Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер после переговоров с российской и украинской сторонами заявил о прогрессе. Он надеется, что газовое соглашение будет подписано на встрече 29 октября. Однако прогрессом эти переговоры, которые закончились накануне поздним вечером, назвать сложно.
Будут у Украины деньги – будет подписан документ, не будет – будем ждать, когда появятся
Казалось, что в пятницу в Милане стороны уже все обсудили, со всем планом согласились, осталось только подготовить документы и поставить подписи. Глава Минэнерго РФ Александр Новак улетел в Брюссель с позитивными ожиданиями: «Договоренности были достигнуты в Милане, и мы рассчитываем сегодня их оформить». Даже премьер-министр Украины Арсений Яценюк до начала переговоров уверял, что Украина готова к подписанию временного соглашения на осенне-зимний период.
На среду в Москве даже была намечена пресс-конференция по итогам трехсторонних переговоров по газовому вопросу с участием Алексея Миллера и Александра Новака. Однако утром пришло сообщение об отмене мероприятия. Как пояснил официальный представитель Газпрома Сергей Куприянов, перенос пресс-конференции связан с тем, что на трехсторонних переговорах ЕС – Россия – Украина по газу «взята пауза».
Самый главный момент, который мешает подписанию временного соглашения, это отсутствие гарантий от ЕС, что Украина оплатит долги и внесет предоплату за газ. Это главное условие России.
«Мы готовы были подписать документы и вчера, поскольку мы считаем, что все договоренности были достигнуты, но если бы украинская сторона подтвердила наличие у себя финансовых ресурсов, тогда не было бы особой проблемы достичь окончательной договоренности», – подытожил Александр Новак в среду. «Будут у Украины деньги – будет подписан документ, не будет – будем ждать, когда появятся», – добавил министр.
Украина же по-прежнему платить не хочет. На вчерашних переговорах неожиданно снова появились непонятные требования и условия со стороны Украины, которые озвучил Эттингер. Во-первых, России было предложено применить взаимозачет, который предполагает транзитную предоплату в счет оплаты поставок газа на Украину. Другая идея Украины – чтобы одна из европейских компаний могла выступить в роли посредника. По словам еврокомиссара, если Нафтогаз не сможет платить по российским счетам, она могла бы закупать российский газ с его последующей перепродажей Украине. В качестве европейского посредника рассматривается компания Gdf Suez.
Однако Россия категорично отвергла такие попытки Украины по сути не платить живых денег. Как говорит Миллер, «так называемый взаимозачет – это фактически кредитование Газпромом Нафтогаза. Речь идет опять о том, что Газпром должен сделать предоплату за будущие услуги по транзиту». Однако такая «лавочка» для Украины отныне закрыта, что никак не может понять Киев. «Позиция Российской Федерации была озвучена нашим президентом Владимиром Путиным в Милане, что мы на себя новых обязательств по финансированию Украины брать не будем», – напомнил глава Газпрома.
Появление посредника между Газпромом и Нафтогазом Миллер также отверг: между сторонами есть договор, по нему и надо работать. Россия согласна только на cash в обмен на газ и на условиях контракта. Газпром и так пошел на компромисс и дал скидку в 100 долларов к контрактной цене.
«Разумеется, Газпром больше не хочет заниматься кредитованием Нафтогаза. Нафтогаз не только до сих пор не исполнил своих долговых обязательств, но и умудрился обратиться в Стокгольмский арбитраж с целью оспорить ту цену, которая была заложена в основу юридической договоренности. Газпром просто не хочет повторять ошибок, допущенных с украинским партнером раньше», – говорит руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.
Позиция России четкая и прозрачная. Еще в пятницу, в Милане, Россия и Украина пришли к согласию по поводу схемы оплаты долгов Газпрому, покупки российского газа и цене на него. Схема такова: Киев платит 1,45 млрд долларов – это долг за 2013 год – до конца октября. Плюс на 1,6 млрд долларов вносит предоплату за новые поставки газа, потому что поставлять газ в кредит и годами набирать долги Россия больше не намерена. И наконец, до конца этого года Киев должен заплатить еще 1,6 млрд долларов – это долг за второй квартал этого года. Причем сумма этого долга пересчитана задним числом со скидкой в 100 долларов – по цене 385 долларов вместо контрактной в 485 долларов за тысячу кубометров.
Российский план предельно понятен, и ниже этого компромисса Россия опускаться не будет, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, «даже оформление плана на бумаге не дает никаких гарантий со стороны Украины. Пока на счет Газпрома не придут деньги – эти 1,45 млрд долларов за долги и предоплата на 1,6 млрд долларов, нельзя говорить о прорыве. Пока этих денег нет, велика вероятность того, что опять появится какой-нибудь Продан или Яценюк со словами, что мы неправильно их поняли», – считает Константин Симонов.
Поэтому новая пауза, взятая по газу, его нисколько не удивляет. Он напоминает, что на самом деле стороны договорились об этом плане не вчера, и даже не в прошедшую пятницу на миланской встрече, а еще три недели назад, на переговорах в Берлине.
«Тогда была пятница, вечер. Я радостно прокомментировал, что наконец-то договорились. А потом через час вышел Яценюк и сказал, что вы нас неправильно поняли, никаких долгов мы погашать не собираемся. Да, у нас есть деньги от МВФ, но мы русским не заплатим. А как мы неправильно поняли? Яценюк же по-русски говорил, как его не понять-то? В итоге все развели руками, три недели ходили и опять вернулись к этому плану. То есть в Милане по сути ничего нового не было сказано. У Украины денег нет, но их готов был выделить МВФ еще три недели назад», – сказал газете ВЗГЛЯД нефтегазовый эксперт.
Осталось только, чтобы ЕС взял на себя обязательства проконтролировать Украину: чтобы, если она встанет в позу и снова не будет платить, Россия могла потребовать денег с ЕС.
Украина, конечно, заявляет о том, что на счетах страны есть 3,1 млрд долларов, которые зарезервированы на оплату газа. Но украинское руководство потеряло всякое доверие: даже его подпись под документами совершенно не означает, что Киев будет выполнять договор и платить.
«Газпром готов подписать «зимний план», но сначала нужно получить ответ по источникам финансирования для Украины в предстоящий период. Учитывая, что украинская газовая компания фактический банкрот, надеяться ей приходится только на помощь со стороны ЕС. Если бы еврозона готова была исполнить долговые обязательства за Украину, а потом еще и оплатить запланированный к поставке в зимний период газ, Газпром точно не возражал бы», – говорит Артем Деев.
Почему ЕС не хочет брать на себя гарантии по обязательствам Европы? Потому что это грозит ему огромными проблемами, как экономическими, так и политическими.
С одной стороны, если Европа не выделит из европейского «общака» кредиты Киеву, то зимой не избежать серьезных перебоев с поставкам газа на юго-востоке Европы. Причем газовый коллапс будет намного более масштабным и долгим, чем зимой 2008/2009 годов. Почти половина Евросоюза замерзнет, и жители этой части страны абсолютно справедливо обвинят в этом своих политиков, которые полгода знали о грозящей проблеме, но так и не сумели ее предотвратить. Полетят головы руководителей европейских стран и самого ЕС. Бунты гарантированы.
С другой стороны, европейцам не понравится, что им придется платить за Украину, которая не только не является членом ЕС, но вообще не факт, что когда-нибудь им станет.
Большинство в Евросоюзе, в том числе более сильные игроки, были изначально против решения проблем Украины за счет европейцев. «У украинцев нет денег, чтобы расплатиться за газ. Русские хотят получить свои деньги, а платить должен Европейский союз?» – крайне удивился глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн в понедельник, отвечая на вопрос российского агентства.
Канцлер Германии Ангела Меркель накануне в Братиславе полностью согласилась с мнением премьер-министра Словакии Роберта Фицо. Последний заявил: «Прошу прощения у гостьи, но как человек откровенный я хотел бы сказать, что у меня такое ощущение, что Украина ждет решения своих проблем ото всех, но только не от себя. Хотелось бы видеть, какие меры предпринимает сама Украина для решения собственных проблем». Меркель согласилась с коллегой: «Наши позиции в этом полностью сходятся. Для решения ситуации на Украине действовать должна каждая сторона».
Словацкий министр напомнил ЕС, что когда сама Словакия 21 год назад обрела независимость, то республике все пришлось начинать заново, население пережило труднейшие реформы, но никто извне бесплатно не погасил ни один долг Братиславы. Фицо явно намекает – с какой стати Украина должна стать особенной?
Интересно, что Новак, как и Эттингер, выразил надежду, что на переговорах 29 октября будет достигнуто окончательное решение. Тогда как у Арсения Яценюка другие ожидания. По его словам, Киев не испытывает оптимизма по поводу следующего раунда переговоров по газу 29 октября в Брюсселе.