В ночь на 1 декабря цена на нефть марки Brent на электронных торгах в Лондоне снизилась до 68,28 доллара за баррель. Утром цены продолжили пике вниз. Котировки Brent упали ниже психологически важной отметки 68 долларов – до 67,7 доллара. Это минимум за пять лет, который стал следствием вердикта ОПЕК – не снижать квоты на добычу нефти (озвучен на прошлой неделе).
За этими уровнями вполне может последовать стабилизация рынка нефти и коррекция для рубля
Следом, конечно, ускорилось и падение российской валюты: доллар и евро обновили новые максимумы на Московской бирже. Доллар превысил 53 рубля, евро поднялся выше 67 рублей. К обеду валюты прибавили более чем по три рубля. Официальный курс доллара к рублю, установленный ЦБ РФ на 2 декабря, – 51,8068 рубля, евро – 64,4425 рубля. Валюты прибавили за день почти 2,5 и 3 рубля.
Настроения на рынке объясняются решением ОПЕК, вынесенным в четверг. И хотя отказ снижать добычу был ожидаем и многие ставили на него, рынок отреагировал все равно нервно. В понедельник еще пришла новая статистика из Китая, которая говорит о замедлении экономики страны. Это значит, что росту спроса взяться неоткуда, а на рынке и так избыток сырья. Плюс инвесторы распродают нефтяные фьючерсы.
Рынку потребуется время, чтобы переварить решение ОПЕК, поэтому участники рынка ждут высокой волатильности и не исключают продолжения падения нефти и следом курса рубля.
В такой ситуации делать прогнозы по нефти и, соответственно, по рублю сложно. Тем более что причины ее могут быть совсем не рыночными. Ряд экспертов считают, что нефтяные котировки падают из-за превышения предложения над спросом, однако другие думают, что стоимость барреля формируется за счет картельных действий ОПЕК и рынка фьючерсов.
Фьючерсы превалируют над базовыми параметрами спроса и предложения, считает Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности. США в 1983 году запустили рынок бумажной, виртуальной нефти, теперь, по данным ФНЭБ, 95% сделок на нефтяном рынке – это сделки с нефтяными фьючерсами, которые до исполнения не доводятся. В итоге цены на нефть определяются тем количеством денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов.
Наиболее откровенный из членов ОПЕК – Венесуэла – прямо указывает, что США и некоторые их союзники снизили цены на нефть для того, «чтобы нанести ущерб России, а заодно и Венесуэле». В ОАЭ также ранее обвинили США в избытке нефти на рынке (и падении цен).
«В нынешней динамике цен на нефть почти нет экономики, одна политика. Сговор США и саудитов виден невооруженным взглядом. Запад понял, что санкции слабо влияют на Россию. И ударил в наше самое слабое место – цены на нефть и, как следствие, газ», – считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
60 рублей за доллар
В сложившихся условиях нефти придется искать новый равновесный уровень цен, а это может занять длительный период времени, говорит Валерий Полховский из Forex Club. Двинуть нефтяные котировки вверх сейчас могут либо оживление мировой экономики и рост спроса на 2–4 млн баррелей в сутки, либо рост геополитической напряженности на Ближнем Востоке, считает он. Если Brent преодолеет уровень в 68,20 доллара за баррель, то дальше стоит ждать падения до минимума 2010 года – 63,60 за баррель, ожидает он.
«Существует мнение, что, как в случае с 2008–2009 гг., цены могут и вовсе ненадолго уйти к 40 долларам за баррель. Но такой сценарий является весьма радикальным и основан больше на силе прошлого движения, чем на правильных оценках перспектив», – считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. В любом случае, добавляет он, даже пессимистичные эксперты сомневаются в том, что такой уровень цен может оказаться устойчивым, и говорят о последующей стабилизации около 55–65. Сам Купцикевич полагает, что в первом квартале 2015 года стоимость барреля может опуститься ниже 60 долларов, что откинет рубль к 55 за доллар, а евро – к 65–67. Александр Разуваев считает, что при 60 долларах за баррель можно будет увидеть и 60 рублей за доллар. Однако важно, что все это продлится недолго, уверены эксперты.
«За этими уровнями вполне может последовать стабилизация рынка нефти и коррекция для рубля», – говорит Купцикевич. Александр Пасечник считает, что ситуация на рынке нефти стабилизируется к концу первого квартала 2015 года и цены восстановятся до 80–85 долларов за баррель. Платон Магута из УК «Фонда Магута» ждет 75–80 долларов за баррель не ранее второго квартала 2015 года, когда будет сезонный всплеск спроса на энергию в США и ЕС. «Таким образом, получается, что у спекулянтов еще есть пространство для ставки на падение рубля, но это уже будут не гигантские 30%, как ранее в этом году, а менее 10%», – резюмирует Купцикевич.
Без паники
Так как это временная ситуация, Разуваев советует людям не паниковать. «Да, инфляция может ускориться до 11–12%, но и процентные ставки по депозитам тоже быстро выйдут на новый более высокий уровень. Плюс держать сбережения в валюте геополитического противника – не самая лучшая идея. Все прекрасно понимают, что нынешние трудности российской экономики вызваны давлением извне. Кроме того, за его ослаблением может последовать укрепление, а банк выплатит процентный доход в любом случае. Если же россиян манит жажда азарта и наживы, то есть фондовый рынок», – говорит собеседник.
По его словам, россияне вообще внимательно следят за ростом курса доллара и евро, но свои сбережения все равно хранят в рублях. Такой вывод он делает из опроса, проведенного «Левада-центром*». Так, 63% опрошенных «Левада-центром» россиян обеспокоены падением курса рубля. Еще 55% следят за динамикой обменного курса рубля, причем 21% старается узнавать курс несколько раз в неделю. «Но интерес россиян к валютным курсам, судя по опросу, носит чисто теоретический характер: лишь 7% респондентов сказали, что они обменивали в октябре-ноябре валюту», – указывает Разуваев.
Интерес рядовых граждан к валютным новостям вполне обоснован, ведь многие россияне ездят за рубеж, от курсов валют зависит стоимость импортных товаров, и еще с 90-х годов хорошо известно, что валютный курс является очень гибким и справедливым индикатором состояния дел в национальной экономике, указывает Разуваев. «При этом они делают абсолютно правильный выбор, не вкладывая свои сбережения в валюты чужих и, главное, не особо дружественных России стран», – добавляет он.
Девальвация не проходит бесследно и для бизнеса. Падение рубля меняет все устоявшиеся в бизнесе импортно-экспортные пропорции. «На макроэкономическом уровне ситуация с валютой переламывает всю экономику: вместо того чтобы прогрессировать, ей приходится адаптироваться к новому уровню. Любая адаптация в экономике – это потери частных лиц и компаний, это рабочие места и выпуск продукции, наполнение денежных билетов (реальной стоимостью)», – заявил «Русской службе новостей» главный экономист Института фондовых рынков и управления Михаил Беляев.
Однако вслед за удорожанием импортной продукции и инфляцией целые отечественные отрасли и компании получают дивиденды от нынешней ситуации, писала газета ВЗГЛЯД. «Слабый рубль – это рост промышленности, сейчас он ускорится до 3%, низкая безработица. Плюс компенсация выпадающих из-за снижения цен на нефть доходов бюджета. То есть не все так однозначно», – резюмирует Разуваев из «Альпари».
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента