлено временное прекращение огня, сообщил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси.

Лукашенко сбили с ног во время хоккейного матча в Минске (видео)

Во время хоккейного матча между командой президента Белоруссии и сборной Брестской области на льду «Олимпик-Арены» в Минске Александра Лукашенко сбили с ног, сообщили СМИ.

Львенка в тяжелом состоянии забрали у блогера в «Москва-Сити» (видео)

Межрайонная природоохранная прокуратура Москвы организовала проверку после сообщений о жестоком обращении с 2,5- месячной львицей, ранее проживавшей в квартире в «Москва-Сити».

Маск заявил о произошедшем «великом замещении» в Европе

В Европе уже произошло «великое замещение» населения, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Стало известно о двух выступлениях Долиной в канун Нового года

Певица Лариса Долина выступит в спектакле «Фигаро» на сцене Театра на Таганке в Москве дважды в канун Нового года – 31 декабря.

Лавров дал совет правительству Японии

Политика Токио по ускоренной милитаризации может негативно сказаться на стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Der Spiegel: Разногласия между Макроном и Мерцем усилились из-за Путина

Разногласия между президентом Франции Эмманюэлем Макроном и канцлером Германии Фридрихом Мерцем обострились на фоне предложения Парижа возобновить диалог с российским лидером Владимиром Путиным, сообщили СМИ.

В Мариуполе открыли восстановленный драмтеатр

Драматический театр города Мариуполь вновь распахнул двери для зрителей после масштабного восстановления, в церемонии приняли участие руководители ДНР и Петербурга.

В Британии объяснили пропуск Стармером совещания с Зеленским

Премьер-министр Британии Кир Стармер не принял участие в телефонном разговоре европейских лидеров с Владимиром Зеленским перед встречей главы киевского режима с президентом США Дональдом Трампом, сообщает The Daily Telegraph.

«Сбер» раскрыл ежемесячные траты россиян в 2025 году

Потребительские расходы россиян в январе–ноябре 2025 года в среднем составили 40,4 тыс. рублей в месяц, говорится в исследовании «СберИндекса».
Мнения

Ирина Алкснис: Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов