Россия готова обсуждать создание зоны свободной торговли с ЕС, заявил во вторник глава МИДа Сергей Лавров. По его словам, попытка разорвать экономики России и ЕС не будет способствовать успешному развитию мирового бизнеса, «важно объяснить недопустимость таких игр с экономикой». «Она таких игр не терпит», – добавил он.
В случае создания зоны свободной торговли с Евросоюзом из переговорного процесса исключаются другие страны, и в первую очередь США
Создание ЗСТ с ЕС – идея, которая обсуждается уже много лет. Последний раз президент России Владимир Путин предлагал Брюсселю обдумать ее в начале года, еще до госпереворота на Украине и санкционной войны. При этом Путин имел в виду европейскую и евразийскую интеграцию. То есть речь шла о зоне свободной торговли между одним союзом – ЕС, и другим союзом – Евразийским экономическим, созданным в мае этого года Россией, Белоруссией и Казахстаном. ЕЭС должен начать работу с 1 января 2015 года.
То, что Россия по-прежнему готова обсуждать создание зоны свободной торговли с ЕС, несмотря на недружественные шаги европейцев, может показаться неожиданным. Тем более Россия уже и так является членом ВТО, зачем ей еще и ЗСТ? Однако у зоны свободной торговли есть одно преимущество – это механизм принятия решений. «В случае создания зоны свободной торговли с Евросоюзом из переговорного процесса исключаются другие страны, и в первую очередь США», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Кроме того, таким шагом Москва дает сигнал, что в ее планы не входит разрывать экономические связи с ЕС. Россия показывает, что может признать все эти санкции недоразумением при своевременной отмене ограничений.
«Это логичный шаг российского внешнеполитического ведомства. Потому что любые переговоры о возможном создании зоны свободной торговли между нашей страной и ЕС неизбежно затронут тему действующих сейчас антироссийских санкций. Это может снизить их негативное давление на российскую экономику на фоне одновременного падения цен на нефть», – говорит Дмитрий Лукашов.
Плюсы и минусы
Создание зоны свободной торговли между Россией и странами ЕС должно снять таможенные барьеры для отечественной продукции, что благоприятно скажется на конкурентоспособности российских товаров и услуг за рубежом. Это может стать залогом роста экономики России и повышения уровня доходов населения, указывает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.
«Экономика нашей страны остро зависит от прибыли экспортно ориентированных компаний и их налоговых отчислений в федеральный бюджет. Именно эти представители бизнеса являются основными налогоплательщиками, и благодаря их вкладу в государственную казну в стране реализуются крупные проекты», – поясняет она.
С другой стороны, российские компании, ориентированные на внутренний рынок, могут не справиться с возросшей конкуренцией со стороны иностранных игроков. Более того, могут исчезнуть целые сектора экономики, так как их просто задавят более сильные импортные соперники. Яркий пример – это сельское хозяйство. Импортная продукция дешевле благодаря огромным субсидиям, которые ЕС предоставляет своим фермерам (в разы меньше, чем в России), и несоизмеримо более низким процентным ставкам по кредитам.
Чтобы нивелировать такие отрицательные последствия, необходимо благодаря господдержке для начала поднять «слабые» отрасли экономики России. Собственно, благодаря ответным санкциям Москва как раз пытается это сделать.
Для ЕС создание зоны свободной торговли с Россией и ЕЭС еще более выгодно. «Экономики многих стран ЕС еще далеки от докризисных показателей. Способом преодоления этой ситуации как раз может стать увеличение товарооборота предприятий за счет роста продаж на российском рынке», – говорит Тамара Касьянова.
Причем такое партнерство предоставит даже больше преференций европейским производителям, чем российским, отмечает Дмитрий Лукашов. Во-первых, открытие границ сразу замедлит процесс импортозамещения в России. Во-вторых, 85% российского экспорта – это минеральное сырье, включая углеводороды, а они пользуются отличным спросом на мировом рынке и без всяких ВТО и ЗСТ. Евросоюз же, напротив, будет поставлять готовую продукцию, конкурирующую с азиатскими и американскими товарами.
В отличие от Украины
Зона свободной торговли ЕС и ЕЭС – это совсем не то, что пытается сделать Украина, заключая похожее соглашение с Евросоюзом. За зону свободной торговли Украина платит тем, что должна выполнить все политические и экономические требования Брюсселя. Только после того, как Киев взял на себя обязательство перекроить свою систему и экономику на заданный Брюсселем лад, ЕС выразил готовность обнулить пошлины в обмен на обнуление пошлин Украиной. Поблажка со стороны Брюсселя в виде отсрочки действия экономической части ассоциации для Украины на два года – это лишь вынужденная необходимость. В противном случае на руках у Брюсселя окажется труп, реанимировать который никакие деньги уже не помогут.
Однако ЕС не нужна и экономически и социально сильная Украина. Все экономические требования ЕС для Украины, например по урезанию госдотаций на газ и услуги ЖКХ, рост тарифов для потребителей (причем в разы) или урезание дотаций для угольной промышленности – это задел на будущее. Украина должна наладить свою бюджетную политику ценой благосостояния своего населения, чтобы быть в состоянии расплатиться по международным кредитам. Но лишних денег – на инфраструктуру, новые производства и т. д. – у Киева быть не должно. Чтобы расплатиться с долгами, в условиях жесткой экономии Украине придется за бесценок приватизировать предприятия, распродавать заводы и производства, земли и природные ресурсы.
Маленькой и беспокоящейся о своей экологии Европе нужно место для токсичных производств, не говоря уже о том, что украинцы, в отличие от европейцев, не будут против добычи нетрадиционных ресурсов (угрожающих загрязнением рек и озер). Логично, что на Украине должна быть дешевая рабочая сила, поэтому Брюсселю абсолютно невыгодно поднимать благосостояние ее граждан.
Интересно, что еще в 2011 году Россия предлагала Киеву вместе создавать зону свободной торговли с ЕС – после присоединения Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. И тогда речь шла как раз о создании ЗСТ к 2015 году. Главное отличие в том, чтобы создавать ЗСТ с Европой не на индивидуальном уровне – Украина с ЕС, Россия с ЕС и т. д., а именно ЗСТ между ЕЭП и ЕС. Выигрыш был очевиден. ЗСТ между союзами, а не отдельной страной и ЕС, позволяет получить больше выгод благодаря внешнеполитическому весу России и в целом ЕЭС.