Экономика

15 мая 2014, 14:31

Западный бизнес возмутился санкциями против России

Чиновники США, Канады и ЕС принимают решения, которые всерьез мешают бизнесу их собственных компаний. Больше всего санкциями против России возмущены те, кто тесно работает с РФ в космосе, авиации, автопроме и нефтегазовом секторе. Но они не готовы сдаваться без боя и пытаются защитить свои проекты и своих российских партнеров.

Западные компании возмущаются санкциями против России, потому что они наносят им прямой вред. Так, санкции против России угрожают реализации проектов компании Airbus в космической сфере. «Санкции скажутся на наших возможностях экспортировать в Россию, а также коснутся запусков спутников при помощи российских носителей», говорит вице-президент группы Airbus по космическим проектам Франсуа Ок.

Санкции скажутся на наших возможностях экспортировать в Россию, а также коснутся запусков спутников при помощи российских носителей

В новых условиях Airbus не сможет поставить России два спутника, а также лишится возможности осуществить запуск еще одного космического аппарата, который должен был быть выведен на орбиту российской РН «Протон». И все потому, что США отказались выдавать лицензии на поставку в Россию космических аппаратов, имеющих американские комплектующие, а также запретили запуск таких аппаратов российскими ракетами-носителями (РН). Это в конечном итоге касается «почти всех спутников», печалится Ок.

В ближайшее время ракета «Союз» еще совершит запуск нескольких спутников производства Airbus согласно плану, говорит Ок. Однако это станет возможным только потому, что лицензию на них успели получить до введения нынешних ограничений.

«Украинский кризис оказывает серьезное воздействие на нашу деятельность, и к этому добавляются возможные сопутствующие решения различных европейских государств», резюмировал вице-президент Airbus. По его словам, это окажет «потенциально существенный урон, если так будет продолжаться».

Канадская компания Bombardier Aerospace очень надеется, что санкции ее правительства против России (в частности, против главы Ростеха Сергея Чемезова) не помешают ей завершить в 2014 году доработку соглашения о создании совместного с Ростехом производства самолетов. Речь идет о сборке Bombardier Q-400 двухмоторных турбовинтовых машин для линий средней протяженности. Инвестиции в проект должны составить 100 млн долларов.

В марте глава Bombardier Пьер Бодуан не исключил возможности приостановки российско-канадского проекта. На этой неделе глава Минпромторга России Денис Мантуров обратил внимание на этот проект, заявив, что уже сомневается в перспективах создания совместного производства с канадцами. После чего Bombardier поспешила убедить российское руководство, что несмотря ни на что настроена открыть с Ростехом завод.

«Мы остаемся приверженными проекту и дорабатываем соглашение с Ростехом. Надеемся, что сможем сделать это в 2014 году. Конечно, мы хорошо знаем общий контекст, в котором здесь работаем, и дискуссии продолжаются. Мы внимательно следим за ситуацией», сказала представитель компании по связям с общественностью Марианелла де ла Баррера. По ее словам, это межправительственный вопрос, но компания поддерживает коммерческие связи с Ростехом.

«Мы работаем так же, как работали раньше, разве что усиленно мониторим ситуацию. Мы оцениваем ее влияние на наш бизнес, но, на мой взгляд, остаемся приверженными заключению соглашения. Что касается Ростеха они не входят в санкционный список», отметила де ла Баррера. Понятно, что в компании надеются, что Канада не сделает ход конем и не прикажет отказаться от партнерства с российской компанией.

Под угрозой провала оказался также проект канадско-австрийской компании Magna, одного из крупнейших производителей автокомплектующих. Канадское правительство направило ей письмо с требованием прекратить контракт с «Автотором» российским сборочным предприятием в Калининградской области. Глава правительства Дмитрий Медведев потребовал держать ситуацию под контролем, предупредив, что Россия может  пересмотреть экономические связи с Канадой, не уточнив подробностей.

Однако Magna не хочет разрывать контракт с «Автотором», как того требует правительство Канады, и собирается продолжить создавать автокластер в Калининградской области вместе с российским партнером. Потому что это обернется для компании миллионными убытками. Сейчас СП Magna и «Автотора» находится на стадии подготовки технического обоснования ТО, на подготовку которого потратилась именно канадская компания. Они хотят построить в Калининградской области пять заводов полного цикла и 16 производств автомобильных компонентов. Запланированные инвестиции в проект – 150 млрд рублей.

Европейские партнеры Газпрома вообще очень постарались, чтобы уговорить чиновников ЕС исключить из санкционного списка главу Газпрома Алексея Миллера, фамилия которого изначально там была. Это вылилось бы в серьезные проблемы и убытки для европейских нефтегазовых компаний.

Свежий пример открытие накануне завода немецкой RMA Pipeline Equipment в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга». Если бы европейский бизнес не вступился за Миллера, это событие оказалось бы совсем не радостным, а очень даже рискованным. Главный покупатель продукции немецкой компании – Газпром. Если бы из-за санкций пришлось лишиться бизнеса с Газпромом, то потраченные на завод 1,7 млрд рублей можно было бы списывать в убытки. Как минимум окупать инвестиции в этот завод пришлось бы намного дольше, чем прописано в бизнес-плане немцев, а в худшем случае его вообще вскоре пришлось бы закрыть.

Европейский бизнес не готов терять деньги на крупнейшем в Европе рынке – российском, и политическая мотивация действует на него слабо. «Мы видим прямое противоречие между заявлениями политиков и интересами европейского бизнеса. Это может показаться странным, но только на первый взгляд. Просто суверенных стран по факту в Европе нет. Европейские правительства в большей или меньшей степени зависят от США, которые, как всегда, стараются решать свои задачи за чужой счет»,  говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.

«Экономики ЕС, США и России особенно сильно взаимосвязаны в авиационной, автомобильной и нефтегазовой сферах. Поэтому введение любых, малейших ограничений отражается на экономике США и ЕС», говорит член президиума Ассоциации молодых предпринимателей и глава инжинирингового холдинга «КИТ» Александр Толстых. Европа вообще серьезно зависит от российского газа, и в ближайшие годы ей негде искать замену. В авиации и космосе огромное количество очень дорогих совместных проектов. Крупнейшие мировые автоконцерны уже все обзавелись собственными заводами в России, а Renault вообще является главным акционером АвтоВАЗа.

«Это все огромные инвестиции. Поэтому почти все западные бизнесмены будут использовать свои лоббистские возможности, чтобы избежать санкций в важных для них сферах или снизить урон, наносимый этими санкциями, как это произошло с Миллером», уверен Александр Толстых.

При этом европейский бизнес напрягся еще и потому, что Россию провоцируют на ответные меры. К примеру, угроза закрыть авиатранзит через российскую территорию крайне болезненно ударит по западным авиакомпаниям. Лететь из Европы в Азию через Сибирь быстрей и выгодней, даже с учетом необходимости платить за это дополнительные пролетные деньги.

А когда Владимир Путин подпишет с китайцами контракт на поставки туда 40 млрд кубометров газа (что ожидается на следующей неделе), то Россия сможет без негативных последствий для себя вообще прекратить продавать газ Европе. США согреть ЕС точно не смогут. «Обещания США пополнить украинский энергетический баланс «сланцевым газом» и обеспечить Евросоюзу альтернативные газовые поставки выглядят полным блефом»,замечает Разуваев.

К сожалению, некоторые западные политики хотят новых санкций и оказывают давление на первых лиц. Поэтому возможно продолжение. «Однако новые санкции по-прежнему будут вводиться с осторожностью и с некоторыми оговорками. Пока у Запада есть поле для поиска компромиссов. Но это поле не безгранично, и скоро им придется уже серьезно подумать о том, стоит ли выдвигать ту или иную санкцию», считает Толстых.

России же, со своей стороны, стоит подумать о том, что в нынешней ситуации реализовывать вместе с Западом совместные инфраструктурные проекты или проекты в топливно-энергетической сфере небезопасно для нашей экономики. «Участие западных инжиниринговых компаний в совместных проектах подразумевает значительную долю импортного оборудования в проекте. В случае обострения экономических и политических отношений это приводит к проблемам с заменой или ремонтом оборудования, что может привести к остановке технологических процессов. Поэтому промышленному комплексу России необходимо выходить на максимальную автономность во всех отраслях, а не только в ВПК», резюмирует Александр Толстых.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин поздравил спасателей России с профессиональным праздником
Темы дня

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Роспотребнадзор выдал предписание об изъятии напитка Aloe Vera из продажи

Реализация партии напитка Aloe Vera приостановлена после проверки, выявившей возможную опасность для потребителей продукции с датой изготовления 11 августа 2025 года.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Путин в Совбезе обсудил развитие ИИ для обороны страны

На совещании Совбеза президент России Владимир Путин поднял вопрос развития искусственного интеллекта (ИИ) для нужд обороны и безопасности.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов