У минэнерго Украины есть эта неделя, чтобы разработать план, как уменьшить использование природного газа и мазута отечественными ТЭЦ и ТЭС. Один из вариантов решения этой задачи – рассмотреть возможность импорта электрической энергии из России для ее поставки потребителям в случае экономической целесообразности. Такой указ выпустил президент Украины Петр Порошенко. Порошенко надеется, что закупка российской электроэнергии позволит сэкономить собственное топливо. Заодно Порошенко поручил проработать вопрос о переводе всех энергопотребителей на предоплату с 1 декабря этого года.
Тот факт, что Украина решила рассмотреть вариант закупки готовой электроэнергии в России, говорит о более серьезном масштабе проблемы
Ранее Украина уже официально призналась, что не сможет этой зимой обойтись без донецкого или российского угля. Только до конца этого года дефицит угля на Украине оценивается в 5 млн тонн, с ноября по апрель следующего года – порядка 15 млн тонн, посчитал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук.
Тот факт, что Украина решила рассмотреть вариант закупки готовой электроэнергии в России, говорит о более серьезном масштабе проблемы. Это значит, что украинские власти довели ситуацию с нехваткой электроэнергии до критического момента. Получается, что даже закупка угля не способна ее решить. Доставка и генерация на ТЭС – это более долгий процесс. Покупка уже готовой энергии обеспечит оперативную доставку конечному потребителю.
«Отопительный сезон уже идет, и потребление со стороны населения и коммунальных потребителей растет. Это означает, что есть экономическая целесообразность в том, чтобы покупать уже готовую электроэнергию, а не импортировать сначала уголь, поставлять его на ТЭС и перерабатывать, учитывая, что уже времени нет, поджимают сроки», – говорит газете ВЗГЛЯД Юрий Корольчук.
Экономическая целесообразность
Украина производит электроэнергию в основном на атомных и тепловых электростанциях. Проблемы возникли на ТЭС из-за дефицита угля. Надежды на импорт угля из ЮАР взамен донбасскому углю не оправдались. Некоторым украинским ТЭС уже пришлось перейти с угольной на газовую генерацию. Яркий пример – Трипольская ТЭС, которая обеспечивает электроэнергией в том числе Киев.
Однако газовая генерация очень дорого обходится. По данным ДТЭК, себестоимость 1 кВт⋅ч электроэнергии, вырабатываемой газомазутным блоком № 5 на Трипольской ТЭС, составляет 2 гривны, тогда как угольного – 0,86 гривны.
Закупка готовой электроэнергии в России тоже будет обходиться дороже, чем получение электроэнергии путем импорта угля, переработки его на ТЭС и продаже потребителю. Однако это все равно будет дешевле, чем производить электроэнергию путем газовой генерации.
Крым платит 62 евро, или 1200 гривен (при курсе 19,33 гривны за евро) за 1 МВт (1000 кВт) электроэнергии, поставляемой с Украины. Это вполне рыночная цена. Корольчук считает, что Россия будет продавать свою энергию по цене не меньше этой. В этом случае 1 кВт энергии будет обходиться Украине в 1,2 гривны. Это на 34 копейки дороже, чем электроэнергия из угля, но на 80 копеек дешевле, чем из газа.
Таким образом, Украине целесообразно покупать готовую электроэнергию в России не только из-за острой ее нехватки и оперативности доставки конечному потребителю, но и из-за прямой экономической выгоды. Сам Корольчук полагает, что один киловатт электроэнергии из России будет обходиться Украине минимум в 1,5 гривны. Но и в этом случае это дешевле, чем топить ТЭС газом.
Минус в том, что Украине придется заплатить России живыми деньгами, их придется брать в золотовалютном резерве страны. Больше просто неоткуда (по газу ситуация, впрочем, аналогичная).
«Цена электроэнергии, выработанной на украинских ТЭС из угля, не учитывает дотации, которые платит государство ТЭС. В разрезе всей энергосистемы Украины на угольные ТЭС идет более половины дотаций – около 20 млрд гривен. Это фактически то, что не доплачивают потребители в силу более низких тарифов на электроэнергию», – говорит Корольчук.
Для закупок же в России придется заплатить рыночную цену. «Здесь не удастся обойти это такими механизмами, как перекрестное субсидирование, когда атомная электроэнергетика субсидирует тепловую. Придется вынуть живые деньги и заплатить», – говорит Корольчук.
Сколько надо электроэнергии
По оценке Корольчука, в зимний период (с ноября по апрель) Украине будет не хватать 15 млрд кВт электроэнергии, это 10% от общего потребления в этот период. Кроме как у России, найти свободные объемы электроэнергии для закупки других возможностей нет. Венгрия, Польша, Белоруссия, Молдавия и т. д. сами энергозависимы.
Логично предположить, что Украина параллельно будет закупать как российский уголь, так и российскую электроэнергию. В каких пропорциях это может происходить, эксперт гадать сейчас не берется. По его оценке, 15 млрд кВт электроэнергии примерно соответствуют закупке 10 млн тонн угля.
Технически Украина может импортировать из России 2 млрд кВт (2 млн МВт) в месяц. Если брать цену, которую платит Крым за украинские мегаватты, то этот объем обойдется Киеву в 124 млн евро в месяц (в 744 млн евро за шесть месяц при покупке 12 млрд кВт).
#{ussr}По сравнению с газовыми долгами и тратами на закупку российского газа это не такие уж и большие деньги. Однако это все равно не дает никаких гарантий того, что Украина найдет деньги и будет платить по счетам. Поэтому на вопрос о том, должна ли требовать Россия условия предоплаты за поставки электроэнергии по аналогии с требованием по поставкам газа (и потенциальным поставкам угля), логика подсказывает положительный ответ. «Предоплата – это логично», – соглашается Корольчук, но он не исключает, что все-таки удастся договориться на иных условиях.
В любом случае на коммерческих переговорах по поставкам электроэнергии Россия обязательно поставит вопрос гарантий украинским правительством бесперебойных поставок электроэнергии с Украины в Крым. Полуостров уже столкнулся с такой проблемой этой осенью.
Корольчук говорит, что в осенних событиях, когда половина полуострова оказалась в экономической блокаде из-за остановки поставок электроэнергии с Украины, умысла у Киева не было, возникли объективные проблемы в энергосистеме страны. И буквально на днях глава украинского минэнерго Юрий Продан уверил, что Украина не собирается приостанавливать продажу электричества Крыму, который «платит за электроэнергию, причем даже по более высоким тарифам, чем украинские потребители». Однако, во-первых, неизвестно, как долго Продан еще останется в кабинете министров, во-вторых, не случайно он говорит, что решения об отключении Крыма «пока не принимались».
Зависимость Крыма на 70% от поставок электроэнергии с Украины в любом случае делает полуостров уязвимым. Россия, конечно, уже ведет работы по выходу из этой зависимости (планы по строительству новых ТЭС в Севастополе и Симферополе, линий передачи электроэнергии из Краснодарского края), но на это потребуется несколько лет.
Поэтому пусть неформальные, но гарантии по Крыму от Украины Россия будет требовать. И Киев, скорее всего, легко согласится на это условие, учитывая, что Крым платит рыночную цену за электроэнергию, в отличие от украинских потребителей.
Техническое соглашение
Украина до недавнего времени не только не покупала электричество за границей, но еще и экспортировала электроэнергию в ту же Белоруссию и Молдавию. Были лишь отдельные ситуации, например, зимой 2012 года Укрэнерго начала импортировать электроэнергию из России: частная украинская компания ДТЭК подписала договор с российской «Интер РАО ЕЭС» об импорте до 500 МВт⋅ч электроэнергии по ровному графику с 1 февраля.
Дефицит электроэнергии на Украине тогда возник из-за аварии на линии электропередачи в Запорожской области. Авария произошла по удивительной причине: нелегальные сборщики металлолома отпилили части опоры ЛЭП, в итоге Запорожская атомная электростанция вынуждена была остановить один из шести энергоблоков.
Однако постоянной коммерческой деятельности между Россией и Украиной в области продажи электроэнергии не было. Другое дело, что уже более 15 лет между странами действует техническое соглашение о так называемых взаимных перетоках. Как объяснила украинскому Forbes директор украинской компании «ТрансЭнергоКонсалтинг» Светлана Голикова, суть в том, что в течение суток в энергосистемах двух стран возникают излишки электроэнергии. Так как системы обеих стран работают в параллельном режиме, то излишки «перетекают» на одну или другую сторону. В конце месяца операторы обеих энергосистем подводят консолидированные итоги, и, как правило, все выходит в ноль. То есть излишки, перекинутые из России на Украину, компенсируются излишками с Украины в Россию. Если все-таки есть перекосы в объемах, их нивелируют в течение декады.
Такие же технические соглашения имеются у Украины и с Белоруссией, и с Молдавией, и с Польшей. Все это технически возможно благодаря единой с советских времен энергосистеме. И страны пользуются этим для таких перетоков, тем самым помогая друг другу с излишками или дополнительными объемами при пиковом потреблении. Пропускная способность на границе с Россией составляет всего 1,8 млн кВт⋅ч в месяц, говорит Голикова. Однако Корольчук указывает, что технические возможности для коммерческих поставок электроэнергии из России больше, и перетоки электроэнергии по техническому соглашению – это совсем другое.