Канцлер ФРГ Ангела Меркель утром в пятницу, 24 октября, на саммите ЕС в Брюсселе призвала Евросоюз помочь Украине с оплатой поставок российского газа, передает Deutsche Welle*. «Необходимо обеспечить своего рода промежуточное финансирование», - заявила она. Деньги европейцам нужно найти на период с ноября по февраль, поскольку в феврале Украина получит от МВФ новый пакет помощи. Канцлер отметила, что у России «хорошие основания» требовать предоплату за газ.
Задолженность Украины России оценивается более чем в 5 млрд долларов, 3,1 млрд из них Россия требует оплатить до конца 2014 года. Такая идея расколола единую еврозону на два лагеря.
Два лагеря
Ярким примером служит Польша, которая выступает за то, чтобы ЕС предоставил Украине кредит для решения газового вопроса, а с другой стороны – Словакия, которая считает неправильным то, что «Украина ждет решения своих проблем ото всех, но только не от себя» (цитата премьер-министра Словакии Роберта Фицо).
Почему европейцы должны платить еще и за долги чужой страны, которая к тому же не является частью ЕС?
Директор русских программ Финского института международных отношений Аркадий Мошес считает, что ничего экстраординарного в предоставлении ЕС кредита Украине на оплату газовых долгов нет. «Речь идет не об оплате украинских долгов за газ за счет налогоплательщиков. Речь идет о нормальных кредитных механизмах. Так или иначе эти кредиты будут возвращаться», – считает он, добавляя, что эта идея имеет право на обсуждение.
«Есть люди, у которых это будет вызывать раздражение, и есть люди, у которых не будет. На мой взгляд, суммы, которые Европа потратила на спасение Греции и других южных экономик, просто несопоставимо больше тех сумм, которые могут потребоваться в ближайшее время Украине. Это те суммы, которые европейская экономика не заметит», – объясняет свою позицию эксперт.
Однако граждане ЕС рассказывают газете ВЗГЛЯД, что, хотя ситуация разнится в каждой стране, большинство европейских налогоплательщиков не поддерживают такой вариант поддержки Украины.
Помогать, а не платить долги
«Мое личное мнение, и, на мой взгляд, это мнение большинства европейцев: надо помогать Украине, а не платить по их долгам. Это ужасно большие долги. И у нас в Евросоюзе свои проблемы с долгами. Например, с долгами Греции, Франции, Италии, надо платить за долги Португалии и Ирландии и т. д. ЕС, по-моему, даже не хватит денег на оплату долгов Украины. Поэтому, я думаю, мы как ЕС не можем платить украинские долги и не должны. Поэтому в данный момент большинство европейцев против этого», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт берлинского Фонда имени Фридриха Науманна Саша Тамм.
По его мнению, ЕС должен помогать Украине не прямыми деньгами, а экономическими и политическими методами. Например, открывать европейские рынки для украинских товаров, стимулировать инвестиции европейских компаний в Украину и т. д. «Это не должны быть деньги налогоплательщиков, это должны быть частные деньги в виде инвестиций (в украинскую экономику)», – считает немецкий политолог.
Более 70% итальянцев против
«Более 70% итальянцев, которых мы опрашивали, категорически против антироссийских санкций, поэтому, если госпожа Меркель желает, Германия может вводить санкции или давать деньги и кредиты, но не следует говорить, что этого желают все страны Евросоюза», – считает также депутат партии «Лига Севера» итальянского парламента Паоло Гримолди.
ЕС уже и так много сделал для того, чтобы помочь Украине. «Мы уже дали оружие Украине, ввели санкции против России, на что вполне ожидаемо российская сторона ввела ответные санкции против ЕС. Мы потеряли рабочие места из-за этого, у нас уже появились проблемы с газом, и плата за газ в этом году повысится. Так почему европейцы должны платить еще и за долги чужой страны, которая к тому же не является частью ЕС?» – удивляется Гримолди.
Тем более в то время, когда экономика еврозоны снова вошла в рецессию, так и не сумев из нее выбраться после последнего кризиса. «В Европе не лучшая экономическая ситуация, мы постоянно снижаем расходы, урезаем бюджеты, повышаем налоги и призываем всех экономить, но сейчас мы должны заплатить 2 миллиарда евро только за то, что Меркель не может договориться с Путиным?» – не понимает логики Гримолди.
По его данным, Италия уже дала Украине 90 единиц оружия и боевой техники. «Оно не новое, не ультрасовременное, но тем не менее почему мы должны и это бесплатно давать?» – возмущается Гримолди.
По его мнению, это вообще странная ситуация, что Европа снабжает Украину оружием. «Думаю, в случае конфликтов между двумя странами это худший вариант – помогать одной из сторон вместо того, чтобы сесть за стол и начать диалог», – считает итальянский депутат. «Россия – не маленькая страна, которую можно подвинуть, это гигантская страна, у которой очень много потенциала и силы. В этом конфликте в первую очередь надо начинать решать проблемы совместно с Россией. Как ни крути, это часть Европы по культурным, языковым, религиозным признакам», – считает Гримолди.
Игры с газом опасны для Меркель
И совсем неудивительно, что оплата украинских газовых долгов за счет налогоплательщиков Европы вызывает бурную дискуссию в Германии, которая является сильнейшей экономикой в еврозоне и основной «кормилицей» других членов ЕС.
Газовый вопрос вкупе с прерыванием сотрудничества с Россией может стать тем катализатором, который заставит простых бюргеров, с одной стороны, выйти на улицу на демонстрации против правящего руководства, а с другой стороны – смести нынешнюю власть на ближайших выборах. Такое мнение высказал газете ВЗГЛЯД Штефан Тишер, политический обозреватель из Института имени Льва Толстого в Берлине.
«Я не думаю, что эта абсурдная идея с радостью и восторгом будет воспринята немецким народом. Народ ощущает, что его реально обманывают, и таких людей все больше», – говорит Тишер газете ВЗГЛЯД.
Конечно, они понимают, что от транзита газа через Украину зависит газовое спокойствие Европы, по крайней мере южных стран, да и в Грецию Евросоюз вложил сотни миллиардов евро, а на оплату газовых долгов Украины надо в разы меньше.
Как украинское правительство, так сказать, помогло России Крым вернуть, так и германские власти помогают сами себя свергнуть
Однако недовольство немцев растет давно: Германии как крупнейшей экономике еврозоны уже много лет приходится спасать других членов ЕС, ту же Грецию и других. За счет помощи другим членам ЕС у них самих снижается количество денег в кармане. «Я думаю, что у населения Германии наболело. За последние 20 лет с момента воссоединения Германии у немцев заметно убавилось денег в кошельке. Это ощущает уже почти каждая семья. Еще 40–50 лет назад в немецкой семье стандартно работал один человек – мужчина, жена была домохозяйкой, в отпуск ездили с детьми два раза в год. И свой дом был. Сейчас на одну семью приходится две–три, а то и четыре работы, подрабатывают все, народ замечает, что ему становится жить хуже», – рассказывает Тишер.
«С 2008 года спасают банки, немец это видит. Люди, которые сидели в жирных толстых креслах, наделали много долгов, и за эти долги заплатил простой бюргер. Им тогда уже стало не по себе. Сейчас накладывается проблема со страхованием жизни. У людей забирают деньги через этот инструмент. Налоги постоянно повышаются, собираются ввести плату за автобаны, и так далее, и так далее», – продолжает он.
Наконец, более миллиона немцев пострадали от ограничения сотрудничества с Россией из-за введенных ЕС санкций. «Порядка 350 тыс. рабочих мест зависит напрямую от кооперации с Россией. Если взять семьи этих работников, жен и детей, грубо умножив на четыре, то получается более миллиона человек, благополучие которых зависит от сотрудничества с Россией. Это немаленькие цифры», – подсчитывает Тишер.
В итоге оплата долгов Украины из налогов европейцев может стать тем самым спусковым крючком для более мощных протестных настроений в Германии против политики своих правителей. «Тем более что Газпром здесь – это очень известная компания, он является спонсором разных спортивных мероприятий. А сотрудничество по газу с Россией для Европы, для Германии в частности – это известная тема, и все в принципе всегда были ими довольны, никаких вопросов не возникало», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Почему Украине опасно давать деньги
И, конечно, европейцев беспокоит не только то, что помощь Украине могут оказать из их кармана, но и то, что она может и не сработать. Во-первых, Украина фактически банкрот, дефолт – лишь вопрос времени, и нет никаких гарантий, что Киев вернет эти кредиты. Во-вторых, нет никаких гарантий, что Киев потратит эти европейские деньги именно на оплату долгов Газпрома, а не на что-то другое.
Этого боятся и те, кто принимает решения в ЕС. Даже у сторонников идеи решения газового вопроса Украины за счет кредита от ЕС есть условия и требования: деньги должны быть выделены только под гарантии оплаты газового долга.
По словам Мошеса, европейские чиновники достаточно четко сформулировали свои опасения, что эти кредитные деньги могут быть использованы Украиной нецелевым способом. «Вопрос стоит таким образом: эти деньги не пропадут? Не будут разворованы? Не попадут в руки олигархов? Поэтому и возникает нежелание отдавать деньги непосредственно украинскому правительству, а идет поиск вариантов. Например, создания какой-то посреднической структуры, непосредственно завязанной на европейские финансовые институты и опосредованно – на европейских налогоплательщиков», – считает Мошес.
Впрочем, по его мнению, если эти опасения будут сняты, то сам факт предоставления дополнительного кредитования от ЕС не станет политическим раздражителем для европейских налогоплательщиков. Но Тишер с этим не согласен: «С каждым годом и с каждым решением среди немцев крепнет чувство, что их обманывают. Фрау Меркель уже три раза присягала на то, чтобы отвращать любые негативные последствия от немецкого народа, а делает совершенно противоположное. Предоставление кредита Украине встряхнуло бы немецкого обывателя, до него бы окончательно дошло, что его правительство делает все, чтобы навредить немецкому народу, а не наоборот».
«Как украинское правительство, так сказать, помогло России Крым вернуть, так и германские власти помогают сами себя свергнуть. У народа потихоньку все это накипает», – считает Тишер.
Таким образом, руководство ЕС, которое принимает решения, понимает, что Украина хоть и не член ЕС, но играет важную роль в обеспечении газовой безопасности Европы. И хотя в самой еврозоне экономика падает, и европейцам приходится затягивать пояса, дать кредит Украине будет дешевле, чем заплатить ту цену экономических и политических последствий затяжного газового кризиса для населения и промышленности ЕС, который может устроить Украина этой зимой. Киев этим пользуется и шантажирует, требуя оплатить долги за газ.
Если Россию беспокоит, что обещание отдать долг Украина вряд ли выполнит, даже подписав обязывающее соглашение, то ЕС боится подстраховывать Россию, взяв на себя ответственность за Киев. Потому что, даже выделив кредит на оплату долгов России, Киев может не заплатить. Власти на Украине не доверяет уже никто.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента