Газпром выставил «Нафтогазу Украины» счет на 11,388 млрд долларов за невыборку в прошлом году газа по условию «бери или плати» (take-or-pay), заявил зампред правления российской компании Александр Медведев.
В свете новых событий самое время отказаться от политики всепрощения и припомнить Украине все ее долги, которые она самовольно отказывается платить
По правилу «бери или плати», прописанному в контракте, Россия гарантирует поставку максимум 52 млрд кубометров газа Украине. Со своей стороны Киев обязан покупать у России ежегодно минимум 80% от этого объема, или 41,6 млрд кубометров. По этому правилу, даже если Киев не выбирает столько, заплатить за 41,6 млрд кубов он все равно должен.
Нафтогаз выбрал в прошлом году только 12,9 млрд кубов. Таким образом, Газпром требует оплату за 28,7 млрд кубов газа по цене 396 долларов за тысячу кубометров.
До сих пор Газпром сквозь пальцы смотрел на то, что Украина нарушала правило контракта take-or-pay. В 2012 году Нафтогаз выбрал и заплатил лишь за 25 млрд кубов вместо 41,6 млрд. Но российская компания тогда простила недополученные 7,1 млрд долларов. В 2010 и 2011 годах ситуация складывалась аналогичным образом: Украина нарушала правила контракта, недоплачивала, а Россия по-дружески прощала. Однако в свете новых событий самое время отказаться от политики всепрощения и припомнить Украине все ее долги, которые она самовольно отказывается платить.
Сейчас создается явное ощущение, что ни ЕС, ни сама Украина не собираются решать даже проблему украинского долга в 2,2 млрд долларов за реально поставленный в 2013 и 2014 годах российский газ. Президент России Владимир Путин 17 апреля дал последний шанс Киеву и Брюсселю переговорным путем прийти к решению вопроса оплаты этого долга.
Срок был обозначен в месяц. В противном случае – Россия в правовых рамках контракта переводит Нафтогаз на систему предоплаты поставок газа. У Украины денег нет, поэтому для нее это будет означать закрытие вентиля. В этих условиях возникает угроза транзиту российского газа в Европу через территорию Украины, которая для его обеспечения должна поддерживать определенный уровень заполненности своих подземных хранилищ газа (ПХГ). К осени в ПХГ должно быть закачано минимум 17 млрд кубометров газа, и только тогда южные страны Европы зимой не замерзнут.
С тех пор прошла уже неделя. И несмотря на заверения ЕК, что она готова провести переговоры, дата трехсторонней встречи до сих пор не назначена. Более того, вокруг этой встречи так называемые киевские власти провоцируют какие-то непонятные инсинуации с таким посылом, что никто встречаться с Россией не собирается.
Тем временем Россия продолжает следовать своему обещанию подождать с введением предоплаты, предлагая безотлагательно провести консультации по критической ситуации в украинском энергокомплексе. Россия рассчитывает на предстоящей встрече по Украине обсудить с Еврокомиссией украинскую задолженность за газ и ожидает, что в переговорах примут участие представители финансовых и коммерческих директоратов ЕК, заявил в четверг постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.
«Это касается общего состояния дел, финансовых аспектов задолженности за газ. Мы считаем, что положение в энергокомплексе Украины – это часть более общего финансово-экономического положения страны, поэтому мы готовы к этим консультациям подключить не только представителей нашего энергокомплекса, не только Минэнерго и Газпрома как основного поставщика, но также Министерства финансов, Минэкономразвития и МИД, разумеется», – сказал Чижов.
Соответственно, по его словам, российская сторона ожидает, что помимо еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера на встрече «будут и представители других гендиректоратов, которые занимаются финансами и торгово-экономическими делами».
Киев не оплачивал газ и по низкой цене (в январе–марте по 268,5 долларов за тыс. кубов), а с апреля стоимость российского газа резко выросла вследствие отмены всех скидок (до 480 долларов). Украина теперь злится, что стало прямым следствием слишком мягкой и дружеской позиции в чисто коммерческом вопросе, где не должно быть место личным чувствам. А Газпром позволял себе личные теплые чувства к соседу, который давно сел на шею и за столько лет разучился ходить по земле самостоятельно.
Министр энергетики Украины Юрий Продан ответ на выставление Россией счета на 11 млрд долларов за недобор газа сам подсказывает оптимальный для Москвы сценарий действий. Продан предложил Газпрому взыскать долг за невыборку газа через суд. «Газпром выставил такой счет, и если он хочет, пусть судится и идет в арбитраж», – сказал Продан. «Практика показывает, что европейские компании не платят по такой системе», – добавил он. К тому же Украина заблаговременно обращалась к российским партнерам с просьбой скорректировать объемы, указал он.
Либо Продан на самом деле верит в свою правоту, поэтому делает такие самонадеянные заявления, либо хочет набрать очки у националистической части Украины. Во-первых, в европейских контрактах прописано точно такое же правило «бери или плати», и как раз европейцы изо всех сил стараются ему следовать, чтобы не стать нарушителями. Во-вторых, устные заявления и просьбы украинских властей – это не документ с подписями, поэтому никакой юридической силы не имеют.
«С хозяйственной точки зрения правило «бери и плати» – это обычная практика при снабжении энергетическими ресурсами. Объясняется она расходами поставщика на обеспечение условленных договором объемов поставки, а с юридической точки зрения – принципом свободы договора», – говорит газете ВЗГЛЯД председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.
По его мнению, при наличии соответствующих обязательств в договоре с Нафтогазом (а они есть) у Газпрома имеются неплохие шансы выиграть спор в суде, если, конечно, политические соображения не возобладают над юридическими.
Поэтому Газпрому стоит сделать одолжение Продану и подать на Нафтогаз иск в суд с требованием возместить 11 млрд долларов долга за недобор газа. Конечно, у Киева нет даже 2,2 млрд долларов, поэтому за недобор газа получить реальные деньги не получится даже при положительном для Газпрома решении суда. Однако это будет как минимум психологическая победа. И, главное, это будет еще один четкий сигнал для Киева о том, что отныне отношения строятся в русле коммерческого договора, а не исключений из него.