Совершенно неожиданно, без какого-либо предупреждения в 11.10 мск в среду Украина в одностороннем порядке полностью отключила Крым и Севастополь от энергоснабжения. «По всем четырем линиям, в ноль», – сообщил министр топлива и энергетики республики Сергей Егоров.
Это было сделано специально. И в основе такого решения Киева лежат как политические, так и экономические мотивы
Спустя два часа Украина все же восстановила энергоснабжение Крыма, правда, в ограниченном режиме. Чуть позже вице-премьер республики Михаил Шеремет сообщил, что на полуостров поступает 650 МВт электроэнергии с Украины, подтвердив частичное восстановление энергоснабжения с ее стороны. Кроме того, Крыму удалось к этому времени задействовать все внутренние генерирующие мощности, сказал Шеремет.
Однако Украина долго не сообщала о причинах отключения. Шеремет предположил, что это может быть связано «с какими-то неполадками, может быть, какие-то причины на границе». Глава Крыма Сергей Аксенов вообще предположил, что произошедшее отключение электроэнергии является «вражеской диверсией». «Вражеские диверсии не прекращаются», – заявил он.
Сергей Кондратьев, старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов», не исключил возможный политический подтекст отключения Крыма. «Вполне возможно, что для украинских властей это может быть неким пиар-шагом: отключить Крым и объяснить, что вот им тоже плохо», – говорит он газете ВЗГЛЯД.
«И киевлянам, и жителям той же Западной Украины сейчас достаточно сложно. Во многих городах Украины проходят стихийные митинги, потому что электроэнергию отключают на 5–8 часов. У людей без предварительного оповещения отключаются электроплиты и другие сложные бытовые приборы, из-за чего техника ломается, а люди просто не могут нормально жить в течение этого времени. Конечно, у этих людей есть определенная озлобленность, и не только на собственную власть, но и на крымчан, которые, в отличие от них, получали электроэнергию в стабильном режиме», – поясняет Сергей Кондратьев.
Однако это скорее побочный политический мотив, а главная причина перебоев в энергоснабжении Крыма связана с проблемами в украинской энергосистеме, считает Кондратьев. Отключив на два часа свет крымчанам, которые не только исправно платили Киеву за поставки электроэнергии, но и по рыночным ценам – в несколько раз выше стоимости электроэнергии для украинцев, Киев пытается шантажировать Россию.
Как известно, спасти от энергокатастрофы Украину может сейчас только Россия либо ДНР и ЛНР. Киеву нужен и российский уголь, и готовая российская электроэнергия (не говоря уже о газе). Но Россия ограничивает поставки угля на Украину, пытаясь таким путем сблизить Киев с ДНР и ЛНР. Украина же по-прежнему не желает иметь угольных дел с республиками. Так как реальные холода уже совсем близко, а запасы угля по-прежнему минимальны, Киев решил использовать последний козырь – Крым – для того чтобы заставить Россию решить за счет собственных ресурсов энергетические проблемы Украины.
На Украине сложилась сверхкритическая ситуация из-за дефицита угля и электроэнергии. Каждые два дня Укринтерэнерго вынуждено вводить новые графики аварийных отключений, причем достаточно большие. По словам Кондратьева, отключения достигают более 3100 МВт (более 3 ГВт) в часы высокой нагрузки днем. Это более 15% от украинского внутреннего потребления.
Происходит это из-за дефицита угля. До сих пор не удалось возобновить поставки угля из Донбасса, который всегда обеспечивал Украину. Из 49 энергоблоков ТЭС примерно 20–25 энергоблоков постоянно находятся в выключенном состоянии из-за дефицита угля. На многих станциях текущие запасы угля стабильно составляют лишь на день-два работы. Эта не позволяет нормально работать ТЭС, особенно в условиях зимы. Плюс из 15 блоков АЭС работает только 13, а остальные два находятся на плановом ремонте.
Наступление реальных зимних холодов энергосистема Украины может уже не выдержать, что подтверждает и премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Более того, его заявления, которые прозвучали почти сразу после того, как Киев частично восстановил энергоснабжение Крыма, косвенно подтверждает шантаж России. «Ситуация остается очень сложной. Если температурные режимы пойдут вниз, то это означает, что потребление угля увеличивается и веерные отключения будут массовыми. Я давал несколько поручений. Господин министр, я прошу ускорить решение вопросов как поставки электрической энергии, так и обеспечения углем наших электростанций. То, что сейчас нас спасает, – это температура», – сказал Яценюк на заседании кабмина в среду.
И хотя Яценюк прямо не говорит ни одного слова о России, абсолютно всем понятно, что речь идет об импорте именно российского электричества и именно российского угля. Других вариантов просто нет.
Наконец, официальная причина блэкаута Крыма выглядит надуманной и подтверждает истинные мотивы Украины. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин удостоил Россию и Крым объяснением причин спустя лишь три часа после произошедшего. Суть в том, объяснил он, что с 24 декабря Украина ужесточила контроль за соблюдением лимитов потребления электроэнергии, доводимой до потребителя. По словам Демчишина, Укринтерэнерго и Крымэнерго ранее согласовали эти лимиты. Но в среду крымчане превысили эти лимиты, что и привело к временному отключению Крымского полуострова.
«Вполне возможно, что эти лимиты были согласованы (между Украиной и Крымом). Вопрос только в том – когда?» – говорит Сергей Кондратьев. Потому что если лимиты были согласованы летом или даже в сентябре, то это одна ситуация. Зимой традиционно потребление растет, значит должны быть согласованы другие лимиты.
Даже если предположить, что лимиты были согласованы для зимнего периода и действительно произошло их превышение, это все равно не повод для внезапного и полного отключения энергоснабжения потребителей.
«Есть плановое энергопотребление, составляемое на основе исторических данных, о котором Крымэнерго уведомляет Укринтерэнерго, но на макроуровне всегда происходят отклонения, потому что нельзя угадать, когда конкретный потребитель включит чайник. Дисбалансы всегда могут возникать», – объясняет Кондратьев.
Свои украинские компании Укрэнерго даже в нынешней сложной ситуации все равно предупреждает как минимум за час о несоблюдении графика потребления, говорит он.
А поставки электроэнергии в Крым де-факто межгосударственные, поэтому и режим ограничений и уведомлений должен быть другой. Для примера: Украина недавно остановила поставки электроэнергии в ряд стран Восточной Европы. «Та же Венгрия и Словакия получили уведомления о прекращении и сокращении поставок как минимум за пять дней, при этом для этих стран украинские поставки не являются критическими (как для Крыма)», – говорит Кондратьев.
Если бы Украина предупредила Крымэнерго о превышении лимитов хотя бы за час, то полного отключения энергоснабжения полуострова можно было бы избежать. Во-первых, в течение часа-полтора Крым спокойно смог бы подключить мобильные ГТЭС и другие резервные мощности. Кроме того, Минэнерго могло бы ввести аварийный график, ограничив небытовых потребителей электроэнергии. По крайней мере, коллапса всей энергосистемы точно можно было избежать.
«Обычно превышения согласованного перетока не очень большие. Поэтому достаточно отключить не очень много потребителей. Ограничения, которые вводятся Укрэнерго таким волюнтаристским способом, как сейчас, намного болезненней. И самое главное, мы до конца не знаем точных величин лимитов, Укринтерэнерго не очень прозрачная организация, если сравнивать с российскими и западными операторами», – говорит Кондратьев.
Интересно, что параллельно с заявлениями о превышении лимитов потребления Крымом Демчишин отчитался об улучшении энергоситуации внутри Украины. По его словам, дисбаланс в энергосистеме Украины уменьшился до 1000 МВт, тогда как в предыдущие дни он достигал 3000–5000 МВт и более, что позволяет отказаться от аварийных отключений и ограничивать потребление лишь промышленных предприятий. В контексте этого улучшения внутри Украины решение внезапно отключить Крым выглядит еще более подозрительным.
В одночасье избавить Крым от энергозависимости от Украины невозможно, в этом направлении Россия уже работает. Сейчас же для предупреждения риска повторения подобной ситуации есть, по сути, единственно возможный способ – это поставки электроэнергии из России – через Украину – в Крым. Накануне крымские власти сообщили, что подписали с Украиной контракт о транзите электроэнергии для Крыма из России.
Технически такой транзит невозможен. В данном случае речь идет о замещении электроэнергии, об обмене киловаттами. То есть Россия поставляет Украине те объемы, которые потребляет Крым, а Киев обязуется этим же объемом электроэнергии обеспечивать крымчан. По словам Кондратьева, на реализацию такой схемы потребуется два–три дня.
Украина в этом случае теряет деньги от продажи энергии в Крым, с другой стороны, в этой сложной ситуации получает высвободившуюся электроэнергию. Крым за год потребляет 6,3 млрд КВтч, обеспечивая себя лишь на 1,2 млрд КВтч, то есть на 20%. Остальные 5,1 млрд КВтч получает с Украины (данные за 2013 год). Кондратьев уверяет, что Россия в состоянии поставить и все 10–15 млрд КВтч, то есть в два-три раза больше необходимого Крыму. Нет никаких технических проблем с поставками электроэнергии с российской стороны. Единственное, у Украины могут возникнуть проблемы с приемом этой электроэнергии, учитывая разрушенную инфраструктуру на востоке страны из-за военных действий. По крайней мере, оценить возможности системы Украины сейчас сложно.