Европейский комиссар по конкуренции Хоакин Альмуния в оставшийся до конца его полномочий срок должен вынести вердикт в отношении Google и Газпрома, которых ЕК обвиняет в несправедливом доминировании на рынке ЕС, сообщает Reuters со ссылкой на осведомленные источники в Брюсселе.
Альмуния выдвинет в адрес подконтрольного Кремлю концерна формальные обвинения в дискриминации европейских потребителей в области цены
Полномочия Альмунии официально истекают в ноябре 2014 года, однако источники уверяют, что с апреля испанец-социалист может оказаться загружен параллельными обязанностями, когда некоторые его коллеги по Еврокомиссии уйдут в отставку для участия в выборах в Европарламент. Поэтому он указывает, что у еврокомиссара по конкуренции, занимающего этот пост с 2009 года, будет лишь несколько недель для того, чтобы вынести вердикты по двум делам. Альмуния может либо достичь соглашений с интернет-гигантом и российским экспортером газа в обмен на их обязательства поменять деловые практики, либо выдвинуть обоим формальные обвинения.
Интересно, что с Google Альмуния склонен заключить сделку, хотя и отклонил первые два пакета уступок со стороны компании, сообщил высокопоставленный чиновник ЕС. Но в случае с Газпромом ситуация обещает развиваться иначе, иллюстрируя смену настроения в отношении Москвы.
Альмуния, вероятно, выдвинет в адрес подконтрольного Кремлю концерна формальные обвинения в дискриминации европейских потребителей в области цены, по которой он продает им газ, сказал чиновник. Этим шагом Альмуния оставит принятие финального решения за преемником, и Кремлю придется надеяться, что новый еврокомиссар окажется мягче.
Еврокомиссия с начала сентября 2012 года ведет расследование по трем возможным случаям нарушения Газпромом правил конкуренции на рынке ЕС. Во-первых, Газпром, предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны – члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, Газпром мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть. Расследование затрагивает рынки таких стран, как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария.
В Газпроме заподозрили, что власти ЕС, запустив расследование на восточноевропейских рынках, «с помощью закулисных игр пытаются выбить скидки для себя», а также пытаются заставить Газпром перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую.
Спустя год после начала расследования (в начале октября 2013 года) Альмуния заявил, что регуляторы, ведущие расследование, готовы потребовать с Газпрома штраф в 15 млрд долларов за злоупотребление доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе. Если российский холдинг будет признан виновным, ему может грозить штраф в 10% от годового оборота компании и пересмотр контрактов на поставки газа европейским потребителям.
Однако тогда еврокомиссар отказался уточнить, в какой срок власти планируют предъявить Газпрому свои претензии. Неофициально сообщалось, что это будет сделано до конца 2013 года. Однако до сих пор ЕК не вынесла вердикт.
Вся эта ситуация сопровождалась очередными попытками Польши и Литвы, которые чувствовали поддержку ЕК, потребовать от Газпрома скидок на газ. Тем временем активные переговоры ЕК и Газпрома (с Александром Медведевым) продолжились в режиме закрытых дверей. В начале декабря Альмуния заявил, что Газпром выразил готовность изучить возможность достижения взаимоприемлемого решения и предоставит свои предложения по снятию претензий со стороны ЕК. Однако о судьбе этих предложений ничего не известно.
Одновременно с этой историей ЕК неожиданно предъявила новые претензии к Газпрому: газопровод «Южный поток», строящийся российской компанией, не имеет легальных оснований для работы в Европе, так как непонятно, сможет ли труба соответствовать нормам Третьего энергопакета. Якобы все соглашения со странами, по которым пройдет труба (Болгария, Сербия, Венгрия, Греция, Словения, Хорватия и Австрия), не имеют юридической силы и должны быть пересмотрены.
Замминистра энергетики РФ Анатолий Янковский тогда парировал еврокомиссару, что Россия не признает за ЕС права влиять на проекты, вроде трубопроводов, которые прокладываются не только на его территории. А межправительственные соглашения, заключенные Россией с другими странами, юридически имеют больше веса, чем остальные нормы. В Газпроме заявили, что нашли покупателей на весь предполагаемый объем газа в 63 млрд кубометров в год и что «ничто не может остановить строительство «Южного потока». В итоге Газпром продавил Европу по этому вопросу.
Однако антимонопольное дело против Газпрома, скорее всего, закончится реальным обвинением со стороны нового еврокомиссара по конкуренции, который продолжит дело своего предшественника.
«Учитывая охлаждение взаимоотношений между Москвой и Брюсселем в последние месяцы из-за ситуации на Украине, такой вариант очень даже вероятен, особенно если учесть давние претензии ЕС к политике ценообразования российского газа», – считает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
Возможные последствия для Газпрома, по его мнению, сводятся к выплате штрафа и предоставления скидки на газ. «Общие возможные убытки российской компании я оцениваю максимум в 3,5 млрд долларов за год, однако новостной фон для акций Газпрома в этом случае может оказаться еще более негативным и бумаги компании на ММВБ могут опуститься ниже 120 рублей за штуку», – прогнозирует Авакян.
Однако директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев не исключает, что Газпром решит все-таки пойти на мировую, предоставив европейским потребителям скидку на газ, чтобы не платить еще штраф. При этом российская компания постарается компенсировать потери за счет увеличения объемов, считает он.
Впрочем, управляющий портфелями акций Concern General Invest Владислав Метнев считает, что Газпром сможет избежать каких-либо крупных штрафов в случае обвинения со стороны ЕК.
«Во-первых, Газпром за последние два года предоставил скидки ряду европейских покупателей, которые носили в том числе и ретроспективный характер. Во-вторых, на условиях, схожих с газпромовскими, поставляет газ норвежская компания Statoil. Таким образом, если выставлять обвинительные заключения, то тогда уже всем поставщикам. А эта ситуация маловероятна», – аргументирует Владислав Метнев.
Авакян также считает, что возможностей у России доказать необоснованность такого обвинения более чем достаточно. «Можно напомнить о том, по какой цене продает газ, например, Норвегия или по какой цене приобретает газ Япония», – говорит он.
«Монопольные позиции Газпрома в Европе естественны, так как альтернативы российскому газу просто нет. Другое дело, будет ли принята данная аргументация», – говорит Разуваев. Однако российское правительство может формально разрушить монополию Газпрома, сохранив монополию самой России, если допустит на европейские рынки российских независимых производителей газа – Роснефть и НОВАТЭК. «Эти разговоры идут давно, предполагается, что размер экспортной квоты будет пропорционален доле в национальной добыче», – напоминает Разуваев.
«Но, к сожалению, у ЕС слишком развязаны руки, и сейчас политика еврочиновников становится все более агрессивной. Хотя такая политика ЕК ни к чему хорошему не приведет, в первую очередь для самой Европы. Россия является одним из наиболее надежных мировых поставщиков энергоносителей, хотя бы и за эту надежность можно уже требовать какую-то доплату», – считает Авакян.
При этом он считает неправильным, что Москва очень часто идет на уступки своим потребителям в Европе. «Я считаю, что Газпром должен в этом вопросе занять твердую позицию и ни в коем случае не сдавать свои позиции, иначе в среднесрочной перспективе потери газового монополиста могут оказаться куда более серьезными», – резюмирует Авакян.